Сегодня Пятница 04 Декабря 2015 г.
Поиск:
  Статьи Гостевая
На главную Отправить сообщение на e-mail
Главная новость Основные
Salut, Renault. Блокпакет ВАЗа сегодня отойдет французскому автоконцерну

Эльдар Рязанов: «К Самаре отношусь с нежностью»

9 мая 2007 г.

После длительного перерыва в Самаре побывал Эльдар Рязанов. Этот визит был связан с представлением его нового фильма «Андерсен. Жизнь без любви». Однако, учитывая кровные связи знаменитого кинорежиссера с нашим городом, вся атмосфера визита была пронизана особой доверительностью и ностальгическим флером.

Наверное, не случайно, выйдя на сцену кинотеатра «Художественный» перед началом демонстрации фильма, Эльдар Александрович обратился к собравшимся в зрительном зале словами: «Дорогие земляки», а, совершив экскурсию по городу, с присущим ему юмором сказал своей спутнице жизни и творческому партнеру Эмме Валериановне Абайдуллиной: «Давай переедем в Самару».

Отвечая на вопросы зрителей и журналистов, в том числе и корреспондента «Самарских известий», Рязанов рассказал много интересного о себе и о своей работе.

Рязанов и Самара

«Я родился в Самаре, это моя родина. Мама приехала сюда меня рожать к своим сестрам. Их было шесть. Но в Самаре я прожил всего один месяц: семья уехала в Нижний Тагил. Воспоминаний о том месяце у меня почему-то не сохранилось. А десять лет назад мне здесь подарили мою метрику …

Затем был 1941-й. Это даже не эвакуация: мы попали в Куйбышев из Тбилиси, куда отправились налегке из Москвы на летний отдых. В Тбилиси нас застала война. Брату был один год, в Москву с детьми не пускали, и мы через Астрахань и Сталинград поехали в Куйбышев к сестре моей матери. Жили здесь один год, затем сюда же приехал отчим. Мы все впятером занимали одну комнату примерно в двадцать квадратных метров. Рядом жили еще две эвакуированные семьи, которые уплотняли собою местных жителей.

Я ходил в школу, ни номера, ни адреса которой совершенно не помню, хотя с тех самых пор в памяти сохранились адреса всех местных родственников. Наш дом - на улице Фрунзе, 120, наискосок от филармонии. Он стоит и поныне.

В памяти осталось, что в военные годы в Куйбышеве было не только правительство, но и Большой театр. Калинин, гуляя по улице Фрунзе, делал моему младшему брату, лежащему в коляске, "козу рогатую", благословлял, значит. В Большом театре вначале оперы пели в концертном исполнении, потому что не пришли костюмы и декорации. Помню Рейзена, певшего мужика Ивана Сусанина в великолепном черном фраке. В Большой театр мы записывались с вечера, стояли ночь, переписывая талончики, - и не только из-за любви к оперному искусству. В городе была карточная система, а в театре в антрактах за нормальные деньги продавали пирожные, за которыми все душились.

В первый же день по приезде в Самару десять лет назад я привел машину к дому, где мы жили в военные годы. В квартиру удалось попасть со второй попытки: днем все были на работе. Меня поразило, что там, в самом центре города, за полвека ничего не изменилось. В квартиру можно было войти с кинокамерой и снимать фильм о 1941 годе. То, что я там увидел, просто ужас. Сегодня этот дом покрашен в новый цвет, на окнах моей квартиры решетки. Видимо, там разместилось какое-то учреждение.

Очень глупо, что я так долго не приезжал в Самару. Не складывалось по жизни, а я сам никаких усилий не предпринимал, что не делает мне чести. Самара мне особенно понравилась в своей старой части. Это нужно сохранять, беречь, реставрировать, ни в коем случае не сносить, потому что новые безликие постройки, которые я успел увидеть, не интересны. Такие же есть в любом другом городе. На Западе, например, покупают старинные дома, замки IX - XI веков и, оставив снаружи все как было, переделывают их лишь внутри. При этом город продолжает выглядеть, как в старину. Это невероятная ценность, за которую нужно бороться.

