19 сентября 2007 г.
Самарская губернская дума лоббирует решение финансовых проблем двигателестроительного КБ "СНТК им. Н. Д. Кузнецова" за счет федеральной казны. Вчера депутаты решили попросить у государства 676 млн руб. для погашения долгов СНТК. Еще раньше поручение помочь самарскому КБ дал президент России Владимир Путин.
Депутаты приняли законодательную инициативу внести в Госдуму законопроект об изменениях в закон о федеральном бюджете (текст документа имеется в распоряжении "Ведомостей". Тогда СНТК им. Н. Д. Кузнецова сможет получить 676 млн руб. финансовой помощи в виде субсидий из федерального бюджета. "В ОАО "СНТК им. Н. Д. Кузнецова" сложилась критическая ситуация с выплатой заработной платы и продолжением опытно-конструкторских работ <...>.
Депутат Госдумы Анатолий Иванов не припомнил случаев, когда Госдума рассматривала бы законопроект по целевому выделению средств предприятию. Но, по его словам, СНТК может получить помощь и без этого. По информации Иванова, во время саммита Россия — ЕС самарский губернатор Константин Титов передал Владимиру Путину письмо с просьбой поддержать СНТК, а президент дал указание правительству РФ разобраться с проблемами предприятия.
К 2006 г. в финансовое положение СНТК стало выправляться: в 2005 г. завод получил небольшую чистую прибыль в 1,5 млн руб. Гендиректор СНТК Сергей Тресвятский рассказал тогда "Ведомостям", что пакет заказов на 2007 г. составил 969 млн руб. Тяжелое финансовое положение СНТК по итогам 2006 г. связано с крупными затратами на основные проекты компании — испытания авиационного двигателя НК-93 и постановку в производство газотурбовоза для РЖД, напоминает депутат губдумы, член комитета по промышленности Руфиль Ибрагимов. "Мы вкладывали большие средства в создание новых образцов продукции на предприятии в интересах государства за счет собственных средств СНТК", — говорит Тресвятский. По словам председателя профкома СНТК Виктора Чернышова, испытания двигателя НК-93 и подготовка к постановке в производство газотурбовоза для РЖД не сильно сказались на убытках завода. А вот на испытания газотурбинного двигателя предприятию пришлось потратить свои и заемные средства. В 2006 г. предприятие выплачивало долги банкам и бюджетам, в связи с чем образовался убыток, сказал он.
Акционер СНТК Алексей Леушкин считает, что деньги можно было бы направить в первую очередь на выплату зарплаты работникам СНТК и в инвестпроекты. В пресс-службе Роспрома, который управляет госпакетом СНТК, вчера не смогли прокомментировать ситуацию.
Гендиректор ИК "Перспектива Плюс" Игорь Чекменев считает, что выделять бюджетные средства СНТК нужно только после того, как основной собственник компании — государство — определится, какие именно разработки нужны от СНТК. "А сейчас КБ потратит средства на оплату своих долгов, но без четкой стратегии развития они уйдут в никуда", — говорит Чекменев.
МАЛО СВЕТА И ТЕПЛА
"Самараэнерго" 20 июня ограничило энергопотребление СНТК до аварийной брони в связи с задолженностью в 37,4 млн руб., сообщила пресс-служба "Самараэнерго". В день собрания акционеров, 22 июня, энергоснабжение было восстановлено, поскольку руководство пообещало выплатить 2 млн руб. задолженности и составить график погашения оставшейся суммы. "Самараэнерго" пообещало вновь отключить СНТК, если эти обязательства не будут выполнены.
ОАО "Самарский научно-технический комплекс им. Н. Д. Кузнецова" (СНТК разрабатывает и производит опытные образцы двигателей НК для стратегической и гражданской авиации, ракет, газоперекачивающих установок и электростанций на базе авиадвигателей. Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом принадлежит 60% уставного капитала компании, ЗАО "ИК "Газинвест" — 7,6%, Алексею Леушкину — 15%. Основные заказчики — двигателестроительные предприятия "Моторостроитель", Казанское моторостроительное производственное объединение (КМПО), а также "ЦСКБ-Прогресс", "Газпром". По данным компании, ее чистый убыток в 2006 г. составил 138 млн руб. Долг бюджетам разных уровней — около 640 млн руб., коммерческим банкам — около 400 млн руб., задолженность по зарплате сотрудникам — 80 млн руб.
Николай Краснов, «Площадь Свободы», Тольятти