22 января 2007 г.
Родился 23 января 1973 года в Самаре.
Окончил Самарский государственный университет и Самарский институт управления.
Опыт работы:
2001-2003 гг. Антикризисный менеджер в руководстве Ижевского автомобильного завода (ОАО «ИжАвто»
С 2003 г. Руководитель департамента социальных программ Группы «СОК»
С 2004 г. Депутат, председатель социального комитета Самарской городской думы
С 2004 г. Вице-президент, руководитель Управления по связям с общественностью Группы «СОК»
Алексей Офицеров был назначен на должность директора МУП «Самараинформресурс» в ноябре 2006 года. - Вы не могли бы рассказать, что Вас сейчас больше всего волнует в том, чем Вы сейчас занимаетесь? Какие там проблемы обнаружились? Я подозреваю, что Вы разворошили осиное гнездо и самый серьезный бой впереди?
- Меня волнует то, что «город» перевел весь рынок наружной рекламы в «серую» схему. Причем специально все это сделал, корыстно.
Вся схема действовала таким образом, что с коммерсантов бралась фиксированная сумма за выдачу разрешений. Все это было, грубо говоря, уже согласно прайс-листа. Эта стоимость была уже всем известна. Она бралась, и щит ставился туда, куда захочет человек. То есть никакие нормы не соблюдались.
- «Фиксированной суммой» Вы называете взятку?
- Да. Взятка бралась через Департамент архитектуры и строительства.
- В других городах такая же чудовищная ситуация, как в Самаре?
- Дело в том, что в самом начале я поднял документы. Оказалось, наш город является членом ассоциации РАМО. Это рекламная ассоциация муниципальных образований. Там очень сильные юристы, и эта ассоциация действует достаточно давно. Все муниципальные образования, которые, так или иначе, заботятся о рекламной деятельности своего города, в эту ассоциацию вступили. Как раз сейчас я лечу в РАМО для консультаций. Там все достаточно серьезно, и очень сильные юристы ее ведут. Я туда поехал и специально познакомился и с самой структурой этой ассоциации и с людьми из городов. Обстоятельства в других городах намного лучше, чем у нас. Такой ситуации нет нигде… Это я могу официально заявить. У нас очень крупный город, очень много конструкций. Протяженные трассы благоприятствуют тому, чтобы выставлять эти конструкции. Потенциал у города очень большой и емкость рынка большая. Но такой запущенной ситуации в других городах нет.
Один рекламный щит в Самаре приносит 20-35 тыс. рублей в месяц, при этом обязательные платежи за каждую конструкцию доходят до 20 тысяч в месяц (аренда земли 4-10 тыс. в месяц, налог - от 10 тыс. ежемесячно с каждой конструкции). По оценкам экспертов годовой оборот рынка рекламных перетягов (без учета обязательных выплат в Самаре составляет около 250-300 млн. рублей, «грязный доход» от рекламных щитов - более 2,5 млрд. рублей. - прим. samru.ru
- Как только Вы начали менять правила игры, наверняка были забавные случаи, которые Вы до сих пор вспоминаете? Я представляю вытянутые лица рекламщиков, которые приходили и пытались по привычке «решить вопрос»…..
- «Решить вопрос» пытаются до сих пор. Мы объясняем, что теперь - новые правила, что все по-другому. Но люди до сих пор этого не понимают, пытаются еще раз зайти, с другого конца... Особенно активно здесь действует компания «Гэлари» - это московская компания, которая работает через разного рода лоббистов. Просто без перерыва заходят на меня с разных сторон. И таких, порой, неожиданных, что просто становиться даже интересно! Москвичи работают очень четко: пытаются понять схему, понять, кому и сколько отдать, как отдать и т.д. Работа в «Гэлари» постоянно продолжается, и я уже говорю: «Ребята, успокойтесь. Пока мы эту общую схему не выработаем, никакие документы регистрировать и подписывать не будем».
- То есть, Вы на себе почувствовали, что значит «искушение», как настойчиво эти товарищи действуют… И, оказывается, что «найти ключик» и уговорить можно любого…
- Есть такая пословица, которую многие повторяют: «быть у водицы, да не напиться?». Наверное, поэтому и ко мне такое отношение. На меня так смотрят, как будто не могут поверить, что я все схемы завожу на муниципальные предприятия, а не на свою частную фирму.
- Скоро будут пальцем показывать и говорить: «Офицеров-то не берет»…
- Так не будут показывать. Будут показывать: «Берет, наверное, просто не видно, как берет». В том-то и работа «черного» PR заключатся …
Появились же надписи: «Офицеров изнасиловал». Они появились в момент, когда я пришел на эту должность. И наша версия, что происходит «изнасилование» как раз вот этих рекламных агентств и рынка.
