2 апреля 2007 г.
Сегодня - первый в постсоветской России общенациональный траур, объявленный по одному человеку. В память о Борисе Ельцине по всей стране приспущены государственные флаги, телевидение прекратило трансляцию рекламы и развлекательных передач, Владимир Путин перенес последнее в качестве президента ежегодное послание Федеральному собранию на 26 апреля и создал комиссию по организации похорон во главе с руководителем кремлевской администрации Сергеем Собяниным, а Совет федерации решил всем составом приехать на Новодевичье кладбище, где похоронят великого реформатора. Вчера в храме Христа Спасителя началось прощание с ним простых граждан.
На церемонию похорон Бориса Ельцина на центральную аллею Новодевичьего кладбища Москвы сегодня в полдень приедут все первые лица России: президент Владимир Путин, премьер Михаил Фрадков, первые вице-премьеры Дмитрий Медведев и Сергей Иванов, спикеры Федерального собрания Сергей Миронов и Борис Грызлов, а также министры, сенаторы и депутаты. Прилетят бывшие президенты США Джордж Буш-старший и Билл Клинтон, Польши - Лех Валенса, премьер-министр Украины Виктор Янукович, президент Белоруссии Александр Лукашенко, бывший премьер-министр Италии Джулио Андреотти и множество других бывших и нынешних лидеров.
Общенациональный траур в России по одному человеку еще не объявляли - это традиция советских времен, когда всех руководителей государства априори считали великими деятелями. А со времени трагедии в Ростовской области в 1996 году, когда столкнулись поезд и автобус, в результате чего погибли 19 человек, в том числе 17 детей, в стране существует негласное правило, по которому траур объявляется только в тех случаях, когда количество жертв не менее сотни (см. справку). Однако вряд ли траур по Борису Ельцину стоит считать возвратом к советским традициям, потому что величие бывшего президента очевидно уже сейчас.
"Он пришел дать нам свободу"
Чтобы попрощаться с эпохой в лице Ельцина, люди стали собираться у входа в московский храм Христа Спасителя с 12 часов дня, из-за чего ближе к вечеру улицу Волхонка пришлось частично перекрыть. Как только в половине пятого дверь храма открылась, людской поток бесшумно хлынул ко гробу первого российского президента. Здесь были разные люди - от пенсионеров с цветами и портретами первого президента до любопытных туристов.
«Для меня Ельцин - это человек, который спас Россию от крови и голода. Он пришел дать нам свободу», - со скорбью сказала пенсионерка Янина Генриховна. Молодое поколение в лице студента МГУ Геннадия считало своим долгом попрощаться с великим человеком: «Для меня это важно как историческое событие. Борис Николаевич изменил жизнь в нашей стране, и все это происходило на наших глазах. Насколько я понимаю, граждане страны были не просто наблюдателями, а участниками тех событий, и это очень важно».
"При нем я прожила лучшие годы"
По периметру храма Христа Спасителя милиция поставила железные ограждения, внутри которых двигалась очередь. По оценкам сотрудников милиции, руководивших процессом, в первый же час прощания в храм пришло около тысячи человек.
Еще больше их стало вечером, когда закончился рабочий день, но и ночью людской поток не иссякал.
Очередь двигалась довольно быстро. Единственное, что тормозило движение, - это металлоискатели на входе.
У гроба, обернутого в триколор, стоял почетный караул президентского полка. Солдаты в мундирах цвета морской волны с золотыми позументами сменяли друг друга каждые 15 минут. Священнослужители в белоснежных одеяниях читали отходные молитвы. Неподалеку сидели родственники Бориса Ельцина, все в черном. Наина Иосифовна плакала. Над иконостасом с пасхальной ночи осталась висеть ярко-красная растяжка с надписью «Христос воскресе!». Через 15 минут после того как начали пускать людей, на столе рядом с гробом уже высилась гора цветов. Рядом со скромными гвоздиками лежали огромные букеты роз, на выходе стояли пышные венки от таких официальных ведомств, как ФСБ и администрация президента. Спустя час цветы пришлось уносить, так как новые класть было некуда.
Люди, которые пришли просто посмотреть на первого президента вблизи, сразу выходили из храма, а те, кто действительно хотел проститься с человеком, изменившим ход современной истории России, все стояли и стояли около ограждения внутри храма. «Это мой президент. При нем я прожила лучшие годы своей жизни», - вытирая слезы, говорила пожилая женщина.
Атмосферу скорби несколько нарушали милиционеры, которые торопили людей со словами: «Все, простились - и на выход!»
"А сейчас что?"
ГУВД Москвы пригнало на Волхонку несколько автобусов с милицией и ОМОНом, были и машины скорой помощи. На этот раз бойцы в камуфляже отдыхали. Усмирять было некого, поэтому омоновцы спокойно подкреплялись в ближайшей забегаловке.