В свое время я согласился возглавить в Москве самарское землячество, но тогда я думал, что уже пенсионер, не знал, что буду так занят работой. К Самаре отношусь с нежностью. Во время нынешней поездки по городу у меня всколыхнулись какие-то воспоминания, ностальгия. У памятника Чапаеву мы проверили, все ли там на месте: есть ли пулемет, сабля: какой же Чапаев без сабли? Оказалось, на сей раз все в порядке. Сегодня в Самаре у меня уже нет старых друзей. Есть кузены и кузины, племянники и племянницы. У меня здесь живет большой друг крупный ученый Владимир Андреевич Виттих. Нас сдружил Василий Аксенов.

Случайности в его жизни

Моя жизнь состоит из случайностей. Так, во ВГИК я попал совершенно случайно, а хотел стать моряком. Но летом 1944 года Одесское мореходное училище, куда я подал документы, еще не вернулось из эвакуации, и мне нужно было куда-то подаваться. Приятель, с которым я оканчивал школу, предложил поступать во ВГИК. Об этом вузе я никогда не слышал, но поехал с ним за компанию. До этого в кино не ходил, в театре бывал мало. Что-то видел, но было неинтересно.

Уже на месте понял, что при поступлении на художественный факультет ВГИКа нужно представить свои рисунки, на операторский - снимки, которых у меня не было, на сценографию - литературные работы, а у меня была - только тоненькая тетрадка стихов. Единственным факультетом, на который ничего не нужно было подавать, оказался режиссерский, и я решил, что это - для меня. Выяснилось, впрочем, что там двадцать пять человек на место. Блата у меня не было, тем не менее меня случайно принял в свою мастерскую Григорий Козинцев.

Приняли условно: я получил тройку. Это значило, что если в первом семестре я себя не проявлю, меня вышибут. Мне страшно понравилось учиться, я даже забыл о своем желании стать моряком. Но в конце второго курса Козинцев заявил, что нам придется расстаться: ему очень не нравилось то, что я делаю. Кроме того, по его мнению, я был слишком молод. "Но два года назад, когда вы меня принимали, я был еще моложе", - сказал я ему. - "Черт с вами, учитесь", - прозвучало в ответ. Так я и окончил ВГИК. Не встреть я свое время приятеля, собиравшегося во ВГИК, не скажи я эти слова Козинцеву, в моей жизни, очевидно, все бы сложилось иначе. Возможно, до сих пор бороздил бы морские просторы в чине вице-адмирала - на меньшее я не согласен.

О фильме "Андерсен. Жизнь без любви"

Те, кто пришел увидеть современный фильм с погонями, детективным сюжетом, рубкой фалангов пальцев, может уйти: ничего этого не будет. Картина довольно своеобразна. В нашем сегодняшнем кинематографе она как белая ворона. Кроме меня, пожалуй, никто не сможет сказать, что было на самом деле в жизни Андерсена, а что - придумано. Все действующие лица картины существовали в реальности и окружали Андерсена, но фильм не биографический, а является сплавом вымысла и правды.

Идея фильма возникла давно - в начале 1990-х годов, но была отложена, так как тогда у нас было достаточно антисемитское правительство и происходила массовая миграция евреев из СССР. Нам никто не разрешил бы делать эту картину. "Зерном" заявки на фильм об Андерсене было то, как датский король одел на свой мундир желтую шестиконечную звезду и поехал во время оккупации по улицам Копенгагена. И тогда все датчане тоже одели желтые звезды. Мы хотели сказать о том, как сказки Андерсена, сеющие добро, повлияли на изменение менталитета нации.

Эта сцена - для меня кульминационная в фильме. Если история 1940 года про датского короля и вымысел, она имеет под собой невероятные основания. Король Христиан Х был очень благородным человеком. У него не было ни капли еврейской крови, но с началом оккупации Дании немцами он начал регулярно посещать синагогу - просто так, чтобы показать, что это неприкасаемо. Когда синагогу сожгли, он инициировал процесс. Через два года немцы все же назначили акцию депортации проживающих в Дании восьми тысяч евреев в Дахау. Тогда за три ночи датские моряки с риском для жизни перевезли почти всех евреев в нейтральную Швецию. Но пятьсот человек все-таки попали в концлагерь. Король взял их под свой патронаж, и не один из них не погиб. Так что киноистория - не на пустом месте.

