Сегодня Пятница 04 Декабря 2015 г.
Поиск:
  Статьи Гостевая
На главную Отправить сообщение на e-mail
Главная новость Основные
Salut, Renault. Блокпакет ВАЗа сегодня отойдет французскому автоконцерну

Деньги на колесах: чем дальше, тем больше

6 апреля 2007 г.

Поволжский рынок автокредитования находится на стадии экстенсивного роста. Усиление конкуренции вынуждает банки осваивать все новые сегменты этого рынка, а также разрабатывать свежие маркетинговые ходы. В 2006 году объем автокредитования в России вырос почти вдвое – с 4,6 до 7,8 млрд долларов, причем аналитики прогнозируют еще одно удвоение – до 14 млрд долларов к концу 2007 года. Столь стремительное развитие характерно для той стадии в жизненном цикле товара, которую маркетологи называют экстенсивным ростом. По теории, за ним следуют этапы зрелости (когда продукт становится традиционным, а объем продаж достигает максимума), насыщения рынка и спада продаж. Но все это автокредитованию только предстоит.

Пока же оно переживает период растущей конкуренции, когда банк должен не просто предложить востребованный рынком продукт, но и выделиться из множества себе подобных – с помощью рекламы, смягчения условий кредитования, разработки программ лояльности или както иначе – к примеру, выходя на новые рыночные сегменты и расширяя ассортиментные группы.

Автокредитование сегодня – не только один из наиболее востребованных продуктов банковского ритейла. Банки горячо его любят за хорошую прибыльность и минимальные риски: ведь залогом по кредиту является сам автомобиль. Так что удивляться динамичному росту предложения (см. график 1 не приходится. Если в 2002 году на территории России автокредиты предлагали не более 10 банков, то в 2003м только в Москве – около 30. Причем число проданных в кредит автомобилей за этот период возросло с 70 тыс. до 170 тыс. В 2004 году их стало уже 350 тысяч, в 2005м – 500 тыс., а 2006 год закончился на отметке 650 тысяч машин.

За эти годы общая доля «кредитных» автомобилей выросла в 8 раз — с 5 до 40% (см. график 2), а в сегменте импортных авто – до 45%. При сохранении существующей динамики по итогам 2007 года в кредит будет продаваться уже каждая вторая машина.

Зеленый коридор

Сегодня автокредитование в Поволжье предлагают абсолютное большинство кредитных организаций. Это не только игроки федерального уровня, такие как Сбербанк, «Росбанк», «Банк Москвы», «Райффайзен банк», «Сосьете Женераль», но и региональные структуры – к примеру, татарстанские «Ак Барс» и «Татфондбанк», нижегородский «НБДбанк», тольяттинский «ФИАбанк». Даже те банки, у которых нет целевых программ автокредитования (например, «Ситибанк» и «КИТ Финанс», имеющие иную профильную ориентацию), не против профинансировать приобретение автомобиля посредством стандартного потребительского кредита. Причем в «Ситибанке» считают, что такой вариант клиенту даже удобнее: нет ограничений на выбор страховой компании, не требуется залог, к тому же кредит распространяется на подержанные авто, приобретаемые у частного лица, что предлагают далеко не все банки, специализирующиеся на автокредитах.

В условиях, когда на рынок вышли почти все, кто мог это сделать, игрокам приходится оптимизировать условия кредитов, дабы привлечь заемщиков именно к своему продукту. Ставки по кредитам неуклонно снижаются (см. график 1). Если в 2002 году ставка по автокредиту 3035% годовых считалась заоблачной, то к 2004 году она снизилась до 1820% по займам в рублях и до 1215% в валюте, а сегодня и вовсе достигла уровня 1014% и 913% соответственно. Существенно – с 50% от стоимости покупки до 20% — уменьшился и размер первоначального взноса, более того, в ряде предложений этот взнос не предусматривается вовсе.

Продолжительность рассмотрения заявок тоже подверглась корректировке, и сейчас она может составлять всего несколько дней (экспресскредиты). Сроки кредитов, напротив, увеличились – с 23 до 35 лет, а в некоторых банках даже до 7 лет (на таких условиях кредитуют покупку новой иномарки «БИНбанк», Московский банк реконструкции и развития, Международный московский банк и «Райффайзен банк»).

