Сегодня Пятница 04 Декабря 2015 г.
Поиск:
  Статьи Гостевая
На главную Отправить сообщение на e-mail
Главная новость Основные
Salut, Renault. Блокпакет ВАЗа сегодня отойдет французскому автоконцерну

Достучатся до небес

11 апреля 2007 г.

Российские ракетостроители, и прежде всего самарский «ЦСКБ-Прогресс», намерены увеличить свою долю на мировом рынке запусков космических аппаратов. С помощью французов они перебираются с ракетами ближе к экватору — туда, где можно заработать гораздо больше, чем на казахстанском космодроме «Байконур» или российском «Плесецке»

На самарском -ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» начато производство ракетносителей (РН «СоюзСТ» для запусков во Французской Гвиане. Этому предшествовало заключение контракта на первые четыре запуска, которое состоялось на недавно прошедшем в Ле Бурже авиакосмическом салоне. Согласно условиям договора, первый запуск «Союза» из Южной Америки должен быть осуществлен не позднее марта 2009 года.

Документ подписали руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов, президент — генеральный директор французской Arianespace Жан-Ив Ле Галь и руководители ведущих предприятий российской ракетнокосмической промышленности. Стороны не скупились на комментирование события, называя его историческим. «Этот контракт означает прорыв российских ‘‘Союзов’’ на европейский и мировой рынок средств выведения. Новая ракета — ‘‘СоюзСТ’’ — будет активно эксплуатироваться в течение ближайших 15—20 лет», — заявил, в частности, генеральный директор самарского ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» Анатолий Кириллин.

Патетика происходящего вполне понятна. «Француз-ский контракт» резко усиливает позиции России в классе средних ракетносителей на международном рынке.

Демократизация «космического клуба»

В начале космической эры все средства выведения полезных грузов в космос разрабатывались исключительно для обеспечения национальной безопасности. Колоссальные траты на это могли себе позволить только две сверхдержавы — СССР и США. Однако это не мешало им передавать технологии изготовления ракетносителей своим союзникам по военно-политическому блоку. Именно так была создана, например, ракетнокосмическая промышленность Китая (союзник СССР и Японии (союзник США). Сейчас международный «космический клуб» включает в себя 11 государств ( см. таблицу).

Окончание «холодной войны» в середине 80−х годов прошлого века вызвало снижение объемов заказов на ракеты-носители: со стороны военных — на 47%, со стороны гражданских институтов — на 14%. Такие данные приводит консалтинговая компания Euroconsult со штаб-квартирой в Париже. Ситуацию для производителей РН несколько смягчили заказы на коммерческие перевозки, которые к тому времени уже появились на рынке. В дальнейшем «подушка безопасности» превратилась в один из основных источников дохода космических перевозчиков.

Причиной коммерциализации космоса стало бурное развитие современных систем коммуникаций и появление космических аппаратов у стран «третьего мира». Свой вклад в оживление индустрии запусков внесли очнувшиеся от спячки государственные космические агентства и оборонные ведомства. Компания Euroconsult прогнозирует запуск в течение ближайших пяти лет 237 гражданских некоммерческих спутников и 105 военных космических аппаратов (по несекретным объектам).

Сейчас в качестве средств выведения полезного груза в космос предлагаются несколько десятков типов американ-ских, российских, китайских и западноевропейских носителей. Они представляют собой, как правило, конверсионные или глубоко модифицированные военные межконтинентальные баллистические ракеты.

Годовой оборот этого рынка в 2006 году составил 2,8 млрд долларов. По прогнозам американского аэрокосмического агентства Futron Corporation, к 2017 году только в сегменте средних и тяжелых РН (где традиционно сильны позиции России объем запусков может вырасти почти в три раза.

Россия по числу успешных запусков РН держит первенство уже третий год. Однако дальнейшее ее продвижение во многом связано с тем, как пойдут процессы интеграции с европейскими коллегами.

