Сегодня Пятница 04 Декабря 2015 г.
Поиск:
  Статьи Гостевая
На главную Отправить сообщение на e-mail
Главная новость Основные
Salut, Renault. Блокпакет ВАЗа сегодня отойдет французскому автоконцерну

Школьные опыты

16 апреля 2007 г.

Реализация национального проекта «Образование» позволяет обновлять и создавать материальнотехническую базу школ. Но лихие эксперименты с модернизацией самой системы способны больше разрушить, чем построить. Школы под номером «13» в Самарской области в последнее время стали ощущать себя, как золушки на королевском балу. В тольяттинской и самарской школах с чертовой дюжиной на вывесках побывали высокие гости — самарский губернатор Константин Титов и секретарь президиума генерального совета «Единой России» Вячеслав Володин. В рамках программы «Единой России» «Достойные граждане великой страны» в тольяттинской «тринашке» пройдет реконструкция стоимостью 260 млн рублей. А в ее самарской «однофамилице» планируется создать комплекс по образцу тех, что недавно были построены в Балаково, Саратове, Пугачеве, а также в деревне Ивантеевке (Саратовская область и в самом Саратове. Эти частные новости вполне вписываются в реализацию национального проекта «Образование».

Не богатые, но уже не нищие

Среди 20 субъектов РФ, признанных лидерами, в первую десятку входит Самарская область. В 2007 году выполнить обязательства по укреплению материально-технической базы учреждений образования областной исполнительной власти поможет грант Министерства образования России. Его размер — 405 млн рублей. По соглашению между руководством губернии и Минобразования РФ, в мае эти деньги уже начнут поступать в область. Их целевое назначение — увеличить оплату труда учителей, повысить их квалификацию, приобрести оборудование и учебные пособия.

Получение такой финансовой подпитки обязывает и областные власти инвестировать средства в образование (таково одно из условий соглашения между федеральным и областным министер-ствами). Самарское правительство берет на себя капитальный ремонт учебных заведений.

Нацпроект не быстро, но и не вяло вытаскивает школы из того бедственного материального положения, в котором они пребывали последние 10−15 лет. Однако цели его не сводятся лишь к улучшению материальной базы в виде строительства спорткомплекса или ремонта крыши. Сверхзадачей нацпроекта является создание конкурентоспособного среднего образования, совмещающего в себе традиции отечественной школы и новации современного обучения. Но ее невозможно решить, только повышая траты на содержание образовательной сферы. Поэтому к вялотекущей, но перманентной модернизации содержательной части образования периодически прибавляются кавалерийские марш-броски чиновников на сам процесс получения знаний.

На ум приходит история о Филиппке

Одним из весьма радикальных примеров разделения полного среднего образования на составные части является инициатива тольяттинского городского департамента образования. В будущем учебном году в нескольких местных школах начальных классов может не оказаться. И дело не в отсутствии семилетних детей в ближайших микрорайонах. По решению чиновников статус этих экспериментальных образовательных учреждений не предусматривает наличия начального образования. Самыми младшими в них станут пятиклассники. Такое нововведение, по мнению специалистов департамента образования, позволит создать в старшей школе (9−11 классы наиболее полные условия для использования самых современных образовательных технологий.

Лицей № 19 — внешне неброский. Но его учениками стремятся стать старшеклассники из всех районов Тольятти

Фото: Игорь Казановский

Первую попытку такой реструктуризации тольяттинские чиновники уже пытались осуществить в Автозаводском районе. Административным методом предполагалось развести ученические потоки: всех десятиклассников сконцентрировать в четырех образовательных центрах (такой неофициальный статус был присвоен наиболее продвинутым школам). Остальные МОУ района не имели права набирать эти классы. Зеркальным становился и подход к приему в первые классы: в образовательных центрах они ликвидировались, зато «под завязку» начальная школа заполнялась в МОУ без особого статуса.