Спустя несколько часов ситуация незаметно изменилась. Скорбная церемония прощания превратилась в бесплатную экскурсию для туристов и случайных прохожих. На лавочке рядом с храмом сидели туристы из Индии с развернутой картой и переживали по поводу того, что экскурсия в храм сорвалась. Одна старушка вспоминала похороны Брежнева: «Туда народ автобусами свозили, на работе отгулы давали, а сейчас что?»
Какая-то женщина в белом плаще развернула газету с заголовком «Перед смертью Ельцин успел замолить грехи» и показывала всем.
Общий настрой перестал быть торжественно-печальным. В толпе, растянувшейся почти на полкилометра, говорили о политике, вспоминали походы в молодости в бассейн «Москва», в советское время находившийся на месте храма Христа Спасителя, обсуждали погоду и виды на дачный урожай. В общем, говорили о чем угодно, и отнюдь не приглушенным тоном, как приличествует событию. Однако политику Ельцина никто не осуждал. Все ненавистники и хулители первого президента, сумевшего кардинально изменить облик не только страны, но и мира, остались дома.
По ком звонил колокол
Общенациональный траур не регламентирован законодательством России. Исключительное право объявлять траур посредством специального указа имеет президент. СССР скорбел только по случаю кончины своих лидеров - Владимира Ленина, Иосифа Сталина, Леонида Брежнева, Юрия Андропова и Константина Черненко. Исключение составили Никита Хрущев (траура не было и Юрий Гагарин (траур был).
Впервые в СССР общенациональный траур не по вождю или герою генсек ЦК КПСС Михаил Горбачев объявил в 1988 году после страшного землетрясения в Армении (погибли 25 тысяч человек). Последний советский траур был в 1989 году после взрыва газопровода в Башкирии и гибели 575 пассажиров двух поездов, оказавшихся рядом по трагической случайности.
В постсоветской России президент Борис Ельцин объявлял общенациональный траур 10 раз. При этом количество жертв в расчет не принималось. Страна одинаково скорбела 31 мая 1995 года, когда в сахалинском Нефтегорске в результате землетрясения погибли более 2 тысяч человек, и 28 сентября 1996 года, когда из-за столкновения автобуса с поездом в Ростовской области погибли 17 детей и двое взрослых. Первый траур Ельцин объявил 7 октября 1993 года в память о 137 погибших в результате боевых действий в Москве, а последний - 13 сентября 1999 года по 297 жертвам терактов в Москве и Буйнакске.
Нынешний траур станет 11-м, объявленным Владимиром Путиным. Предыдущие были 23 августа 2000 года (8 августа затонула подлодка "Курск" со всеми 118 членами экипажа);
5 июля 2001 года (днем ранее разбился Ту-154 под Иркутском, 145 жертв); 22 августа 2002 года (за три дня до этого террористы подбили вертолет Ми-26 в Чечне, 127 погибших); 28 октября 2002 года (в память о 129 жертвах захвата террористами театрального центра на Дубровке 23-26 октября); 26 августа 2004 года (теракты 24 августа на самолетах Ту-134 и Ту-154, 90 жертв); 6-7 сентября 2004 года (катастрофа в Беслане 1-3 сентября, 331 погибший, в том числе 172 ребенка); 5 мая 2006 года (гибель в Черном море 3 мая самолета А-320 "Армянских авиалиний" с 113 пассажирами и членами экипажа); 10 июля 2006 года (новая трагедия в аэропорту Иркутска: при аварии А-310 погибли 125 человек); 24 августа 2006 года (падение 22 августа Ту-154, 170 жертв), днем ранее траур объявлен на Украине, в небе которой случилась катастрофа; 21 марта 2007 года (падение Ту-134 в Самаре 17 марта, авария на шахте в Кузбассе 19 марта и пожар в доме престарелых на Кубани 20 марта, всего 175 погибших).
"Некоторые из достижений Ельцина определенно необратимы". Зарубежные СМИ о первом российском президенте
Financial Times, Великобритания: «Борис Ельцин обладал физической и моральной силой, чтобы на своих плечах вынести колоссальное бремя управления страной в переходный период. В начале своего правления он постиг благодаря разуму или же интуиции, что требовалось стране. Но поскольку ему не хватало силы воли или последовательности, он не смог претворить в жизнь, не говоря уже о том, чтобы поддерживать, необходимую политику, чтобы довести свои идеи до логического завершения. Со временем ему осталось лишь констатировать факт, что страна не может реформироваться самостоятельно… По меньшей мере спорным является утверждение, что более "сильная рука" с тем стилем правления, который свойственен в России, могла бы замедлить процесс болезненного, но необходимого разрушения командной экономики. Борис Ельцин оставил своим последователям конституционную базу, начальную инфраструктуру рыночной экономики и зачатки гражданского общества, которое он никогда не пытался подавлять».
