Сегодня Пятница 04 Декабря 2015 г.
Поиск:
  Статьи Гостевая
На главную Отправить сообщение на e-mail
Главная новость Основные
Salut, Renault. Блокпакет ВАЗа сегодня отойдет французскому автоконцерну

По новым правилам

17 апреля 2007 г.

Поволжские нефтепереработчики готовятся к введению нового экологического стандарта для автобензинов — Евро3. Министерство промышленности и энергетики РФ уже внесло в правительство проект технического регламента, который с 1 января 2009 года запрещает производство бензина ниже этого экологического стандарта.

Последние несколько лет в России увеличиваются объемы добываемой нефти, что благоприятно сказывается и на загрузке нефтеперерабатывающих заводов. Но рост переработки углеводородного сырья по-прежнему отстает от соответствующего показателя его добычи (см. график). НПЗ могут не поспеть за все возрастающим спросом на нефтепродукты. Потенциал их роста, заложенный еще в советские времена, практически исчерпан. Отрасли требуется модернизация — для углубления нефтепереработки и получения высококачественных конечных продуктов, которые могли бы реализовываться как на внутреннем рынке, так и на экспорт. Поэтому крупнейшие нефтяные компании России, владеющие НПЗ, активизируют свою деятельность.

В Поволжье, где сконцентрировано до 40% мощностей российской переработки углеводородного сырья, многие компании уже начали инвестировать в их модернизацию и расширение ассортимента нефтепродуктов. К 2010−2012 году поволжский макрорегион, по мнению аналитика «Центр-ИнвестГруп» Натальи Янакаевой, может стать крупнейшим нефтеперерабатывающим регионом страны, производящим высококачественные светлые продукты (как высокооктановые, так и дизельные с большой глубиной переработки — до 80−90%.

Структура меняется

По оценке инвестиционной компании «БрокерКредитСервис», спрос на нефтепродукты в России в ближайшие пять лет будет увеличиваться на 3−3,5% и может быть удовлетворен за счет роста уровня загрузки НПЗ.

По данным Министерства экономического развития и торговли РФ, объем первичной переработки нефтяного сырья за январьмарт 2007 года составил 56,14 млн т — 106,4% к январю-марту 2006 года.

Поволжские нефтепереработчики также демонстрируют рост своей продукции. Саратовский НПЗ увеличил ее выпуск с 5,7 млн т в 2005 году до 5,9 млн т в 2006−м, а в первом квартале 2007 года этот показатель составил 1,6 млн т против 1,1 млн т за аналогичный период прошлого года. Завод «ТАИФ-НК» (Татарстан нарастил объем первичной переработки нефти с 6,6 млн т в 2005 году до 7,5 млн т в 2006 году и вышел на проектный уровень, в первом квартале 2007 года индекс физического объема по отношению к тому же периоду 2006 года составил 103,3%. Куйбышевский НПЗ за первые два месяца 2007 года увеличил переработку нефти на 16% — до 1,1 млн т.

Маржа нефтепереработки в ближайшие 2−3 года останется в среднем на высоком уровне — порядка 5−6 долларов (130−150 рублей за баррель, считают аналитики «БрокерКредитСервиса». Ее высокие показатели будут поддержаны высокой степенью загрузки мощностей по комплексной переработке нефти, а также значительным ростом спроса на транспортное топливо в Европе.

В России увеличение спроса на нефтепродукты будет не таким заметным, как в европейских странах. Произойдет лишь смена качественной ориентации потребителей. По оценке Министерства промышленности и энергетики РФ, после 2010 года в структуре потребления моторного топлива увеличится спрос на высококачественные сорта топлива, соответствующие стандартам Евро4 и Евро5. Уже сейчас автомобильный парк страны пополняется машинами с двигателями, которые предъявляют повышенные требования к качеству бензина.

Нынешняя российская переработка большей частью ориентирована на производ-ство полупродуктов. Экспорт НПЗ составляют в основном мазут, газойль и нафта (прямогонный бензин). Таким образом, возникает дисбаланс между структурой предложения (производства и структурой спроса (потребления на нефтепродукты. Поэтому задача нефтеперерабатывающей отрасли — изменить структуру производ-ства моторного топлива в соответствии с количественными и качественными прогнозами внутреннего и внешнего спроса.