Сигнальные огни

В условиях жесткой конкуренции поволжским банкам, развивающим программы автокредитования, приходится значительное внимание уделять рекламе и программам повышения лояльности клиентов. Впрочем, как утверждает замдиректора консалтинговой группы «ЛАД» (Самара Ольга Егина, рекламные посылы большинства банков не соответствуют нынешнему этапу развития рынка автокредитования: они просто информируют потребителя об услуге, тогда как актуальными являются поиск новых клиентов, отстройка от конкурентов и борьба с отрицательными стереотипами. С повышением лояльности потребителей дело обстоит лучше. Банки добросовестно отрабатывают варианты предоставления дополнительных услуг, улучшения качества обслуживания, минимизации пакета документов и сроков рассмотрения заявок.

Хорошим козырем в конкурентной борьбе является системное партнерство с автосалонами. Оно приближает услугу к потребителю, обеспечивает гарантированный объем продаж и укрепляет имидж кредитора, поясняет член правления «Райффайзен банка», начальник дирекции по работе с физическими лицами Роман Воробьев. При этом выигрывают и автосалоны, которые таким образом наращивают объем продаж, и покупатели авто, получающие заем на более привлекательных условиях (льготные ставки, пониженная стоимость полиса КАСКО и в ряде случаев отсутствие комиссий).

Продуктами совместной работы кредиторов и автодилеров являются также схемы trade in и buy back. Первая из них предполагает использование остаточной стоимости автомобиля, приобретенного в кредит ранее и находящегося в залоге у банка, в качестве первоначального взноса за новую машину. Суть программы «buy back» состоит в том, что, покупая авто в кредит, клиент платит первоначальный взнос, погашает часть процентных выплат, а дальше делает выбор — оставить машину себе и доплатить оставшуюся часть долга (3050% или отдать автомобиль салону по заранее оговоренной выкупной цене, покрывающей невыплаченную сумму.

Подобные схемы кредитования пока не получили широкого распространения: далеко не все жители Поволжья стремятся часто менять машины и постоянно жить в кредит, да и банки еще не успели освоиться в новом секторе. А потому trade in и buy back сегодня предлагают в основном федеральные игроки, в частности, «Банк Москвы», «Сосьете Женераль Восток» и Московский банк реконструкции и развития (МБРР). Однако, по мнению Александра Абрамова, руководителя блока частного кредитования МБРР, развитие данных продуктов постепенно становится одним из основных трендов на рынке автокредитования.

Опасный поворот

Еще одной тенденцией данного рынка является кредитование автомобильного second hand – подержанных машин. Такой продукт сегодня предлагают уже многие банки, но все они в качестве условия выдвигают схему trade in или покупку машины в конкретном автосалоне. Финансировать приобретение авто у сторонней организации и тем более у частного лица почти никто из банков не решается. Для этих случаев предлагается взять стандартный беззалоговый потребительский кредит или кредит под залог недвижимости. Подобной позиции придерживаются, в частности, «Райффайзен банк», Международный московский банк, «Ситибанк» и «КИТ Финанс». Казанский «Татфондбанк», напротив, готовится ввести описанное предложение в свою продуктовую линейку. При этом кредиты на подержанные автомобили стоят дороже – не менее чем на 25%.

Кредитовать покупку грузовиков, автобусов и спецтехники банки желанием не горят, рекомендуя лизинг в качестве более удобной финансовой схемы. Исключением на этом фоне стали «Татфондбанк», планирующий в неопределенном будущем начать работу над соответствующей программой, и нижегородский «НБДбанк», который такую программу уже предлагает. Между тем кредиты на приобретение грузовиков и спецавтомобилей – свободная и доходная ниша, а кредитная деятельность в сегменте малых городских автобусов и вовсе способна стать золотым дном.

Подушка безопасности

Наименее рисковой для банков является отработанная схема: новый легковой автомобиль, который покупается у официального дилера, является залогом по кредиту и подлежит полному страхованию. Стоимость полиса КАСКО составляет обычно 610% от цены машины на момент покупки и не меняется в течение всего срока кредитного договора. Александр Абрамов считает, что отсутствие страховки – минус не только для банка, но и для клиента: его риски тоже повышаются, а риски банка он компенсирует более высокой платой за кредит.

