23 апреля 2007 г.
В последние годы группа «СОК» активно внедряется в сферу образования: компания не только помогает образовательным учреждениям финансовыми средствами, но и делает попытки внедрить собственные образовательные проекты, которые сопровождаются конфликтами. Между тем, скорее всего, эти проекты нужны самому предприятию. Эксперты предполагают, что целью группы может быть формирование имиджа, навязывание своей корпоративной культуры новым слоям населения и завоевание избирателей.
Одним из первых шагов СОКа в направлении образования стало создание благотворительного фонда «Спорт. Образование. Культура» («С.О.К»), который практически сразу стал крупнейшим частным благотворительным фондом в Поволжье. Также группа взяла шефство над самарской гимназией №1, обозначив себя как стратегического партнера образовательного учреждения. Представители СОКа вошли в состав попечительского совета гимназии. Их главная роль заключалась в создании четко работающего финансового механизма.
Впрочем, одного образовательного учреждения СОКу вскоре стало мало. Примерно год назад группа предприняла успешную попытку «взять» 41-ю школу. Директором школы неожиданно для родителей и педагогов был назначен заместитель директора по учебно-воспитательной работе гимназии №1 Дмитрий Юрышев. Позже здесь появилась подаренная компанией мини-типография. Изменились также условия нахождения детей в учебном заведении – на переменках ребят перестали выпускать за ограду школы. А тольяттинской гимназии №48 СОК вручил сертификат на новый компьютерный центр. В то же время широко использовать свое влияние на образовательные учреждения и внедрять свои благотворительные программы в Самаре и области СОКу не давали. Поэтому компания переместила свою деятельность в этом направлении на другой регион – Ульяновскую область. Весной прошлого года компания запустила здесь новый проект под названием «Региональная модель реализации национального проекта в области образования», поддержанный Федеральным агентством по образованию. Тогда же Алексей Офицеров объяснил, почему проект не пустили в Самарскую область: «Самарская область считается инновационной в сфере образования, а вот Ульяновская начала мобильно развиваться только сейчас».
Тем не менее группа продолжала предпринимать попытки влиять на образование в Самарской области. Усилия были вознаграждены в декабре прошлого года, когда между областным правительством, партией «Единая Россия» и СОКом было подписано трехстороннее соглашение о реализации инновационного образовательного проекта «Достойные граждане великой страны». В рамках проекта предполагалась модернизация 30 школ региона на средства федерального и областного бюджетов. Частным инвестором стала группа «СОК», выделившая на эти цели 30 млн рублей. Насколько важным был для компании этот проект, можно было судить по присутствию на церемонии подписания соглашения главы СОКа Юрия Качмазова, который обычно избегал публичных мероприятий, запрещал фотографировать себя… Правда, сотрудники городской администрации до сих пор осуждают представителей СОКа и ЕР: на подписание соглашения вроде как «забыли» пригласить городскую власть.
Стоит отметить, что столь широкомасштабные проекты в области образования, особенно среднего, сегодня не предпринимает на территории области ни одна ФПГ. Большинство реализуют целевые проекты, направленные, как правило, на формирование собственного кадрового состава. ОАО «Волгабурмаш» несколько лет назад бесплатно создало в СамГТУ специальный класс, укомплектованный оборудованием, используемым на заводе. ОАО «Балтика-Самара» профинансировало обучение 10 студентов по своей специализации. «Специалистов нашего профиля в самарских вузах просто не выпускали», – говорит пиар-менеджер компании Екатерина Селезнева. Много образовательных проектов было одно время у НК «ЮКОС»…
Эксперты полагают, что главной причиной столь яркого интереса СОКа к образованию является повышение имиджевой составляющей компании и навязывание своей корпоративной культуры. «Это не столько желание что-то оставить после себя, сколько желание удивить нас. Это формирование имиджа, способность сказать: это сделали мы», – считает руководитель департамента по информационной политике и взаимодействию с институтами гражданского общества аппарата правительства Самарской области Андрей Колядин. «Группа «СОК» осознает себя как государство в государстве. В их идеологии, на мой взгляд, присутствует элемент сектантства. Главное - это решение корпоративных задач: все наши дети учатся в одной школе, ходят в один спорт-клуб. Это борьба за молодое поколение, работа над имиджем группы», – считает депутат Самарской гордумы Михаил Матвеев. «Очевидно, что выпускники образовательных учреждений не обязательно пойдут работать в эту компанию. К тому же в наше время быстрых перемен совершенно неизвестно, сохранится ли СОК лет через десять, когда выпускники его школ войдут в самостоятельную жизнь. Они просто могут быть хорошего мнения о группе», – говорит, в свою очередь, президент Фонда социальных исследований Владимир Звоновский. По мнению юриста Олега Казачека, «это очень серьезный пиар-ход. СОК зарабатывает определенный авторитет в обществе, создает свой имидж. Эта компания выступает и со многими негативными проектами, но таким образом пытается сформировать положительный образ».
Эксперты также не исключают попытку компании повлиять на мнение избирателей. По мнению Андрея Колядина, это возможность «в ходе выборов воздействовать и на детей, и на родителей». «Это борьба за будущих избирателей, – говорит Михаил Матвеев. – СОК ставит себе задачу в будущем сохраниться и доминировать. Поэтому вкладывает средства в тех, кто завтра будет избирателями и потребителями».
Дарья (Марченко Григорьян