Когда мне исполнилось 75 лет, меня и Михаила Ульянова пригласил к себе в гости президент в Огарево попить чай. Я уже решил для себя, что буду отдыхать, нянчить внуков, никаких просьб к президенту у меня не было. Но на его вопрос о творческих планах не мог ответить ничем и вспомнил о желании снимать фильмы по "Мастеру и Маргарите" и об Андерсене. Президент остановился на втором сюжете, спросил, сколько это будет стоить и обещал помочь. Я ушел с добрым чувством, в хорошем настроении. Спустя некоторое время мне позвонили, и в конце концов вопрос с финансированием картины решился положительно.

В процессе съемок с датчанами альянса не вышло. Сценарий специально перевели на английский и датский языки. Он понравился, но оказать финансовую поддержку в съемках в Дании отказались. В этой стране трепетно берегут свою историю, там есть города-музеи, в которых все - как прежде, в XVII-XVIII веках. Но там ни к чему нельзя прикасаться, ничего нельзя трогать и двигать. Мы уже собирались ехать снимать в Данию, но оказалось, что цены - бешеные. Мы отменили поездку и решили снимать дома. Опытный художник Нина Гусакова нам все превосходно построила. В работе над фильмом принимал участие самарский художник и музыкант Сергей Февралев, очень талантливый человек, потрясающий парень, которого мы очень ценили.

У нас в фильме Андерсен не мерзкий, а "гадкий утенок". Мы заранее решили, что его будут играть будут два артиста. Оба исполнителя - опытный Станислав Мегецко и молодой Станислав Ильинский удивительно, почти генетически похожи друг на друга, как будто это один и тот же человек в разные периоды своей жизни.

Несколько слов от себя. Эльдар Рязанов не отрицает, что фильм об Андерсене, за исключением, пожалуй, сцены с датским королем, - снят как сказка. На это, и правда, настраивают уже самые первые кадры картины с характерными, "андерсеновскими" датскими интерьерами и внешностью и костюмами действующих лиц.

Тем не менее лично мне показалось, что и в актерской игре, и в видеоряде этого фильма слишком много сугубо театральных приемов, которые на экране смотрятся не совсем естественно. Рязанов согласился, что такие ощущения у зрителей могут возникать, так как его фильм - все-таки больше сказка, чем реальность.

Кстати, представленная киноверсия имеет много купюр. Вариант картины, который вскоре будет демонстрироваться по первому телеканалу, представит собой полную режиссерскую версию, которая с точки зрения Рязанова, лучше.

Размышления о жизни

Повлиять на то, что извергается сегодня с экранов телевизоров, очень сложно. Когда в перестроечные времена разрешили все, что запрещала советская власть, на страну обрушился поток американских фильмов. Это великая кинематография, но хорошие ленты растворились в этом потоке. В этих фильмах для многих главным были иностранные фамилии, стрельба, затрещины, нелепости вне нормальной человеческой логики. Все это неудержимым потоком обрушилось на неокрепшие мозги нашего молодого поколения. Отечественное кино стушевалось, исчезло, упало «в черную дыру». Средства массовой информации подхватили чернуху, стали мусолить то, что мы - значительно хуже, чем кажется, показывали нас только в грязи.

А сейчас мы пожинаем плоды. Так как в течение полутора десятилетий на неокрепшие мозги молодого поколения рушились все эти "За стеклом" и прочие телевизионные программы без стыда и совести, что подкреплялось дешевой американской продукцией, мы стали рабами спроса. И вот сейчас многие молодые люди не знают, кто такой Андерсен, никогда его не читали. Фильм взяли в прокат только из уважения ко мне. Оказывается, он уже шел в Самаре, но без рекламы, и о нем никто не знал.

Я не ненавижу молодое поколение "невежественных мальчиков и девочек", как полагают некоторые. Я удручен, сталкиваясь с вопиющим невежеством, в том числе, здесь в Самаре. Ко мне приходят молодые корреспонденты, которые не имеют права так называться. Они ничего не знают ни о своей профессии, ни о том, про кого и про что они рассказывают. Читать надо! А то мы стали самой торгующей страной. Может быть, это и почетно, но не для меня.