Основными ограничениями развития нефтеперерабатывающего сектора, с которыми ему предстоит бороться, являются: низкое качество производимой продукции относительно действующих европейских стандартов, низкая глубина переработки нефти, удаленность большинства НПЗ от границ и морских портов, слабая диверсифицированность экспорта по видам нефтепродуктов и регионам поставок. Будущее нефтеперерабатывающего сектора России связано с модернизацией имеющихся мощностей, ориентацией продукции на экспорт, строительством новых НПЗ и развитием нефтехимии.

Глубже — лучше

Глубина переработки нефти на российских НПЗ сейчас составляет в среднем 71,5%. Поволжские нефтеперерабатывающие заводы поддерживают примерно такой же уровень: на Куйбышевском НПЗ и Нижегородском НПЗ («ЛукойлНижегороднефтеоргсинтез» этот показатель равен 64%, на заводе «ТАИФ-НК» — 70%, на Саратовском НПЗ — 74,9%. Россия все еще отстает от западных стран, где глубина переработки достигает 85−95%, поэтому и доля производства высококачественного моторного топлива невысока.

Мощности поволжских заводов по переработке в среднем не превышают 10 млн т, за исключением «ЛукойлНижегороднефтеоргсинтеза» (17 млн т). Средний выход светлых нефтепродуктов соответствует среднероссийскому — 55%. Эти показатели в 1,3−1,5 раза ниже, чем в США и странах Западной Европы.

По словам Натальи Янакаевой, сейчас переоснащением производства заняты все НПЗ поволжского макрорегиона. Кто-то находится в самом разгаре процесса (например, «ЛукойлНижегороднефтеоргсинтез», Куйбышевский, Новокуйбышевский и Сызранский НПЗ), а ктото только собирается строить новые мощности — комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов Нижнекамска (проект «Татнефти»). На Саратовском НПЗ, принадлежащем ТНК-ВР, пока только заявлена программа по развитию завода — ее реализация позволит компании через пять лет выйти на новые рынки (например, авиатоплива), увеличить глубину и объемы переработки.

«Увеличение глубины переработки, создание новых перерабатывающих мощностей — эта тенденция характерна для НПЗ, расположенных не только в Приволжском федеральном округе, но и по всей России, — отмечает аналитик ‘‘Альфа-банка’’ Константин Батунин. — Компании, владеющие высокотехнологичными производствами, получают максимальную маржу. Думаю, ‘‘Роснефть’’, которая стала обладателем активов ЮКОСа в Самарской области — Сызранского, Куйбышевского и Новокуйбышевского НПЗ, учтет это и продолжит начатую работу по увеличению загрузки и модернизации нефтеперерабатывающих заводов».

«ЛукойлНижегороднефтеоргсинтез» сейчас реализует инвестпрограмму реконструкции и технического перевооружения, направленную на увеличение глубины переработки углеводородного сырья. В 2004 году здесь пущена установка каталитического риформинга. Капитальные вложения в проект составили 899,3 млн рублей. Проектная мощность блока позволяет перерабатывать 440 тыс. т сырья в год. Продуктом установки является высокооктановый компонент автомобильных бензинов — изомеризат. Его применение дает возможность выпускать бензин с содержанием ароматических углеводородов не более 42%, бензола — не более 1% и серы — не более 150 ppm.

Выход светлых нефтепродуктов на нижегородском заводе уже увеличился до 53%, а доля высокооктанового бензина в общем объеме производства достигла 79% (против 66% в 2003 году). В прошлом году НПЗ приступил к производству моторного топлива, соответствующего требованиям Евро3, доля которого в общем объеме выработки автомобильных бензинов составит не менее 50%. Закончена реконструкция установок гидроочистки дизельного топлива, продолжается строительство комплекса каталитического крекинга вакуумного газойля для производства высокооктановых бензинов, соответствующих нормам Евро4. В ближайшие три года «Лукойл» намерен инвестировать около 25−30 млрд рублей в увеличение объемов нефтепереработки ОАО «ЛукойлНижегороднефтеоргсинтез» с 11 до 20 млн т в год.