Застрахованный автомобиль призван компенсировать риски банка, связанные с возможностью невозврата кредита. В теории все просто: при непогашении кредита банк изымает машину. Однако реальная необходимость такой акции ставит перед банком целый ряд проблем: авто нужно найти, оформить его конфискацию, организовать хранение до момента продажи, искать покупателя и организовывать сделку. Поэтому банки прилагают все усилия, чтобы вернуть клиента к работе по договору. «Если клиент теряет возможность обслуживать свой кредит, мы стараемся наиболее комфортным — как для заемщика, так и для банка — способом снять проблему», – сообщает Роман Воробьев.

«Комфортный способ» может предполагать решение о частичном погашении кредита или о его реструктуризации. На этом этапе банки предпочитают работать без привлечения коллекторских агентств, говорит начальник управления автокредитования «Татфондбанка» Наталья Пахоменко. Однако когда автомобиль всетаки надо изымать у заемщика, услуги этих структур оказываются как нельзя кстати. «В отличие от банка, коллекторское агентство имеет разработанный механизм организации торгов и специальную службу, которая возьмет на себя решение всех вопросов по поиску, конфискации, хранению и реализации транспортного средства», – подчеркивает Валерий Рузанов, директор по финансам и правовому обеспечению ООО «Коллектор Крафт Компани» (Самара).

Впрочем, такой исход является исключением из правила: автокредитование — один из самых защищенных сегментов кредитного рынка, не устают говорить представители банков и коллекторских агентств. «Покупка автомобиля – дело серьезное. К ней долго готовятся, и у банков есть время провести тщательную проверку платежеспособности заемщика», – уверяет Валерий Рузанов. «Как правило, заемщики по автокредитам – это добросовестные клиенты», – соглашается Роман Воробьев. «Невозврат тут крайне редкий случай», – заключает Наталья Пахоменко.

Таким образом, автокредитование остается весьма привлекательным видом банкинга, где есть место для новых игроков и свободные ниши для диверсификации предложений. А потому этот рынок в обозримой перспективе ожидает рост и оптимизация условий для заемщика.

Максим РОССОШАНСКИЙ

Борис Алешин: "Мы – с Renault"На днях будет подписана сделка между АВТОВАЗом и французской компанией Renault.

«В нашем театре нет ни дрязг, ни сплетен, сюда идешь, как к себе домой»

Геннадий Куропаткин,заведующий ортопедическим отделением №1 больницы им. Калинина, заслуженный врач России: «Обычные хирурги всё время что-то отрезают. Мы же только добавляем, наращиваем или заменяем»

Андрей Луговой: «На посту президента России себя не вижу»

Геннадий КИРЮШИН: «Я готов быть менее активным участником бизнес-процесса – стать инвестором». Председатель совета директоров СМАРТСа решил отойти от дел и заняться политикой

Работа идет не только по плану

Жириновского попросили о Луговом

Встреча Владимира Путина с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай»

Андрей ШОКИН: «Вести социально ответственный бизнес для меня гораздо важнее, чем заниматься политикой»

Лев ПАВЛЮЧКОВ: «Зеленые» стали голубыми»

Губернатор Самарской области - Владимир Владимирович Артяков

Третьяк: Путин — залог успеха

Дембельский альбом Владимира Путина

Самара отпраздновала День города

Урны на улицах города Самары

Улицы Самары глазами простого горожанина - 2

Открытые люки - 2

Lada Priora. Фото

Пикет КПРФ у Губернской Думы 24.04.07

Малометражка от АвтоВаза

Открытые люки

Состояние Набережной р. Волга в Самаре (20.04.07)

"Вот я могу сказать, за мэрии здесь закреплен Струковский парк. Вот до тех пор он не станет чистым, я с него не слезу" (мэр Самары Виктор Тархов, "Эхо Москвы в Самаре" от 11.04.07) Фото от 23.04.07

Самара. Воскресенье, 22.04.07, после Всероссийского субботника

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
www.profnastil-ksp.ru

©«Самарапресса.Ru»
Электронный архив самарской прессы
«Sampressa.ru»
(8422) 41-00-30
89277091133
Редакция не несет ответственности за достоверность информации,
опубликованной в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.