2 февраля 2007 г.
Как партия «Зеленых» превратилась в партию «голубых»? Будет ли новый губернатор бороться с самарским бизнесом? Как Виктор Тархов проиграл Михаилу Родионову? Почему самарские штабы партий до сих пор не приступили к работе? Об этом и многом другом в эксклюзивном интервью порталу «СО» рассказал политический консультант Лев Павлючков.
«Я никогда не хотел быть членом крупной группы»
- Какое отношение вы имеете к ГК «СОК»?
- Я являюсь человеком достаточно свободным, за что меня часто упрекают. И я никогда, ни в каком виде не хотел быть членом какой-либо корпорации или большой системной группы. В настоящий момент я являюсь директором по развитию в одном из научно-консультативных центров, а так же занимаюсь самостоятельными частными политическими и бизнес-проектами.
- Но ведь раньше вы работали с группой «СОК»?
- С ГК «СОК» я очень близко знаком, прежде всего, через Виталия Ильина, которого считаю своим товарищем. Он, как известно, сегодня занимает пост председателя Самарской городской думы, а в прошлом занимал пост вице-президента СОКа. Собственно, тогда мы с ним и познакомились. Виталий попросил меня провести выборы в Удмуртии, где в думу баллотировался директор завода «ИЖ-Авто». Я консультировал этого человека, в итоге он стал депутатом госсовета республики. Конечно, я помогал Виталию с его последними мэрскими выборами. Они завершились, на мой взгляд, с результатом, который по сути дела предопределил судьбу Георгия Лиманского и восхождение на его место Виктора Тархова.
- Разве до выборов мэра вы не помогали ему в 2004 году в ходе предвыборной кампании в думу? Не вели других кандидатов от группы «СОК»?
- Естественно, поход Виталия в мэры начался с его похода в городскую думу. И я помогал ему на тех выборах. Просто я отметил выборы мэра как наиболее близкий политический факт, который все наверняка помнят.
- На днях я видела визитку, где вы значитесь, как сотрудник управления социальных программ группы «СОК»…
- Ничего об этом не знаю и считаю, что это провокация. Визитку может сделать любая типография. Я готов в течение 30 минут напечатать визитки, где буду значиться президентом республики Габон.
«Зеленые стали голубыми»
- У вас репутация политтехнолога, занимающегося выборами в регионах. В каких субъектах вы сейчас работаете?
- Я сейчас курирую ситуацию в 10 регионах.
– Каких?
- Я не могу их назвать. Об этом можно будет говорить только после 2 декабря. Могу только сказать, что я не виду кампании «под ключ», просто есть люди и организации, которым нужны политические, социологические консультации. С ними я и работаю, но обозначать их имена не принято.
- Самарская область входит в число этих регионов?
- Нет, поскольку в данный момент мои традиционные партнеры не участвуют в политическом процессе. Я имею ввиду партию «Зеленых», членом которой я являюсь, но ряды которой намереваюсь покинуть.
- С чего это связано?
- Дело в том, что в прошлое воскресенье мне удалось посетить съезд этой партии. Хочу отметить, что до этого момента, я полностью разделял их установки и программу, я считал и по-прежнему считаю, хотя теперь уже с определенными оговорками, что партия «Зеленых» могла бы стать стабильным элементом формирующейся в России полипартийной политической системы, занять в ней свою нишу. Однако они этот шанс похоронили. Если вы не знаете, вторым номером списка партии стала скандально известная шоу-гел Светлана Конеген, а третьим лидер движения «Толерантность» Владимир Семенов. Как известно они оба являются проводниками, я бы даже сказал, пропагандистами гомосексуализма. Я очень лояльно отношусь к гомосексуалистам, потому что как врач по образованию просто жалею этих больных людей, и я не против того, чтобы они существовали как несчастные члены общества, например, на правах инвалидов. Но когда гомосексуализм становится элементом пиара, для меня это, мягко говоря, непонятно. «Зеленые» стали «голубыми» и мне с этими ребятами теперь не по пути. При этом, никакой гомофобии в моих словах прошу не искать.
«Тархов должен Родионову»
- Почему, на ваш взгляд, сложилась такая непростая ситуация в самарской «Справедливой России»?
