22 мая 2007 г.
Вслед за китайскими легковыми автомобилями самарский рынок начинают завоевывать грузовики, автобусы, погрузчики и другая спецтехника производства КНР. При этом китайская техника по стоимости в первую очередь конкурирует с российской, а также подержанной японской и европейской.
Продукция китайского автопрома в последнее время встречается в Самаре и области все чаще, причина этому - большая перспективность данного направления бизнеса и желание местных компаний заработать на этом. Экспансия китайских автомобилей в губернию началась в конце 2004 года, когда компания «Эскорт» (занимавшаяся до этого реализацией автомобилей Nissan предложила своим клиентам пикапы и джипы производства КНР. Модельный ряд был довольно широк, а цена на самый дешевый пикап начиналась с $11 тысяч. Как заявляло тогда руководство «Эскорта», именно цена и стала основной причиной начала продаж «китайцев» в Самаре. Автомобили собирались по японским лицензиям, но первоначально отличались невысоким качеством. Появление пикапов и джипов из КНР на рынке довольно быстро позволило «Эскорту» занять ценовую нишу между относительно недорогими российскими внедорожниками и джипами в сегменте до $30 тысяч. Вслед за «Эскортом» продажами «китайцев» заинтересовались тольяттинские компании «Аргу-Авто», «Крисма» и аффилированная к группе компаний «СОК» компания «Евразия».
Летом 2005 года «Сфера-Моторс» стала реализовывать на рынке грузовики JAC грузоподъемностью от 2,5 до 5 тонн по цене от $13 тысяч. До этого момента основным направлением деятельности компании была продажа автомобилей Mazda и Rover. Ставка была сделана на конкуренцию с «ГАЗелями» производства Горьковского автозавода (грузоподъемность 1,5 тонны при цене $7-10 тысяч и «Бычками» (грузоподъемность 3 тонны при цене $16 тысяч производства ЗиЛа. Кроме того, «Сфера-Моторс» под заказ предлагала своим клиентам и китайские автобусы JAC.
Логично было предположить тогда, что вслед за легковыми автомобилями и малотоннажными грузовиками на самарский рынок рано или поздно выйдет и более «тяжелая» техника. Фактически это и произошло. В настоящий момент в Самаре можно приобрести не только китайские малолитражки, но и автобусы, а также спецтехнику, например, самосвалы, погрузчики, краны.
Наибольший интерес сейчас для самарских перевозчиков представляют китайские автобусы, поскольку со временем муниципальный транспорт приходит в негодность, а городские власти не очень-то рады видеть на улицах города «расплодившееся стадо» «ГАЗелей». Как сообщил «Времени» представитель группы компаний «РусБизнесАвто», являющейся официальным дилером Higer Олег Дружинин, в настоящий момент наиболее популярными в России являются три марки китайских автобусов – Yutong, Higer и Golden Dragon. Основная причина этого, по его словам, заключается в том, что чем крупнее завод, тем выше качество сборки автобусов. В Самаре пока представлены только две марки – Higer и Yutong. Автобусы последней в городе реализует дочерняя структура СОКа - «СамараКомТранс». Правда, модельный ряд Yutong мал. К тому же, по неофициальной информации, имеются большие проблемы с запчастями. Несколько иначе обстоит дела с Higer. К настоящему моменту в сертифицированном модельном ряду марки уже есть девять моделей автобусов различной вместимости - от 20 до 88 пассажиров. Единственное, чего нет у Higer, как отмечает Олег Дружинин, так это машины, аналогичной «ГАЗели». Правда, в то же время он отметил, что во всем мире более распространены 20- и 30-местные автобусы. В связи с этим можно предположить, что со временем «Газели» все же исчезнут с улиц российских городов, а их место могут занять именно китайские автобусы. Тем более что последние тенденции уже на это указывают. Как рассказал Олег Дружинин, в Казани в течение двух лет проводили анализ пассажиропотоков. В результате был сделан вывод, что городу необходимо 200 больших и 300 малых автобусов. При этом был заключен контракт с «РусБизнесАвто» о поставке 500 автобусов марки Higer. По словам Олега Дружинина, это еще раз свидетельствует о растущей популярности китайских автобусов. А вот российский автопром сейчас не может предложить автобусы среднего класса с соответствующими качеством и ценой.
В Самаре, по словам Олега Дружинина, рынок продаж китайских автобусов пока находится в стадии развития и особой конкуренции нет. «Товар новый, основные покупатели - это частные перевозчики», - констатирует он. По его прогнозам, реально в городе сейчас можно продать от 100 до 500 автобусов, поскольку рынок очень большой и неохваченный. К примеру, «РусБизнесАвто» за прошедший месяц в Самаре реализовало пять автобусов.
Приблизительная такая же ситуация наблюдается в плане продаж китайской спецтехники. Одной из компаний, предлагающих своим клиентам погрузчики, краны и самосвалы из КНР, является торговый дом RBM, входящий в группу RBE. Как сообщил его сотрудник, компания предлагает китайскую спецтехнику с ноября прошлого года. Изначально о таком направлении в бизнесе ТД RBМ даже и не думали. Ранее компания приобрела для «Сокского карьероуправления» два фронтальных погрузчика в Китае. «Первоначально выбор стоял между российской техникой и «китайцами», но в результате ставку сделали на последних», - сообщили «Времени» в ТД RBM. И, как оказалось, не зря. За прошедший год китайская техника показала себя с лучшей стороны, отработав без серьезных поломок. По этой причине и было принято решение о начале поставок китайской спецтехники на самарский рынок. Наиболее ходовым товаром в настоящий момент являются фронтальные погрузчики марки XCMG грузоподъемностью 3 и 5 тонн. Кроме того, ТД RBM предлагает своим клиентам бульдозеры, автокраны, асфальтоукладчики, самосвалы и другую спецтехнику из КНР, которая является прямым конкурентом российской продукции и подержанным «японцам» и «европейцам». Одним из доказательств растущей популярности «китайцев», по данным ТД RBM, является наложенный руководством «КамАЗа» на своих дилеров запрет по продаже китайской спецтехники.