О нынешнем кино

У разных кинорежиссеров - разные задачи. Кто-то делает фильмы заумно, для элиты, чтобы попасть на фестиваль, кто-то хочет сорвать большую кассу и делает суперэкшен. Таких режиссеров не интересует состояние общества, людей. Многие работают на потребу публики, а эта потреба ужасна. Мечтать стать путаной или киллером - это абсолютное извращение. И делать картины на потребу таким людям - безнравственно. Нас же воспитывали, что мы плоть от плоти народа и что мы не можем безучастно относиться к судьбе страны.

Главное в нашей профессии - просвещать людей. Я всегда хочу поделиться со всеми тем, что знаю. Сейчас очень низкий уровень просвещенности, все хотят развлекаться, видеть на экране драки, выстрелы, погони, сексуальные сцены. Я считаю, что нужно - развлекая - просвещать, и наоборот. Может быть, таким образом удастся рассказать людям о том, что они забыли. Так было в фильме об Андерсене, так и в моих просветительских телевизионных программах о людях, о которых нынешнее молодое поколение ничего не знает. К сожалению, эти передачи не повторяют.

Я делаю фильмы для себя, такие, какие хотел бы сам увидеть как зритель. В 1960-е - 1980-е годы это же хотела видеть вся страна. Было замечательно - полное совпадение интересов. С начала же 1990 годов - со вседозволенностью, наркотиками, мечтами о киллерах и путанах, все это кончилось. Часть зрителей перестала хотеть видеть мои фильмы. Так что из современных зрителей многие меня просто не знают. Но благодаря телевидению, которое постоянно крутит мои ленты, кое-кто все-таки меня знает, и за это я благодарен телевидению.

Если у меня появится какая-нибудь идея и при этом будут деньги, я поставлю картину. Но ходить, обивать пороги, слушать пустые обещания, подвергаться унижениям, - это уже не для меня. Так что думаю, что "Андерсен" - это, очевидно, мой последний фильм.

Это мой первый некассовый фильм.

Борис Алешин: "Мы – с Renault"На днях будет подписана сделка между АВТОВАЗом и французской компанией Renault.

«В нашем театре нет ни дрязг, ни сплетен, сюда идешь, как к себе домой»

Геннадий Куропаткин,заведующий ортопедическим отделением №1 больницы им. Калинина, заслуженный врач России: «Обычные хирурги всё время что-то отрезают. Мы же только добавляем, наращиваем или заменяем»

Андрей Луговой: «На посту президента России себя не вижу»

Геннадий КИРЮШИН: «Я готов быть менее активным участником бизнес-процесса – стать инвестором». Председатель совета директоров СМАРТСа решил отойти от дел и заняться политикой

Работа идет не только по плану

Жириновского попросили о Луговом

Встреча Владимира Путина с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай»

Андрей ШОКИН: «Вести социально ответственный бизнес для меня гораздо важнее, чем заниматься политикой»

Лев ПАВЛЮЧКОВ: «Зеленые» стали голубыми»

Губернатор Самарской области - Владимир Владимирович Артяков

Третьяк: Путин — залог успеха

Дембельский альбом Владимира Путина

Самара отпраздновала День города

Урны на улицах города Самары

Улицы Самары глазами простого горожанина - 2

Открытые люки - 2

Lada Priora. Фото

Пикет КПРФ у Губернской Думы 24.04.07

Малометражка от АвтоВаза

Открытые люки

Состояние Набережной р. Волга в Самаре (20.04.07)

"Вот я могу сказать, за мэрии здесь закреплен Струковский парк. Вот до тех пор он не станет чистым, я с него не слезу" (мэр Самары Виктор Тархов, "Эхо Москвы в Самаре" от 11.04.07) Фото от 23.04.07

Самара. Воскресенье, 22.04.07, после Всероссийского субботника

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
www.profnastil-ksp.ru

©«Самарапресса.Ru»
Электронный архив самарской прессы
«Sampressa.ru»
(8422) 41-00-30
89277091133
Редакция не несет ответственности за достоверность информации,
опубликованной в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.