19 апреля 2007 г.
Руководство АвтоВАЗа обратилось к президенту РФ Владимиру Путину за финансовой помощью. В первую очередь автопроизводитель рассчитывает на получение инвестиционных средств для реализации проектов по строительству нового автозавода и разработки новой платформы легкового автомобиля. На эти цели сейчас требуется $1,5 млрд. Половину расходов на себя возьмет партнер ВАЗа – канадская корпорация Magna, остальное должен внести Волжский автозавод. Правда, по всей видимости, таких средств у тольяттинского предприятия сейчас нет.
После смены руководства АвтоВАЗа в декабре 2005 года, государственный холдинг «Рособоронэкспорт», установивиший контроль над предприятием, начал переговоры с известным канадским автопроизводителем – компанией «Magna». В результате долгих переговоров в конце прошлого года было заключено рамочное соглашение, а 18 мая этого года в присутствии президента РФ Владимира Путина стороны подписали протокол о намерениях по созданию совместного предприятия по производству нового семейства автомобилей класса «С». Спустя некоторое время в Вене в рамках российско-австрийского бизнес-форума было подписано соглашение между АвтоВАЗом и Magna о совместной разработке серийных автомобилей нового поколения на платформе класса «С». Проектная мощность первой очереди нового СП должна составить 220 тысяч машин в год. Уже закончена первая фаза совместных работ, а именно формирование концепта базового автомобиля. Как заявил председатель совета директоров АвтоВАЗа Сергей Чемезов на прошедшем 26 мая собрании акционеров предприятия, на строительство завода и создание платформы планируется потратить $1,5 млрд. Причем половину этой суммы должна инвестировать Magna, а вторую половину – ВАЗ. Но, по всей видимости, у ВАЗа в настоящий момент не хватает средств, чтобы сделать свой вклад. Поэтому, по словам Сергея Чемезова, руководство Волжского автозавода хочет, чтобы эти деньги вложило государство. «Мы обратились с просьбой к президенту, чтобы правительство оказало поддержку в развитии автомобильной отрасли», - сообщил он на пресс-конференции после годового собрания акционеров ВАЗа. При этом, по его словам, Владимир Путин намерен дать соответствующие распоряжения. Также Сергей Чемезов заявил, что в настоящий момент АвтоВАЗ готовит необходимые документы, чтобы получить финансовую поддержку государства. Руководство предприятия не рассчитывает на безвозмездную помощь. «Мы хотим эти средства получить в виде льготного государственного кредита, который завод постепенно вернет», - подчеркивает Чемезов.
Пока не ясно, сможет ли получить АвтоВАЗ от государства необходимую сумму или нет. К примеру, сразу после прихода «Рособоронэкспорта» на предприятие было озвучено несколько заявлений о строительстве сборочного производства, которое будет выпускать 450 тысяч автомобилей в год, и разработке 12 новых моделей. Как заявлял глава Роспрома и член совета директоров ВАЗа Борис Алешин, эти проекты могли быть профинансированы из госбюджета. Называлась даже сумма $5 млрд. Но летом прошлого года стало известно, что подача заявки в инвестфонд для получения необходимых средств руководством АвтоВАЗа была отложена на неопределенный срок. По неофициальной информации, данный шаг связан с признанием убыточным бизнес-плана строительства второго завода.
Алиса ФИДЕЛКО