К звездам — через экватор

Совместный российскофранцузский проект по выведению на орбиту грузов РН «Союз» с космодрома во Французской Гвиане возник в конце прошлого столетия. Европейское космическое агентство (ЕКА), владелец космодрома, запускает с него свою тяжелую РН Arian-5 и легкую Vega. Однако экономичной ракеты среднего класса, которая могла бы поднимать грузы в 6−8 тонн, у ЕКА нет. Поэтому стороны договорились, что в качестве таковой будет использоваться модифицированная версия РН «Союз», которую производит самарский «ЦСКБ-Прогресс», а совместному предприятию Starsem будет предоставлено эксклюзивное право продавать коммерческие пуски «Союза» с космодрома Куру.

Российская сторона отвечает за адаптацию «Союза» и разгонного блока «Фрегат» к европейским требованиям по безопасности запусков и условиям влажного климата Француз-ской Гвианы, транспортировку и запуск РН. Французская сторона — за реконструкцию и дооснащение инфраструктуры космодрома. ЕКА уже выложило 344 млн евро на постройку нового стартового комплекса. «ЦСКБ-Прогресс», в свою очередь, готовит первые две ракеты к новым условиям, в частности, дорабатывает систему управления и телеметрию.

Сложность проекта заключается еще и в том, что ракету-носитель и разгонный блок «Фрегат» в Гвиану придется доставлять морем. Для этого будет использован специальный паром, принадлежащий французам и предназначенный для транспортировки европейских ракет Arian-4 и Arian-5. В общей сложности путь от Самары через Санкт-Петербург до Куру займет 20−27 дней. «Мы рассматривали вариант перевозки блоков ракет транспортными самолетами ‘‘Руслан’’, однако это сложно как с технической, так и с экономической стороны. Поэтому мы от этого плана отказались», — поясняет заместитель генерального директора «ЦСКБ-Прогресс» Дмитрий Баранов.

Первый корабль с наземным оборудованием для старта «Союзов», по словам Анатолия Кириллина, отправится в Гвиану в октябреноябре 2007 года.

О том, какое значение Роскосмос придает этому проекту, свидетельствует приезд его главы Анатолия Перминова в феврале 2007 года во Французскую Гвиану. Перед этой поездкой он лично выкопал на космодроме Байконур (с места, откуда стартовал Юрий Гагарин камень и заложил его в фундамент стартового комплекса «Союза» на космодроме Куру.

За что боролись?

При старте с традиционных для России космодромов («Байконур» и «Плесецк» «Союз» может вывести на орбиту полезный груз от 5,5 до 7 тонн. Куру находится почти на экваторе, поэтому старт оттуда проходит по более выгодной баллистической траектории. Как отмечает журнал «Инженер Поволжья», грузоподъемность «Союза» на геопереходных орбитах повышается в два раза, на геостационарных — в три раза. Дополнительную выгоду сулит и размещение пусковых мощностей Arian-5 и «Союз» в одном месте. Это позволит более эффективно использовать существующую инфраструктуру космодрома.

Начиная с 2009 года, стороны планируют проводить в Куру от 2 до 4 запусков «Союзов» в год. А общее их количество, предусмотренное подписанным соглашением о сотрудничестве, составит не менее 50 за 15 лет.

По мнению Жан-Ив Ле Галя, запуск российской ракеты-носителя «СоюзСТ» с космодрома Куру будет стоить заказчику около 50 млн долларов. Таким образом, проект «Союз» в Гвиане» может принести сторонам за 15 лет доход свыше 2,5 млрд долларов. Для коммерческой стратегии Arianespace, подчеркнул Жан-Ив Ле Галь, ракета-носитель «Союз» в Гвиане теперь становится едва ли не главным козырем.

Но и у России появляется возможность маневра. При ценах, устанавливаемых французской стороной на запуски «Союзов» в Куру, традиционные старты с Байконура, по признанию главы Роскосмоса, будут обходиться заказчикам дешевле. «Куда пойдут заказчики ракетносителей ‘‘Союз’’ — на Байконур или на Куру — будет зависеть только от цен и от того, какие энергетические и баллистические показатели необходимы для вывода того или иного космического аппарата на орбиту», — сказал Анатолий Перминов, находясь в феврале 2007 года во Французской Гвиане.