Владелец Саратовского НПЗ в 2005 году инвестировал в реконструкцию и модернизацию завода 366,2 млн рублей. Программа развития предприятия на ближайшие пять лет предполагает увеличение мощности до 7 млн т продукции к 2009 году, создание производства авиатоплива, дизтоплива с содержанием серы до 10 ррм, бензола, бензина Евро3. Общий объем инвестиций ТНК-ВР, направленных в 2007 году на модернизацию и развитие производства Саратовского НПЗ, составит 1,3 млрд рублей. Наращивание перерабатывающих мощностей потребует строительства эстакады налива светлых нефтепродуктов и реконструкции существующей эстакады налива темных нефтепродуктов. Проект оценивается примерно в 440 млн рублей.

Группа самарских НПЗ занимается модернизацией системы каталитического крекинга.

Куйбышевский НПЗ в 2007 году планирует начать производство дизельного топлива по стандартам Евро4. Эта инвестиционная программа оценивается в 2,7 млрд рублей.

Новокуйбышевский НПЗ тоже задумал расширить ассортимент выпускаемой продукции и улучшить ее качество. Приоритетным тут считается проект реконструкции установок гидроочистки, реализация которого обеспечит переход на производство дизельного топлива, соответствующего требованиям Евро4. Завод уже получил допуски на производство и применение бензинов (две марки и дизельных топлив (четыре марки), соответствующих требованиям автомобилей класса Евро4. Оформлены акты по постановке на производство дизельного топлива, соответствующего стандартам Евро2 и 3, с содержанием серы 50 ррm и 10 ррm. На модернизацию Сызранского НПЗ выделено 1,3 млрд рублей. На заводе уже строятся установки изомеризации и блок выделения бензолсодержащих фракций из стабильного катализата.

Нижнекамский «ТАИФ-НК» пока выпускает автобензины стандарта Евро2, но уже с сентября 2007 года планирует перейти на Евро3. Имеются планы по производству реактивного топлива, соответствующего западным стандартам. Еще компания намеревается продолжить работу по увеличению глубины нефтепереработки. ОАО «ТАИФ» собирается профинансировать проект создания на базе «ТАИФ-НК» производства глубокой переработки тяжелых остатков нефтехимии и гудрона в кокс. Его мощность составит 3 млн т в год с перспективой увеличения до 6 млн т. В итоге глубина переработки нефти «ТАИФ-НК» достигнет 96%, а выпуск товарного мазута будет прекращен.

Расширяют линейку

Помимо производства основных продуктов — бензина, дизельного топлива, авиакеросина, поволжские НПЗ активно осваивают и смежные — битумов, масел, а также работают в кооперации с нефтехимиками.

Компания LLK-International (дочернее предприятие «Лукойла» заявила о намерении до конца 2009 года инвестировать более 1 млрд рублей в развитие производ-ства смазочных масел на ОАО «ЛукойлНижегороднефтеоргсинтез». Средства будут направлены на совершенствование системы гидроочистки парафина, а также на оптимизацию существующих процессов очистки масел.

Новокуйбышевский НПЗ представил новый вид дорожного битума — «Новобит». Пробная партия (5 тыс. т была выпущена в 2006 году. В 2007 году планируется произвести 40 тыс. т «Новобита», а в 2008 году — 73 тыс. т. Компания уже вложила в новый проект 145 млн рублей, до 2009 года планируется инвестировать еще 400 млн рублей.

В феврале 2007 года «ТАИФ-НК» объявил о запуске первой линии производства окисленного битума максимальной мощностью 145 тыс. т в год. В результате модернизации битумной установки, принадлежащей заводу, здесь можно выпускать до девяти марок дорожных и строительных битумов. Общая мощность по выпуску окисленных дорожных битумов составляет 300 тыс. т в год. Для второй линии построено и смонтировано все оборудование, кроме реакторного блока и части насосов. Если на рынке дорожного строительства потребность в этом продукте будет превышать 145 тыс. т в год, то татарстанская группа «ТАИФ» (собственник «ТАИФ-НК» в течение полугода готова запустить и вторую линию.