- Я считаю, что «Справедливая Россия» сейчас вообще находится в непростой и несколько непонятной ситуации, потому что отношение к ней у федеральной власти окончательно не сформировано. Еще на прошлой неделе от Суркова и вообще аппарата администрации президента шла установка не давать эсерам набрать больше 9-12, в отдельных случаях - 15% и было совершенно очевидно, что эта партия - некий нежелательный элемент. Однако когда некоторое время назад президент встречался с Валдайским клубом, куда входят ведущие западные и российские политологи, он сказал, что если ЕР не справится со своими задачами, то флаг подхватят эсеры. По сути, этим высказыванием он послал импульс элитам и дал понять, что работать со СР нормально, «кошерно». В то же время на федеральном уровне внутри самой партии идет довольно серьезная борьба между жизненцами и родинцами. И совершенно очевидно, что позиции вторых в этом противостоянии значительно хуже, потому что во многих регионах представители Родины остаются на вторых ролях.
- Так чем же был спровоцирован внутрипартийный конфликт в Самарской области?
- На мой взгляд, в случае с Самарой конфликт был спровоцирован Тарховым. Он, безусловно, политик с большой буквы. Но его главное достижение заключается в том, что Тархову удалось добить уже десятки раз раненого Лиманского, что, скажем прямо, было несложно. И это достижение, к которому он шел долгие годы, по сути, весь основной цикл своей зрелости. Родионов – политический менеджер и, если хотите, партстроитель с еще большей буквы, который немало вложил в победу Тархова на выборах мэра. Ведь до того, как Родионову удалось перехватить власть над самарским отделением Родины, она поддерживала Лиманского. По сути, Тархов обязан в том числе и Родионову своим избранием. Помимо этого Родионов смог создать нормальные, работоспособные партструктуры не в одном, а в двух регионах и уже впоследствии в результате аппаратной борьбы получил контроль над самарским бюро партии, что и вызвало недовольство Тархова. Я хотел бы отметить, что заниматься бюро самарскому мэру так же ничто не мешало, кроме своей аппаратной слабости. Родионов его просто переиграл, и в этом нет никакого криминала.
- Почему вообще возник такой серьезный спор вокруг предвыборных списков?
- Потому что в партии прекрасно понимают, что Тархов зафиксировал себя на посту мэра далеко не как самый эффективный менеджер. И его деятельность в качестве главы города уже сегодня стала основным направлением контркампании против эсеров со стороны ЕР. Но, несмотря на то, что сейчас Тархов такой же локомотив, как и якорь, он, по-прежнему очень силен. Хотя, конечно, лучше было бы разделить список на две части: самарскую - для Тархова и Лекаревой и тольяттинско-сельский для всех остальных. Но в этом случае слабый менеджмент команды Тархова помноженный на несовременность политической звезды Лекаревой мог привести к результату, при котором Лекарева в думу просто не попала бы. Именно поэтому за последнюю неделю ее активность в работе по формированию единого областного списка, при котором прохождение в новый состав думы ей гарантировано, была огромной.
- Насколько реальной является угроза Тархова вообще исключить Родионова из рядов партии?
- Тархов будет и в дальнейшем настаивать на исключении Родионова, причем не столько ради того, чтобы действительно это сделать, сколько для того, чтобы сформировать поле для возможного отступления в случае получения партией нежелательных результатов на предстоящих выборах. В этом случае именно Родионов и станет «козлом отпущения».
- Со списками самарских единороссов дела обстоят лучше?
- Единороссы сделали гениальную вещь: они убрали Титова из-под атаки Тархова. Теперь у него нет субъекта для нападения. Если раньше выборы в Самарской области проходили под лозунгом «Тархов против Титова» и вроде как надоевший Тархов казался меньшим злом, чем чуть более надоевший Титов, то теперь этого не будет.
- Сколько процентов ЕР может набрать в Самарской области?
- Минус пять процентов от федерального уровня.
- Почему?
- Это связано с тем, что ПФО официально в любых циркулярах центрального штаба назван самым проблемным, и это действительно так. Есть, конечно, Приморский край, где у ЕР 16%, Архангельск, где у них - 22, но проблема ПФО в том, что на его территории есть несколько очень крупных проблемных регионов и суммарный вклад этого округа в общую картинку результатов ЕР будет очень тяжелым.