The Washington Post, США: «Как это ни трагично, Ельцин собственными руками уничтожил многое из того, чего достиг. В 1993 году он приказал военным взять штурмом то самое здание, которое ранее защищал. Еще хуже было вторжение в следующем году в Чечню: оно не покончило с движением за независимость, но разрушило республику, уничтожило десятки тысяч человек и подготовило еще более кровавую войну, которую начал Путин. В 1996 году Ельцин победил на вторых свободных президентских выборах, но лишь после того как заключил грязную сделку с группой бизнесменов, которые в обмен на финансирование его избирательной кампании завладели крупными российскими предприятиями. Часто болевший, казавшийся подвыпившим, он допустил расцвет коррупции и анархии в государственных структурах и вне их. Россиянам казалось, что его глупые выходки позорят страну.
Циники могут спросить: так ли сильно сегодняшняя Россия отличается от той, какой она могла бы стать, если бы Ельцин не забрался на танк и путч 1991 года состоялся? В любом случае, некоторые из достижений Ельцина определенно необратимы, и среди них - освобождение стран Балтии и создание в России класса предпринимателей. Кроме того, живо воспоминание об освобожденном обществе времен Ельцина - периодом, который для многих был эпохой хаоса и страданий, но также эпохой свободы слова, свободы собраний и свободных выборов. В настоящее время большинство россиян, по-видимому, одобряют путинский авторитаризм как лекарство от хаоса. Со временем они, возможно, вновь потянутся к свободе - тому лучшему, что принес им Ельцин».
Sueddeutsche Zeitung, ФРГ: «Со времен Ленина ни один российский политик не переворачивал страну с ног на голову так бесцеремонно. Ельцин был революционером: он сверг старый порядок. Бывший коммунистический функционер не оставил от Советского Союза камня на камне и попытался создать новую Россию. Республика, которая вышла из-под его рук, застряла где-то между демократией с самодержавными чертами и самодержавием с пародией на демократию… Неуслышанной осталась его просьба о прощении. Владимир Путин, который занял место Ельцина в Кремле, не высказывал ему личных претензий, даже поздравил его с 75-летием. Но тем суровее Путин расправился со всем тем, что связывает Россию с ельцинской эрой».
Кем был Ельцин для России?
Элина Быстрицкая, народная артистка СССР
Я думаю, что Борис Николаевич очень много сделал для России и для мира. Во всяком случае демократические преобразования в нашей стране начались именно при нем. Я очень хорошо помню, как все мы были заряжены желанием что-то сделать, как-то поддержать страну и помочь ей. Конечно, я имею в виду всех активных членов общества. По крайней мере я ничего дурного о нем сказать не могу. Когда человек уходит и его уже нет, у нас очень любят говорить: ах, какой же он был хороший! Но я думаю, что Борис Николаевич при жизни слышал очень много нелестного в свой адрес, и, наверное, от этого ему было горько. Он во всем был крупным и широким человеком. Таким он и остался в моей памяти.
Александр Митта, кинорежиссер
Как ни начну думать про Ельцина, все мучает вопрос: а как бы изменилась судьба России, если бы он большую часть своего времени был трезвым? Эта мысль мне мешает дать объективную оценку, потому что уж слишком много времени он был не в форме, слишком много очень важных для России решений было принято при его ограниченном контроле. Но сейчас не время об этом говорить, а просто можно сказать, что он был очень яркой фигурой. Не будь его, Россия была бы совершенно другой. А какой? Кто сейчас может об этом сказать...
Кирилл Лавров, народный артист СССР, президент Международной конфедерации театральных союзов
Каждого человека мы оцениваем по тем добрым делам, которые он сделал для каждого из нас лично, а для меня Ельцин сделал очень много. Он нас и поддержал, и помог встать на ноги (я имею в виду Международную театральную конфедерацию), наконец, он просто по-человечески хорошо ко мне относился. Это был удивительный человек - противоречивый, сложный, однако это была целая эпоха, наша история. Вообще, русскому народу свойственно все быстро забывать, но Ельцина забывать никак нельзя: он пусть и с ошибками, какими-то перехлестами, но действительно много сделал для России. Иногда за него было стыдно, иногда мы им гордились, однако это был неординарный человек. Сейчас мне очень тяжело, и хотелось бы выразить самые горячие слова поддержки родственникам Бориса Николаевича.
Игорь Кириллов, диктор, народный артист СССР
Для меня он был разным. В начале его карьеры как первого секретаря Московского горкома партии мне казалось, что это человек, который привнес в нашу жизнь действительно что-то новое, неожиданное и демократичное. С ним были связаны наши общие надежды на улучшение жизни, причем не только России, но и Советского Союза. А когда СССР был разрушен, это, конечно, очень насторожило всех нас. И все-таки мы и после этого голосовали за него как за президента, потому что и тогда надеялись, что жизнь опять изменится к лучшему. В какой-то мере она изменилась, а в какой-то, если говорить откровенно, и ухудшилась. Он, безусловно, нес и провозглашал свободу, может быть, даже излишнюю (особенно в СМИ), и мы ее чувствовали. Кстати, это России, может быть, и не совсем подходит.
Да, при нем изменилось многое, и он вполне заслуженно оставил после себя какое-то светлое пятно.
Наталья ЭЛЬДАРОВА