Летом 2006 года на заводе по переработке газового конденсата «ТАИФ-НК» была получена первая продукция. Установка мощностью 1 млн т сырья в год рассчитана на выпуск 500 тыс. т прямогонного бензина, более 300 тыс. т дизельного топлива и около 200 тыс. т мазута. Ее стоимость составила 2,1 млрд рублей. Дополнительные объемы прямогонного бензина позволят обеспечить сырьем этиленовое производство ОАО «Нижнекамскнефтехим» (также входящего в группу «ТАИФ» и увеличить производ-ство этилена. Таким образом, нефтепереработка помогает ТАИФу развивать и нефтехимию, увеличивая загрузку обеих отраслей. Такой метод объединения интересов в последнее время активно практикуется российскими компаниями. НПЗ приобретают заводы, выпускающие ароматические углеводороды.

Проект в Нижнекамске, реализуемый «Татнефтью», помимо производства ароматических углеводородов имеет и нефтехимическую составляющую — комплекс, рассчитанный на ежегодный выпуск 250 тыс. т полиэтилентерефталата, 80 тыс. т алкилбензолов, а также 200 тыс. т полипропилена. Сырьем для ПЭТФ и ЛАБов станут получаемые на НПЗ параксилол и бензол. Комплекс будет способен производить около 20 видов продуктов глубокой переработки нефти и свыше 250 наименований нефтехимической продукции. Также нижнекам-ский проект, по оценке Минпромэнерго РФ, после 2010 года позволит обеспечить импортозамещение продуктов нефтехимии за счет создания полимерных производств. Нижнекамский комплекс будет перерабатывать на месте тяжелую татарстанскую высокосернистую нефть, благодаря чему экспорт нефти удастся заменить экспортом продуктов с высоким уровнем добавленной стоимости.

Прижатые действующими в Европе стандартами качества нефтепродуктов и высокой конкуренцией на российском топливном рынке, поволжские нефтепереработчики вынуждены заниматься модернизацией собственных мощностей, улучшением качества продукции и интеграцией с родственными отраслями. Реализуя новые проекты, они повышают свою стоимость и создают солидную базу для дальнейшего развития российской нефтедобычи, нефтепереработки и нефтехимии.

Казань

Борис Алешин: "Мы – с Renault"На днях будет подписана сделка между АВТОВАЗом и французской компанией Renault.

«В нашем театре нет ни дрязг, ни сплетен, сюда идешь, как к себе домой»

Геннадий Куропаткин,заведующий ортопедическим отделением №1 больницы им. Калинина, заслуженный врач России: «Обычные хирурги всё время что-то отрезают. Мы же только добавляем, наращиваем или заменяем»

Андрей Луговой: «На посту президента России себя не вижу»

Геннадий КИРЮШИН: «Я готов быть менее активным участником бизнес-процесса – стать инвестором». Председатель совета директоров СМАРТСа решил отойти от дел и заняться политикой

Работа идет не только по плану

Жириновского попросили о Луговом

Встреча Владимира Путина с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай»

Андрей ШОКИН: «Вести социально ответственный бизнес для меня гораздо важнее, чем заниматься политикой»

Лев ПАВЛЮЧКОВ: «Зеленые» стали голубыми»

Губернатор Самарской области - Владимир Владимирович Артяков

Третьяк: Путин — залог успеха

Дембельский альбом Владимира Путина

Самара отпраздновала День города

Урны на улицах города Самары

Улицы Самары глазами простого горожанина - 2

Открытые люки - 2

Lada Priora. Фото

Пикет КПРФ у Губернской Думы 24.04.07

Малометражка от АвтоВаза

Открытые люки

Состояние Набережной р. Волга в Самаре (20.04.07)

"Вот я могу сказать, за мэрии здесь закреплен Струковский парк. Вот до тех пор он не станет чистым, я с него не слезу" (мэр Самары Виктор Тархов, "Эхо Москвы в Самаре" от 11.04.07) Фото от 23.04.07

Самара. Воскресенье, 22.04.07, после Всероссийского субботника

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
www.profnastil-ksp.ru

©«Самарапресса.Ru»
Электронный архив самарской прессы
«Sampressa.ru»
(8422) 41-00-30
89277091133
Редакция не несет ответственности за достоверность информации,
опубликованной в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.