27 марта 2007 г.
Самарские любители парусного спорта готовятся отметить в нынешнем году 110-летие со дня рождения выдающегося российского яхтсмена Николая Александровича Мясникова. Наш корреспондент встретился с сыном прославленного спортсмена и попросил его рассказать об отце.
- Мой отец с малых лет увлекался футболом, борьбой, лыжами, коньками и даже фехтованием. После окончания реального технического училища, предшественника нынешнего технического университета, он поступил на Петербургские курсы авиации при Высшем Императорском техническом училище. Заведовал этими курсами заслуженный ученый, профессор Жуковский, прозванный в народе дедушкой русской авиации. Я бережно храню аттестат отца с личной подписью основоположника аэродинамики.
- Где нашел Николай Александрович применение полученным знаниям?
- Когда началась первая мировая война, отец был призван в армию, но вскоре при артобстреле был тяжело ранен и демобилизован. Работал в самолетном цехе Балашовского авиационного училища, затем был переведен в Самару, где организовал школу планеристов при ОСОВИАХИМе и руководил там занятиями.
- А когда начал заниматься парусным спортом и каких успехов в этом добился?
- Помнится, мне и брату Борису (мы с ним близнецы), было три года, когда отец брал нас с собой на прогулку по Волге. Первая яхта была самодельной и называлась шутки ради «Тяп-ляп». Вся наша семья быстро прониклась любовью к парусному спорту. Первый большой успех к отцу пришел в 1928 году. Он стал победителем 1-й спартакиады народов СССР. А в 1936 году уже завоевал звание чемпиона Советского Союза. В 1952 году ему доверили тренировать сборную страны, вместе с которой он ездил в Хельсинки на Олимпийские игры.
Важную роль в успехах сыграло не только мастерство яхтсмена, но и техническое оснащение яхты. Впервые в мире отец применил пустотелую профильную мачту, что обеспечило яхте прибавку в скорости. Известную помощь оказал отец конструктору судов на подводных крыльях Ростиславу Алексееву, с которым поддерживал деловую дружбу. В те годы я изо всех сил старался помогать отцу в его изобретательских поисках. Вместе с ним мы построили первый скутер в Самаре. Удачной оказалась и лодка, построенная совместно, которую мы назвали «НГМ» (Николай и Глеб Мясниковы).
- Говорят, вы унаследовали от отца пристрастие не только к водной стихии, но и к пятому океану.
- Совершенно верно. Еще в 41-м году меня с другими 15-летними юнцами мобилизовали на сборку самолетов Ил-2 на заводе № 1. Потом я работал на «Прогрессе», заведовал лабораторией. Добились мы с братом определенных высот и в парусном спорте. Я завоевывал не раз звание чемпиона Самары и Самарской области, а Борис был чемпионом Латвии.
- Как вы оцениваете состояние парусного спорта в Самаре?
- В отличие от Тольятти эта работа в Самаре запущена. Детская спортивная парусная школа, что при яхт-клубе аэрокосмического университета, еле жива. Сам яхт-клуб едва держится на плаву.
- Как отметите юбилей Николая Александровича?
- Будет проведена мемориальная регата. Готовится брошюра об отце.
На снимке: Николай Мясников. 1972-й год, Глеб Мясников снаряжает лодку в поход.
/www.kvadroom.ru