2 февраля 2007 г.
Юрий ДОЛГИХ,
актер театра САМАРТ, заслуженный артист РФ:
- Вам не приходилось жалеть о своем выборе?
- Никогда. Хотя были и сложные времена. Сейчас наш театр входит в число 50 лучших театров Европы, а когда я пришел сюда, он находился в очень трудном положении. Был флагман – Самарский театр драмы, а нас не воспринимали всерьез, пытались даже закрывать. Очень многое пришлось пережить. Зато сформировался совершенно особый коллектив, где нет дрязг, сплетен, куда приходишь, как к себе домой.
- Как вы для себя решаете проблему самооценки?
- Вы не поверите, но у меня нет никаких амбиций! Есть звание заслуженного артиста, и кто-то говорит, что это здорово, но я этого не ощущаю. Я чувствую исключительно дополнительную ответственность. Ведь когда зритель видит в афише рядом с твоей фамилией почетное звание, он ждет чего-то особенного от твоей игры, и важно его не разочаровать. А те дополнительные знаки внимания, которые я получаю, как, например, медаль «За заслуги перед Отечеством» от президента, они очень приятны, но я за ними не гонюсь. Меня устраивает мой коллектив, та уникальная режиссура, с которой мы часто имеем дело в САМАРТе, и поэтому я с удовольствием жду новых работ.
- Когда вы стали ставить спектакли, вы часто выбирали именно подростковую тематику. С чем это связано?
- С тем, что я работал в театре для детей и молодежи. Но мой первый спектакль был не для них. Раньше, как, наверное, и сейчас, у актеров было много побочной работы. Я участвовал в организации первого коммерческого театрального проекта «Рампа». Первый спектакль, который мы поставили – это «Мурлин Мурло» по пьесе очень популярного сегодня, а тогда почти неизвестного Коли Коляды. Мы познакомились с ним в 1988 году во время организованной для культурных деятелей поездки по Турции и Египту. Нас поселили в одном номере, и когда Коляда узнал, что я ничего не взял с собой почитать, кроме одной книжки, он выдал мне для чтения свои пьесы. Представьте: автор спит на соседней кровати, я читаю, вдруг в какой-то момент прыскаю со смеху. Коля, не открывая глаз, спрашивает: «Какая страница?». Я отвечаю: «22». Он говорит: «Правильно» и начинает мирно посапывать дальше. Я попросил у Коляды права поставить в Самаре «Мурлин Мурло», но поскольку он уже отдал пьесу Галине Волчек, то согласился на нашу постановку с условием, что она не должна выйти раньше, чем в театре «Современник». Мы выпустили спектакль чрез месяц после московской премьеры. Кстати, во время той поездки Коляда часто доставал блокнот и записывал какие-то мои присказки. «Я тебя прославлю», - говорил он. И действительно, часто в его пьесах, фильмах, поставленных по его сценариям, нахожу свои любимые словечки.
- Многие артисты САМАРТа – ваши бывшие ученики. Сложно дается переход из роли преподавателя к роли коллеги?
- Наиболее сложно было с первыми моими выпускниками - Димой Добряковым и Игорем Рудаковым. Теперь они уже мастера сцены, а по началу я, конечно, очень волновался. Когда они пришли в театр, я сказал, что больше не буду носиться с ними, как клушка. «Всегда помогу вам советом, - сказал я им, - но это уже ваша жизнь, ваша карьера, и все теперь зависит от вас. Как личности вы должны развиваться сами, сами творчески совершенствоваться». Могу сказать, что за своих мне никогда не было стыдно. Они все замечательные люди и талантливые актеры. Что же до моих нынешних учеников, то и они меня очень радуют. У нас в Академии культуры много замечательных проектов. Я счастлив, что у нас открылась кафедра актерского искусства, и мы смогли наладить связи и совместную работу с художественным музеем, с кафедрой дизайна архитектурной академии. С молодыми дизайнерами мы поставили два спектакля, которые свозили на два международных фестиваля. Надеемся в ближайшее время сделать совместную работу с Альянс Франсез. В моей жизни академия сейчас занимает очень важное место, и единственное, чего я бы сам себе пожелал – как можно больше таких замечательных учеников!
Алена Киселева