17 апреля 2007 г.
Лицензии на оказание услуг сотовой связи третьего поколения, по всей видимости, получат* операторы «большой тройки» — МТС, «Вымпелком», «МегаФон». Понимая это, региональные компании ищут способы, которые позволят им в новых условиях быть полноценными игроками рынка, а не поставщиками нишевых решений. Компания «СМАРТС» направила два исковых заявления в Арбитражный суд Москвы с ходатайством о приостановлении действия решения, принятого конкурсной комиссией Федерального агентства связи РФ 6 апреля. Согласно этому решению, поволжского оператора не допустили к участию в конкурсах на выдачу лицензий 3G (см. «Подрезали на повороте» в № 15 журнала «Эксперт Волга» за 2007 год). О намерении обратиться в суд заявили и другие связисты, не допущенные к участию в конкурсах.
«Если список конкурсантов останется в том же виде, как и объявляла комиссия, то наиболее вероятные претенденты на получение лицензий — операторы ‘‘большой тройки’’», — считает аналитик консалтинговой компании J’son&Partners Ирина Астафьева. В таком случае региональным операторам необходимо будет искать нетривиальные варианты дальнейшего развития. Ведь, в отличие от федеральных игроков, они не смогут пойти по пути модернизации сетей и последующего предложения большего количества дополнительных услуг лучшего качества на основе новой инфраструктуры.
Три варианта
С другой стороны, и потенциал GSM еще не исчерпан, отмечает аналитик консалтинговой компании ACM-Consulting Антон Погребинский. С ним соглашается и Ирина Астафьева, приводя в пример Европу, где сети третьего поколения до сих пор не пользуются массовым спросом. Но сравнение не совсем корректно: дело в том, что кабельная инфраструктура в европейских странах развита гораздо лучше, нежели в России в целом и в Приволжском федеральном округе в частности. Да и потребность в беспроводном широкополосном доступе у наших заграничных товарищей гораздо ниже. Правда, можно привести другой пример — деятельность операторов стандарта CDMA450 (например, SkyLink), спрос на услуги которых тоже не очень высок.
Теперь, если ситуация резко не изменится, перед региональными операторами встанет проблема выбора дальнейшего пути развития. На самом деле существует много вариантов, но стоит рассмотреть три основных. Первый — остаться в существующем стандарте и не смотреть в сторону рынка 3G. Второй вариант — объединиться в консорциум и создать «общую сеть». Третий способ — стать виртуальными операторами связи третьего поколения.
В пользу первого варианта говорят высокие темпы развития новых технологий и создание на их базе новых коммерческих решений. Даже если региональные операторы не смогут создать физическую инфраструктуру 3G, то еще в течение нескольких лет у них будет возможность получать прибыль от существующих сетей за счет голосового трафика и различных дополнительных услуг. А поскольку мест-ные сотовые компании отличаются гибкостью в маркетинге, они могут диверсифицировать свой бизнес, развивая новые направления деятельности, такие как Wi-Fi или беспроводной широкополосный доступ на любой технологии, в том числе WiMAX. В этом случае трудно делать прогнозы на ближайшее время. Ведь два года для беспроводных технологий — немалый срок.
Спасительная виртуальность
Второй вариант даже трудно себе представить. У каждого оператора своя стратегия продвижения на рынке и свои «любимые» инструменты конкуренции, зачастую с местным колоритом. При объединении это может породить множество проблем — с управлением общей сетью, тарифной политикой и так далее. А как сказываются проблемы управления на массовом рынке сотовой связи, можно наблюдать на примере сотовых активов «Волгателекома». Из восьми сотовых «дочек» этого оператора только две компании представляют ценность — это «Нижегородская сотовая связь» и татарстанский «Таттинком-Т», которые занимают в своих регионах заметные доли рынка (по данным J’son&Partners на начало этого года, 35% и 11% соответ-ственно). Кроме того, останутся территории, на которых у консорциума не будет базовой инфраструктуры, и там придется строиться «с нуля». А это предполагает значительные потери времени и крупные финансовые вложения в строительство сетей в масштабах области.
«3G−сети ‘‘большой тройки’’ покроют только крупные населенные пункты. Большая часть области будет по-прежнему обслуживаться старыми сетями GSM, ведь в ‘‘полях’’ спрос на высокоскоростной Интернет чрезвычайно мал», — уверена Ирина Астафьева.
На наш взгляд, лучшим решением — как для отрасли в целом, так и для абонентов и компаний — стало бы создание виртуальных операторов сотовой связи третьего поколения. Гибкость регионалов в маркетинге тут окажется как нельзя более кстати. При продвижении высокотехнологичных услуг это бесценное качество.
* — когда номер сдавался в печать, итоги конкурсов еще не были подведены