Был еще забавный случай. Напротив «Современника», как раз напротив окон моей приемной, повесили баннер. (Я его первым заметил, потом его заметил Виктор Александрович. Баннер, связанный с рекламой какого-то стрип-шоу: голая девица, сидящая на шесте. Рекламировали какой-то стрип-бар прямо напротив детского центра «Современник». Оказывается, этот щит не зарегистрирован, не имеет разрешения, стоит незаконно, налоги не платит. Мы его тут же поставили на учет, и сейчас на нем висит баннер: «Владельцам конструкции обратиться в «Самараинформресурс».
- Вы понимаете, что сейчас Вы стали человеком весьма неудобным, потому что в этом бизнесе крутились очень серьезные деньги?
- Я в рекламе с 1991 года. И меня можно назвать профессионалом. Поэтому мне все эти уловки понятны. Конечно, я неудобен просто тем, что я знаю все эти вещи. Я действительно становлюсь неудобным со всех сторон, и мне это не очень нравится… Потому что, когда становишься неудобным, становишься удобным для показательной акции. Конечно, нехорошо так говорить, но так бывает.
Я неудобен для рекламщиков. Я неудобен для администрации - в силу того, что я депутат и меня очень сложно зацепить: я получаюсь контролирующим еще и администрацию… Пожалуй, для депутатов я, наверно, остаюсь еще удобным человеком. Только с ними у меня пока еще нормальные дружеские отношения, с остальными – уже превращаются в « рабочие».
- Ситуация некомфортная, достаточно сложная. Понятно, что Вас в покое не оставят. Каких ударов Вы ждете? С какой стороны Вы ждете нападений?
- Самое страшное нападение всегда со стороны своих. Это - самое страшное. Потому что, как правило, этого не ждешь.
- Предают свои – это закон. Чужие просто секретов не знают…
В ситуации, когда можно ожидать любой интриги или оговора, очень важно взаимопонимание между Вами и Тарховым. Есть ли между вами безоговорочное доверие, когда любая интрига расшибается как волна о волнорез?
- Пока доверие существует. Но я прекрасно представляю, какое количество обвинений идет к нему по поводу моей, якобы «неэффективной работы». Причем это делают департаменты, которые, казалось бы, должны быть заинтересованы в доходах от работы именно муниципального предприятия. Просто я представляю, как действует этот механизм.
Никто не учитывает единственную вещь: это предприятие организовывается с полного нуля. Не было помещения, не было телефонов, не было людей, не было доходов. Уже в январе мы заработали миллион для города. Может быть, мы где-то не успеваем проворачивать бумажную отчетность, ведь роль чиновника для меня нова, я не работал раньше в этой структуре. Но зато у меня есть опыт эффективного бизнеса и депутатской деятельности на законодательном уровне.
- Чего Вы, в конечном итоге, хотите?
- Для себя я очень четко отвечаю на этот вопрос. Я хотел бы наладить всю эту систему, сбалансировать интересы бизнеса и интересы города. Мне бы хотелось, чтобы этот бизнес, эти предприятия были в свою очередь самарскими предприятиями, а не московскими. Чтобы москвичи присутствовали, но имели ограниченное присутствие. Я все-таки – за самарский крупный бизнес. А на другой чаше весов чтобы был город, были муниципальные предприятия, и в городе хорошо собирались налоги.
- Это не розовые мечты? Москва сейчас захватывает все, что можно. Такое ощущение, что на Самару сейчас смотрят как на добычу, какой бы кусок от нее отодрать. Или у меня неправильные ощущения?
- Москвичи действительно приходят. Но это - не розовые мечты. Я думаю, что у нас есть все рычаги для изменения ситуации. Она очень тяжелая, потому что все заточено на взятки и коррупцию. Нужно сменить целое поколение людей: чтобы они ушли, а пришли новые, с новым менталитетом. Москвичи вне конкуренции по финансам. Пока никто эту ситуацию как угрозу не воспринимает. Но я уже ее вижу.
Парадокс: при всей системе Лиманского здесь не было московских операторов в таком расширенном варианте. Почему? Потому что они не видели честных, понятных правил игры. Как только установлены общие, понятные правила – москвичи сразу становятся вне конкуренции. Московские сетевики намного серьезнее, с большим опытом, с юридической подготовкой… У них очень серьезная поддержка и на законодательном уровне. Поэтому эту задачу я считаю стратегической: удержать рынок для самарских операторов.
- Единомышленники, друзья, поддержка у Вас сейчас есть?
- Да, конечно. Подобралась достаточно сильная команда специалистов, профессионалов. Я думаю, что и крупный, и средний бизнес меня поддержит в любом случае. Тот, кто задумывается о стратегическом развитии, не может не оценить ту позицию, которую я занимаю как руководитель этого предприятия. Я считаю, что мы сами можем создать цивилизованный рынок и занять на нем достойное место. И ни в коем случае не отдаваться федералам.
- Счастливого пути и - чистого неба!
Ян Налимов