Такое «расчленение» единого образовательного пространства вызывает в памяти трогательный рассказ Льва Толстого о мальчике Филиппке, которого не хотели брать в школу. Но классик писал о русской деревне XIX века, а не об индустриальном городе XXI столетия. Нежелание возвращаться в прошлое, а также уже сложившиеся представления о праве семьи выбирать место обучения своего ребенка заставили родителей, живущих в Новом городе (Автозавод-ском районе), воспротивиться этой попытке определять за них, где учиться первокласснику. Первый блин реструктуризации вышел комом, но стремление оптимизировать на административный лад образовательный процесс по-прежнему тревожит тольяттинцев — и родителей, и учителей, которые тоже не представляют, что день грядущий (год учебный им готовит.

Лицей-миллионер

Среди семи тольяттинских школ, которые намечены для участия в эксперименте, называется и лицей № 19, расположенный в Центральном районе Тольятти.

Бывшая обычная городская школа уже 15 лет подтверждает статус лицея (тут углубленное изучение отдельных предметов), а последние три года входит в число образовательных центров, где уже проводится эксперимент (одобренный Министерством образования РФ профильного обучения по модели индивидуальной образовательной траектории.

Татьяна Терлецкая не хочет отдавать начальную школу в чужие руки

Фото: Игорь Казановский

Название эксперимента напоминает тему докторской диссертации по педагогике. Директор школы, кандидат педагогических наук Татьяна Терлецкая убеждена, что этот метод как раз и привлекает в старшие классы лицея учеников из других школ города и их родителей. Суть его, несмотря на внешнюю научность, ясна и весьма прагматична.

После окончания начальной школы дети проходят первую безболезненную селекцию. По рекомендациям учителей и школьных психологов, с учетом пожеланий детей и родителей пятиклассников распределяют по параллелям: физико-математического направления, гуманитарного, естественно-научного и социально-экономического. После 9−го класса селекция становится более жесткой, но проводят ее сами старшеклассники вместе с руководством школы и родителями. Они выбирают не только профиль, но и формат обучения — количество часов по основным предметам. Разумеется, делается это с учетом дальнейшей вузовской учебы: мечтающие стать врачами или медицинскими психологами выбирают профильными уроки химии и биологии, будущие юристы — историю и обществознание, журналисты — русский язык и литературу… Остальные предметы изучаются в базовом формате, определенном Министерством образования РФ.

Татьяна Терлецкая показывает, как в связи с таким подходом пришлось изменить даже учебные площади типового здания: обустроили по два кабинета физики и химии, увеличили количество классов для изучения иностранных языков. А учитель химии и биологии Фируза Гайнутдинова с гордостью говорит о том, что в прошлом году все 11 выпускников, выбравших ее предметы в качестве профильных, поступили в вузы этого же направления.

Такой подход к обучению в старших классах сделал лицей № 19 востребованным во всем городе: в 10−й класс приезжают поступать со всего Тольятти. Лучшей рекомендацией для родителей является 100−процентное поступление выпускников в вузы, для учеников — свобода выбора «нужных» предметов.

За качество обучения тольяттинский лицей получил поощрение в рамках нацпроекта «Образование». Награду в миллион рублей здесь потратили на приобретение оборудования по информатике, технических пособий для разных учебных кабинетов и на создание лицейского телевидения. Татьяна Терлецкая считает эти потребности основными. На текущую жизнь, по словам директора, хватает бюджетных средств. Здесь средняя зарплата педагога — 10,5 тыс. рублей (всего на заработную плату расходуется 6 млн рублей из 9 млн, выделяемых учебному заведению из областной казны). Собственными силами (за счет платных услуг лицей зарабатывает еще около 3 млн рублей в год. Их обычно тратят на ежегодный ремонт. «Мы принципиально против того, чтобы брать деньги от родителей на помощь школе, — говорит Татьяна Леонидовна. — В Тольятти еще сохранилась шеф-ская помощь предприятий и компаний. Один из операторов мобильной связи каждый месяц перечисляет нам по четыре тысячи рублей. На днях отвезла в министерство строительства области документы на строительство спортивного комплекса. Наш лицей включили в программу ‘‘Достойные граждане великой страны’’».