- Какие еще партии преодолеют в Самарской области 7%-ный барьер?
- Справедливая Россия, КПРФ и ЛДПР.
- А куда денутся «правые»?
- С правыми ситуация сложная. Ребята нацелены на откровенный подкуп. Им удалось создать сеть, полностью подчиненную федеральному штабу. Она была сформирована еще два месяца назад, и будет финансироваться напрямую из созданных специально для этого региональных центров. Менеджеры на местах не в состоянии эту сеть развалить, поскольку она полностью автономна. Нужно понимать, что у Чубайса сейчас есть последняя возможность провести СПС в думу, и он сделает для этого все. А поскольку в настоящий момент в стране идет реформа энергетики, и он помогает очень многим людям обогатиться, просматриваются определенные договоренности. Поэтому я полагаю, что СПС постараются, видимо, не мешать, но при этом сделают так, чтобы они набрали не больше 6,99% голосов.
- Почему ни одна из основных партий до сих пор не начала вести кампанию в нашей области?
- Я знаю ситуацию во всех избирательных штабах основных партий. И могу сказать, что абсолютно везде – бардак, причем полный. Единственная партия, в которой есть хоть немного организации – ЛДПР. Но это объясняется тем, что она – моноцентрична, и в ней все зиждется на воле одного человека. Хотя, безусловно, история с включением в список лица, подозреваемого в убийстве, – это глупость. Я все пытаюсь понять, проводили ли они фокус-группу и задавали ли людям вопрос: «Вы хотите, чтобы Луговой лучше был убийцей перебежчика и болтуна Литвиненко или чтобы он просто был добрым бизнесменом, которого оклеветала бездушная машина английского правосудия»? Но при этом, у ЛДПР хотя бы все понятно. Ясно, откуда деньги, ресурсы и очевидно, что они будут работать спокойно и плавно. У других даже этого нет.
- На чем будут строить свои кампании партии? Та же «Единая Россия»?
- ЕР решила полпроблемы, убрав Титова, но по-прежнему сложной остается ситуация на АвтоВАЗе. Какими бы заявлениями не отделывалось новое руководство, положение завода очевидно, и исправить его в краткие сроки невозможно, какими бы не человеческими усилиями это не делалось.
- Тогда на что стоит полагаться ЕР? На административный ресурс?
- Админресус будет вызывать у электората только раздражение. Для того, чтобы он работал, ЕР придется сделать его креативным. Хотя я считаю, что в Самаре в ближайшее время все равно никакие технологии работать не будут, - слишком уж «загажено» предыдущими выборами электоральная поляна. Поэтому я бы предложил провести здесь кампании следующим образом: всем штабам собраться в одном месте и разъехаться на курорт, потому что если сейчас провести замер от активной части населения, то мы получим такие же результаты, которые будут на выборах, и ничего с этим не сделаешь.
«Сейчас все ФПГ «правильные»
- Как в связи с приходом нового губернатора будут складываться отношения между городом и областью? Не будет ли обострен прежний конфликт?
- Нет.
- Кто пойдет на компромисс? Тархов?
- Да.
- Почему?
- Потому что это сейчас неизбежно. Модель такая. Либо ты в нее встраиваешься, либо нет. И потом, зачем Тархову воевать? Чтобы городу было плохо? Это не найдет поддержки у населения, а это сейчас никому не нужно. Победа Тархова, равно как и победа мэра Ставрополя могут стать для эсеров пирровыми. Сейчас избиратели и политические оппоненты актуализировали вопрос: каковы они, члены СР, в качестве менеджеров? И оказалось, что ответ на него не очевиден.
- Не будет ли новый губернатор вести войну с ФПГ?
- Он сам из ФПГ.
- Ну, он выходец из «правильной» ФПГ...
- А «неправильных» у нас сейчас нет. Все они либо в Лондоне, либо в Израиле.
- То есть вы считаете, что ни у кого из самарских бизнес-групп проблем в связи с приходом новой власти не возникнет?
- Нет, не возникнет. Все группы встроились в вертикаль и работают на благо региона, а в конечном итоге – страны.
Юлия ПАЗДНИКОВА специально для портала www.samso.ru
Александра Севастьянова