17 апреля 2007 г.
Спрос на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР в России падает с конца 1980−х годов, когда закончилось ее противостояние с Западом. Все последующее двадцатилетие советская система НИОКР находится в ситуации нарастающего кризиса. Хоть какието контуры промышленной политики, основанной на инновациях, начали проступать совсем недавно, причем не в конкретных, доходящих до практического воплощения решениях, а преимущественно в политической фразеологии.
Впрочем, говорить о полном и безоговорочном крахе российского НИОКР нет оснований: бюджетных денег на разного рода разработки тратится не так уж мало. Другое дело, что ответственность за целесообразность и результативность этих расходов никто не несет. Известно, что государство — не лучший менеджер в сфере материального производства, но еще хуже оно управляет сферой НИОКР. Его приоритеты недостаточно ясны, конъюнктурны, а потому часто меняются или даже забываются — иногда даже раньше, чем разработчики развернут работы по выполнению госзаказа. Справедливости ради заметим, что федеральный центр старается не допустить полной деградации предприятий, имеющих наработанный в прежние времена потенциал НИОКР. Но дать всем им полноценную жизнь Москва не в силах, особенно если носитель этого потенциала прописан не в столице, а в какомнибудь российском регионе.
Известно также, что безответственность может породить в ответ только умноженную безответственность. Предприятия, производящие НИОКР, в своем абсолютном большинстве полностью или в размере контрольного пакета акций принадлежат государству, а потому вынуждены терпеть все перипетии, связанные не только с нестабильностью госзаказа, но и с его получением. Те же, кто долго стоит с протянутой рукой, отучаются от экономической самостоятельности и вряд ли по-настоящему задумываются о своем стратегическом развитии.
Присутствие в сфере НИОКР частного капитала наверняка оздоровило бы ситуацию, но пока заинтересованный в эффективных разработках и национально ориентированный крупный бизнес предпочитает либо интегрировать имеющиеся исследовательские группы в свою структуру, либо создавать новые — опять же под своей эгидой. Впрочем, масштабы данного явления не настолько велики, чтобы серьезно повлиять на общую картину. Она может измениться только тогда, когда государство и разработчики станут равноответственными партнерами.
Их отношения должны строиться на совершенно ясных взаимных обязательствах и качественном их исполнении. Причем отнюдь не лишним было бы закрепить этот принцип в законодательном порядке. В этом случае государство получит мощный импульс к формированию реальной (то есть выстроенной снизу — от регионов и предприятий промышленной политики. В продвижении этого проекта весьма заинтересованы и региональные власти: многие предприятия-производители НИОКР, подобно Самарскому научно-техническому комплексу им. Кузнецова, имеют градообразующее значение, и от их финансовоэкономического состояния зависят зарплата и бытовая устроенность тысяч людей.
Источник: РИА "Самара"