Мечты директора

Татьяна Терлецкая давно присматривается к соседним школам (некоторые из них уже несколько лет не заполнены учениками), чтобы объединиться с одной из них и обустроить в отдельном помещении начальные классы. Она — за то, чтобы малыши имели свою территорию, где ощутили бы себя свободными, ведь им даже оборудование санузлов нужно меньшего размера, не говоря уже об особом режиме дня, отличном от распорядка школьной жизни тинейджеров. Но разделять единое образовательное пространство — начальной, средней и старшей школы — Татьяна Леонидовна категорически не готова. Как профессиональный педагог с ученой степенью и как успешный менеджер системы образования, она убеждена, что преем-ственность обучения в каждой ступени имеет не меньшее значение, чем образовательные инновации или талант одного учителя. Поэтому директор лицея № 19 не намерена отказываться от своей идеи объединиться с кем-то из соседей ради укрепления школьного содружест-ва учеников от 7 до 17 лет. Терлецкая за объединение, а не за разделение по принципу: малыши — направо, подрост-ки — налево.

В мае тольяттинские родители начнут поход по школам, чтобы записать ребенка в первый класс. Вряд ли они обрадуются, если чиновники станут диктовать им, в какое учреждение отдать малыша. Лучшее, что может сделать городской департамент образования — это отказаться от административного эксперимента. Авторитет школ создается годами и трудами учителей, и перекройка тольяттинской школьной карты «сверху» искусственными методами нежизнеспособна, к реализации национального проекта она отношения не имеет.

Валерий РЖЕВСКИЙ

Борис Алешин: "Мы – с Renault"На днях будет подписана сделка между АВТОВАЗом и французской компанией Renault.

«В нашем театре нет ни дрязг, ни сплетен, сюда идешь, как к себе домой»

Геннадий Куропаткин,заведующий ортопедическим отделением №1 больницы им. Калинина, заслуженный врач России: «Обычные хирурги всё время что-то отрезают. Мы же только добавляем, наращиваем или заменяем»

Андрей Луговой: «На посту президента России себя не вижу»

Геннадий КИРЮШИН: «Я готов быть менее активным участником бизнес-процесса – стать инвестором». Председатель совета директоров СМАРТСа решил отойти от дел и заняться политикой

Работа идет не только по плану

Жириновского попросили о Луговом

Встреча Владимира Путина с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай»

Андрей ШОКИН: «Вести социально ответственный бизнес для меня гораздо важнее, чем заниматься политикой»

Лев ПАВЛЮЧКОВ: «Зеленые» стали голубыми»

Губернатор Самарской области - Владимир Владимирович Артяков

Третьяк: Путин — залог успеха

Дембельский альбом Владимира Путина

Самара отпраздновала День города

Урны на улицах города Самары

Улицы Самары глазами простого горожанина - 2

Открытые люки - 2

Lada Priora. Фото

Пикет КПРФ у Губернской Думы 24.04.07

Малометражка от АвтоВаза

Открытые люки

Состояние Набережной р. Волга в Самаре (20.04.07)

"Вот я могу сказать, за мэрии здесь закреплен Струковский парк. Вот до тех пор он не станет чистым, я с него не слезу" (мэр Самары Виктор Тархов, "Эхо Москвы в Самаре" от 11.04.07) Фото от 23.04.07

Самара. Воскресенье, 22.04.07, после Всероссийского субботника

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
www.profnastil-ksp.ru

©«Самарапресса.Ru»
Электронный архив самарской прессы
«Sampressa.ru»
(8422) 41-00-30
89277091133
Редакция не несет ответственности за достоверность информации,
опубликованной в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.