21 июня 2007 г.
Авиакатастрофа в Курумоче в очередной раз заставляет вспомнить о двух главных проблемах воздушных перевозок в нашей стране : старении парка самолетов и человеческом факторе
Мы долго эксплуатировали доставшееся нам инфраструктурное наследство советского периода, мало задумываясь о том, что произойдет, когда оно выработает свой ресурс. Нет, постоянно говорилось о необходимости что-то делать много, разрабатывались и принимались амбициозные программы, осваивались бюджетные и внебюджетные средства - но проблема по большому счету оставалась нерешенной. Наиболее ярко это проявлялось в сфере воздушных перевозок. Основу парка самолетов составляли ТУ-134, ТУ-154 и ИЛ-86, произведенные преимущественно в эпоху исторического материализма или, по инерции, вскоре после ее завершения. Лайнеры следующего поколения были уже спроектированы и даже начали выпускаться - но в единичных экземплярах и так и не стали массовым явлением. Тем временем пришло время массового снятия с эксплуатации ТУ-134 (один из которых как раз и разбился в "Курумоче" в минувшую субботу), за ними последуют ТУ-154. Массовое производство новых самолетов должно начаться буквально вот-вот - и так уже не первый год. В итоге через несколько лет неизбежным станет переход авиакомпаний на продукцию концернов Airbus и Boeing. Этот процесс уже стартовал и скоро приобретет лавинообразный характер.
Но станет ли панацеей замещение старых российских авиалайнеров новыми импортными? Вряд ли. Есть еще и "человеческий фактор" (ошибки пилотов и наземных служб), который, к сожалению, является основной причиной большинства последних авиакатастроф. И уже озвучен в числе версий случившегося в "Курумоче". То в одном, то в другом месте выстреливают и элементарное разгильдяйство, и традиционное упование на авось, и попытки сэкономить там, где экономить категорически противопоказано. От подобных вещей не застрахует никакая импортная техника, а промахнуться "Боингом" мимо полосы можно не менее эффектно, чем ТУ-134. Без наведения элементарного порядка и соблюдения техники безопасности многомиллиардные вливания бюджета в громкие проекты создания новых самолетов и обновления воздушного парка проблемы не решат.
И пока этого порядка не появится, все больше самолетов будет падать, а все большее число потенциальных пассажиров (естественно, из тех, ктоможет себе это позволить - пересаживаться на медленный, но менее рискованный наземный транспорт.