5 сентября 2007 г.
ЗАДАЧА любой газовой службы - бесперебойное и безаварийное обеспечение населения газом. И если с бесперебойной подачей газа все нормально, то без аварий обойтись трудно. Заместитель генерального директора Средневолжской газовой компании Александр Сергеевич СЕМЕНОВ рассказал, что самое трудное время для газовиков – это праздники и выходные. Статистика показывает, чем дольше люди отдыхают, тем больше случается аварийных ситуаций.
30 ДЕКАБРЯ в 18.00 на Втором Безымянском переулке произошла утечка газа. Аварийную службу вызвали соседи, сами же хозяева выбежали из квартиры. Приехавшие газовики обнаружили, что стояк газопровода на водяную колонку был смонтирован самостоятельно, а газовая плита подключена к гибкому кислородному шлангу. К счастью, жертв удалось избежать.
Уже в наступившем новом году, 3 января, в половине восьмого утра, неизвестный автомобиль сбил опору под козырьком подъезда. Падая, она порвала газопровод. В результате без газа остался целый дом.
6 января, тоже рано утром, на улице Затонной произошел пожар из-за перегрева газовой печи - печка была неисправна, не работала автоматика. Погибли двое: пятидесятилетний мужчина и двадцатишестилетняя женщина.
8 января из-за самовольного подключения к газопроводу сгорела баня. В этот же день из-за нарушения правил пользования газом взорвалась воздушно-газовая смесь, два человека с тяжелыми ожогами госпитализированы.
Это всего лишь несколько примеров. А причин аварийных ситуаций несколько. Во-первых, это беспечность людей, несоблюдение техники безопасности и самоуправство. Но главная причина, по мнению Александра Сергеевича Семенова, - изношенность газового оборудования.
Если в 2002 году в Самаре было зафиксировано 40 случаев коррозии газовых стояков, то в дальнейшем их количество ежегодно увеличивалось: в 2003-м – 42, в 2004-м – 53, в 2005-м – 54. Только за 2006 год выявлено 61 повреждение, что позволяет предположить значительное ухудшение ситуации по сравнению с предшествующими периодами.
В связи с длительной эксплуатацией внутридомовых газовых сетей ежегодно растет число аварий на них, особенно в местах прохода стояков через межэтажные перекрытия. В Самарской области, где газификация жилищного фонда началась более 60 лет назад, проблема старения сетей стоит намного острее, чем в других регионах России.
В настоящее время в губернии около 9 тысяч многоквартирных домов, 315 тысяч квартир, 2,5 тысячи межэтажных пересечений со сроком эксплуатации свыше 30 лет, так что вероятность аварийных ситуаций там очень велика. Аварийные службы за 2006 год ликвидировали почти 33,5 тысячи (! аварий, связанных с эксплуатацией внутридомового газового оборудования в жилых домах. Да и оборудование внутри квартир в большинстве своем безнадежно устарело. У газовой плиты срок службы 20 (! лет, а во многих домах плиты были установлены в 60-х годах прошлого века.
Похожая ситуация и с водяными колонками. «Слесарям-газовикам трудно работать с таким оборудованием, у них есть нормативы работы, - говорит А.С. Семенов, - 42 минуты, а им приходится возиться со старыми плитами и колонками по 1,5 –2 часа».
Так что проблема безопасной эксплуатации внутридомового газового оборудования (ВДГО в последние годы приобрела особую остроту. Как и в целом по России, в Самарской области на протяжении последних 15 лет, после принятия в 1991 году «Правил технической эксплуатации и требований безопасности труда в газовом хозяйстве РФ», предписывающих проведение технического обслуживания газового оборудования исключительно по заявкам абонентов, газораспределительные организации не имели возможности осуществлять плановое техническое обслуживание ВДГО в жилых домах. А сами граждане газовиков вызывать не торопились, предпочитая в крайних случаях набирать номер телефона аварийной службы.
В результате на сегодняшний день на федеральном уровне создана законодательная база, устанавливающая ответственность за безопасную эксплуатацию ВДГО, а также регулирующая вопросы взаимодействия сторон в рамках выполнения работ и источники финансирования данных работ. Соответствующие законодательные акты были приняты и на уровне губернии.
С 1 июля 2006 года ремонтные работы по заявке, а также работы по ликвидации последствий аварий в случае отсутствия договора выполняются за отдельную плату.
Александр Сергеевич Семенов отметил, что заключение договоров сейчас идет достаточно активно. Правда, лидируют физические лица. Среди владельцев частных домой заключили договоры 66 процентов, и 44 процентам из них уже оформили техническое обслуживание. С владельцами же многоквартирных домов дело обстоит сложнее. Дома, как правило, принадлежат муниципалитетам, и главы муниципальных образований боятся, что будет трудно собрать с людей деньги.
Но эта проблема, по словам Александра Сергеевича, сейчас решается. Ведь речь идет об общей безопасности. Средневолжская газовая компания, в свою очередь, настроена очень серьезно. Уже создана рабочая группа по ВГДО, которая готова рассмотреть каждую жалобу от населения, чтобы на их основе провести анализ ситуации и принять соответствующие меры. В компании уже почти год работает call-центр, оборудованный всем необходимым, диспетчеры которого постоянно находятся на связи. Телефон в Самаре: 340-61-61, с 8.00 до 17.00. Старший диспетчер центра Татьяна Васильевна Рудакова рассказывает, что звонков много. Люди просят разъяснить, за что они будут платить в случае заключения договора. Причем позвонить могут не только жители города, но и области. В городах и районах губернии есть и свои диспетчеры, так что каждый вопрос, каждая жалоба не остается без внимания: все предложения и замечания самарцев доходят до руководства и рассматриваются, а в случае необходимости принимаются соответствующие меры.
Важно, чтобы каждый человек от мала до велика помнил, что газ – это не только большое удобство, но и потенциальная опасность в случае беспечного отношения к нему.
Юлия КОТИНА.