4 июня 2007 г.
В течение нескольких десятилетий Михаил Козловский был неизменным премьером куйбышевского-самарского балета.
Это был артист, в котором талант танцовщика органически сочетался с незаурядным мастерством тонкого интерпретатора самых разных по своему характеру персонажей. Не случайно в репертуаре Козловского принцы голубой крови из балетов классического наследия соседствовали с нашими современниками, лирические герои - с характерными персонажами.
Козловский родился и вырос в Ленинграде, и это ощущалось всегда и во всем: интеллигентность и внутреннее благородство были неотъемлемой частью его человеческой и актерской сущности. Он получил прекрасную профессиональную подготовку в Ленинградском хореографическом училище, где его наставником был выдающийся танцовщик и педагог Борис Брегвадзе.
После окончания училища Козловский приехал в Куйбышев, и местный оперный театр стал для него единственным на всю жизнь. На этих подмостках артист станцевал практически весь ведущий классический репертуар. Это Зигфрид в "Лебедином озере" и Альберт в "Жизели", Дезире и Голубая птица в "Спящей красавице", Юноша в "Шопениане" и Принц-Щелкунчик, Базиль в "Дон Кихоте" и Солор в "Баядерке". А еще были романтичный капитан Грей в "Алых парусах", удалой поручик Ржевский в "Гусарской балладе", экзотический бог Мадана в "эксклюзивном" самарском спектакле - балете "Читра" по Рабиндранату Тагору.
Во всех исполняемых партиях, демонстрируя безупречную технику и премьерский апломб, Козловский неизменно оставался верным тому лирическому началу, которое составляло его второе личностное "я" и проступало даже в самых бравурных и виртуозных вариациях и эпизодах. Лиричность творческой манеры способствовала и тому, что артист был исключительно чутким, предупредительным и галантным партнером.
Козловский умел брать лучшее у балетмейстеров-постановщиков и педагогов, а это были такие мастера, как Наталья Данилова и Алла Шелест, Вахтанг Чабукиани и Никита Долгушин. Пожалуй, в наибольшей степени разносторонность актерского дарования Козловского раскрылась в авторских балетах Игоря Чернышева. Это прежде всего Сергей в "Ангаре", а еще - Тибальт в "Ромео и Юлии", Цезарь в "Антонии и Клеопатре". Но артист никогда не следовал слепо за наставниками, стараясь глубоко проникнуть в суть каждого образа. Он мог часами размышлять о своем понимании той или иной роли, да и вообще о смысле профессии танцовщика, которая была для него смыслом жизни.
Завершив несколько лет назад карьеру ведущего солиста, Козловский не ушел из театра. Он продолжал работать, не отказываясь даже от самых маленьких ролей, принимал участие и в кордебалетных сценах. До самого последнего дня жизни он был занят практически во всех спектаклях текущего репертуара, явив себя подлинным рыцарем сцены.
Таким и останется Михаил Козловский в памяти нескольких поколений почитателей балетного искусства нашего города.