В любом случае, этот проект объективно выгоден и для страны в целом, и для наших производителей ракетносителей, особенно самарского «ЦСКБ-Прогресс», которое является головным предприятием данного проекта. Менеджмент этого предприятия уже признается как структура управления международного масштаба, а созданный «СоюзСТ» — как оптимальная европейская ракета-носитель среднего класса.

В перспективе «СоюзСТ» может быть использован ЕКА и для пилотируемых запусков.

Удержаться в седле

На рынке ракетносителей сейчас сложилась уникальная для России ситуация. Китайские и японские РН хотя и дешевле, но пока не могут конкурировать с нашими по надежности запусков. Европейские позиции РН среднего класса «закрывает» программа «Союз — Гвианский космический центр». Основные конкуренты — американские «Шаттлы» — к 2010 году прекратят полеты, а первый пилотируемый полет космического корабля CEV, который придет им на смену, намечен не ранее чем на 2014 год. «Образуется четырехлетнее окно, во время которого у американцев не будет другого выхода, кроме как летать на наших ‘‘Союзах’’», — считает эксперт по космической политике Юрий Караш. Однако, по его мнению, Россия может упустить первые позиции на рынке РН, если не будет предпринято никаких шагов по коренной модернизации ракетнокосмического потенциала.

Действительно, две самые надежные, по версии компании Futron Corporation, ракеты-носителя — «Союз» и «Протон» — совершили первый полет на рубеже 50−х — 60−х годов прошлого века. И хотя «СоюзСТ» является уже девятой модификацией этой РН, суть происходящего от этого не меняется: разработки в ракетнокосмической области длятся десятилетиями, однако эффект приносят практически мгновенный. Мало кто сомневается в том, что и Китай, и Япония уже в ближайшие несколько лет начнут стремительно догонять по мощности и экономичности своих ракетносителей российские рабочие лошадки космоса.

Ольга ШЕМЕТОВА

Борис Алешин: "Мы – с Renault"На днях будет подписана сделка между АВТОВАЗом и французской компанией Renault.

«В нашем театре нет ни дрязг, ни сплетен, сюда идешь, как к себе домой»

Геннадий Куропаткин,заведующий ортопедическим отделением №1 больницы им. Калинина, заслуженный врач России: «Обычные хирурги всё время что-то отрезают. Мы же только добавляем, наращиваем или заменяем»

Андрей Луговой: «На посту президента России себя не вижу»

Геннадий КИРЮШИН: «Я готов быть менее активным участником бизнес-процесса – стать инвестором». Председатель совета директоров СМАРТСа решил отойти от дел и заняться политикой

Работа идет не только по плану

Жириновского попросили о Луговом

Встреча Владимира Путина с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай»

Андрей ШОКИН: «Вести социально ответственный бизнес для меня гораздо важнее, чем заниматься политикой»

Лев ПАВЛЮЧКОВ: «Зеленые» стали голубыми»

Губернатор Самарской области - Владимир Владимирович Артяков

Третьяк: Путин — залог успеха

Дембельский альбом Владимира Путина

Самара отпраздновала День города

Урны на улицах города Самары

Улицы Самары глазами простого горожанина - 2

Открытые люки - 2

Lada Priora. Фото

Пикет КПРФ у Губернской Думы 24.04.07

Малометражка от АвтоВаза

Открытые люки

Состояние Набережной р. Волга в Самаре (20.04.07)

"Вот я могу сказать, за мэрии здесь закреплен Струковский парк. Вот до тех пор он не станет чистым, я с него не слезу" (мэр Самары Виктор Тархов, "Эхо Москвы в Самаре" от 11.04.07) Фото от 23.04.07

Самара. Воскресенье, 22.04.07, после Всероссийского субботника

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
www.profnastil-ksp.ru

©«Самарапресса.Ru»
Электронный архив самарской прессы
«Sampressa.ru»
(8422) 41-00-30
89277091133
Редакция не несет ответственности за достоверность информации,
опубликованной в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.