1 февраля 2007 г.
Ирина Янцева пробует себя и на сценических подмостках, и в конкурсных состязаниях. Cолистка Самарского академического театра оперы и балета - обладательница нечасто встречающегося типа голоса - колоратурного сопрано. Однако сегодня, по ее признанию, в своем театре она практически ничего не поет: "Чувствую невостребованность и свою, и самого характера моего голоса, а ведь у меня есть верхнее "ля".
Родной город певицы - Димитровград. Там она училась в детской музыкальной школе и музыкальном училище. Затем была Казанская консерватория, по окончании которой - работа в труппе нашего театра.
Янцева не упускает возможности попробовать себя на различных международных конкурсах. Вместе со своим концертмейстером и супругом Романом Ерицевым она уже завоевала несколько лауреатских званий. Стала она дипломантом и на прошедшем недавно в Саратове международном Конкурсе конкурсов вокалистов, в котором принимают участие только победители различных международных соревнований.
Сегодня Ирина Янцева - гость нашей газеты.
- Что побудило вас выбрать профессию певицы?
- Очевидно, это произошло не случайно. Пением занимаюсь с детства. Главная цель, которую сразу поставила перед собой, - по-настоящему научиться петь. И еще: обязательно стать оперной певицей. Мне это нравилось, получалось. Сперва занималась в классе Светланы Назибовны Жигановой - дочери известного композитора, основателя Казанской консерватории, а после ее кончины - у Галины Трофимовны Ластовки. Характер моего голоса установился уже в период учебы. Я всегда чувствовала, что он легко идет вверх. Но мой педагог, у которой меццо-сопрано, почему-то жутко этого опасалась и пыталась меня постоянно сдерживать. Потом, правда, привыкла. Мне повезло: в консерватории открылась оперная студия, где я спела Адину в "Любовном напитке" Доницетти и Церлину в "Дон Жуане" Моцарта. Тогда же началась моя стажировка в Казанском оперном театре, где я спела Нанетту в "Фальстафе" и Джильду в "Риголетто" Дж. Верди.
- Как в вашей судьбе возникла Самара?
- После года пребывания в стажерской группе Казанского оперного театра мне захотелось перемен. Еще на четвертом курсе приезжала в Самару "пристреляться": было интересно, возьмут меня или нет. Тогдашний главный дирижер театра Владимир Коваленко посоветовал приехать по окончании консерватории, что я и сделала. В это время театр был на перепутье: не было директора, и меня слушала вся труппа. Очень волновалась. Спела арии Виолетты из "Травиаты" и Марфы из "Царской невесты". Меня взяли.
- Как же вам работается в нашем театре?
- Я попала в очень хорошую творческую атмосферу. Мне дали возможность стать на ноги, поверить в свои силы и по существу спеть все то, что я хотела. В течение первого же года спела Адину в премьере "Любовного напитка" и Виолетту. Для молодой певицы, только-только окончившей консерваторию, это более чем роскошно. К сожалению, в дальнейшем у меня все складывалось уже не так радужно, и сегодня в своем театре я практически ничего не пою. Чувствую невостребованность и свою, и самого характера моего голоса - колоратурного сопрано, а ведь у меня есть верхнее "ля". Было бы очень интересно спеть, например, "Соловья" И.Стравинского. Но пока что в творческих планах театра нет ни одного спектакля с чисто колоратурной партией.
- Сегодня колоратурные сопрано вообще не очень востребованы.
- Говорить, что этот голос себя изжил, ни в коем случае нельзя. Человек, который хоть однажды "зацепил" верхушку, уже никогда этого не бросит.
- Какие же партии сейчас в вашем репертуаре?
- Кроме названных, это Оскар в "Бале-маскараде", Марфа, а еще Людмила и Антонида в концертных вариантах "Руслана и Людмилы" и "Ивана Сусанина" и Валентина в оперетте Ф.Легара "Веселая вдова".
- Вы поете не только в Самарском театре.
- В Астрахани спела Марфу в «Царской невесте». В нынешнем сезоне у меня было около пятидесяти спектаклей в Казанском оперном театре. Пою там Донну Анну и Царицу ночи в операх Моцарта «Дон Жуан" и "Волшебная флейта". После работы над этими партиями с потрясающим итальянским дирижером Марко Боэми я теперь многое буду петь по-другому. С Казанским театром мне довелось дважды гастролировать по различным европейским странам.
- Чем вас привлекает участие в конкурсах?
- Сидеть на одном месте и ничего не делать скучно. Конкурсы меня развивают, я учусь, слушая, как поют другие. Первым моим конкурсом была Студенческая весна в Нижнем Новгороде, где получила первую премию. Тогда я еще училась на пятом курсе музыкальной консерватории. Я почувствовала, что участвовать в конкурсах мне нравится, что нервы не сдают несмотря на то, как складываются те или иные обстоятельства, до и после кого приходится петь. Иными словами, у меня, очевидно, есть бойцовские качества. Затем участвовала в очень интересном конкурсе в Болгарии, под Варной. Председателем жюри на нем была европейски известная певица Александра Минчева. У нее и у дирижера Софийской оперы я занималась на мастер-классах. На этом конкурсе я тоже получила первую премию. После этого был очень трудный конкурс на Сицилии, где я получила диплом. Из 90 участников я была единственной представительницей России. Участвуя в таких конкурсах, начинаешь понимать, что мешает занять более высокое место. А это - большой стимул для работы.
- А теперь несколько слов о последнем - саратовском конкурсе.
- Этот конкурс мне очень понравился. Я услышала молодых певцов, особенно мужчин, с голосами очень хорошего качества. Приятно, когда видишь, что есть по-настоящему поющие ребята. Здесь был дух соперничества - это естественно. Но все очень воспитанные и приятные люди, и мне с ними было очень комфортно.
- Что бы вам хотелось спеть в театре?
- Джильду в "Риголетто", Лакме, Лючию ди Ламмермур, полностью, а не в концертном варианте Людмилу и Антониду в операх Глинки. И все это хочу спеть в своем родном театре. Сегодня мне очень интересно работается с нашим главным дирижером Владимиром Рыловым. Это замечательный мастер, огромный музыкантище. С ним всегда чувствую себя абсолютно уверенной, знаю, что он никогда тебя не подставит.
- Вам, Ирина, повезло и с мужем-концертмейстером.
- После окончания музыкальной школы в Самаре Роман уехал учиться в музыкальную десятилетку в Казань. Затем там же поступил в консерваторию, по окончании которой год назад вернулся домой в Самару. Сейчас у него класс в педагогическом университете, а все свои творческие устремления мы воплощаем вместе на сцене. У нас с Романом много совместных планов.
Павел Седаков