16 апреля 2007 г.
Пасхальная неделя выходит из канонического формата церковного праздника. В этом году в четырех городах Поволжья люди сугубо светские смогли ощутить неповторимую особенность апрельских дней благодаря большой музыкальной просветительской акции. Пасхальная неделя в Нижнем Новгороде, Ульяновске, Самаре и Тольятти для светской публики украсилась концертами оркестра Мариинского театра оперы и балета под управлением знаменитого российского дирижера Валерия Гергиева. Если в Нижнем оркестр с мировым именем уже выступал, то в трех других городах для поклонников высокого искусства это была первая встреча с маэстро и его музыкантами. Концерты в Поволжье проходили в рамках VI Московского Пасхального фестиваля, программа которого насыщенна и разнообразна. Но один из самых темпераментных дирижеров мира был бы не похож на самого себя, если бы не обошелся без новаторства даже в рамках тематического фестивального формата. В двух городах — Самаре и Тольятти — Валерий Гергиев впервые представил фрагменты из тетралогии Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга» («Зигфрид» и «Валькирия» — самого громкого проекта современной российской и мировой оперной сцены. Другой знаковый акцент в программе оркестра «Мариинки» его руководитель сделал на музыке Игоря Стравинского.
Хотя в самарской филармонии прозвучал всего один акт из «Зигфрида», публика в этот пасхальный вечер услышала образчик не только произведений великого Рихарда Вагнера (весьма нечасто исполняемого в нашей стране), но и целого пласта немецкой классической музыки (звучащей почти так же редко). И это истинное искусство, неизбитое, не имеющее отношения к поп-классике, представляли музыканты одного из самых именитых театров мира. Впервые «северные» оперы Вагнера на русском языке были поставлены в начале прошлого века здесь же. Сто лет спустя цикл вернулся на русскую сцену на языке оригинала.
Один из авторов концепции постановки — Валерий Гергиев. Валерий Абисалович полагает, что звучание музыки Вагнера отнюдь не противоречит направленности Пасхального фестиваля. Точно так же в прошлые годы он включал в фестивальный репертуар «Весну священную» Игоря Стравинского — по привычным меркам, произведение, посвященное язычеству. «Это — великое произведение!» — маэстро Гергиев не приемлет сомнений в том, что музыка выдающихся композиторов может выходить за рамки крупных форумов. Особенно если речь идет об Игоре Стравинском.
Фото: Игорь Казановский
Мастер, выступающий по всему миру и с оркестром Мариинского театра, и приглашаемый дирижировать оркестрами Нью-Йорка и Вены, Лондона и Токио, Валерий Гергиев последние годы буквально «болен» Стравинским. Как он сам говорит, это — его долг не только как художественного руководителя Мариинского театра (из окон кабинета худрука «Мариинки» видна квартира, где жила семья будущего композитора), но и, в первую очередь, как музыканта, живущего в России. «Надо сделать так, чтобы Игоря Стравинского узнали у нас больше. Он не «великий американский композитор», как пытаются преподнести в Штатах, исходя из того, что он жил в Калифорнии. Это — грандиозный артист, пришедший из Петербурга и изменивший музыкальный мир», — с темпераментом борца за справедливость утверждает Валерий Гергиев. Свои мысли и заявления маэстро подтверждает собственной столь же темпераментной деятельностью. Мощный, яркий, глубокий Стравинский звучал у оркестра Гергиева и в Нижнем Новгороде (симфоническая музыка), и в Ульяновске (произведение «Игра в карты»). А самарцы услышали уже ставшую классикой музыку из «Жар-птицы» и сцену «Баба-Яга» учителя Стравинского композитора Анатолия Лядова.
Два концерта в Самаре так и были разделены по именам: Вагнера исполняли на одном, Стравинского — на другом. Мощь немецкого композитора волнами Северного моря накатывала на слушателей и, казалось, требовала в тихий весенний вечер: «Буря! Пусть сильнее грянет буря…» А после этого — уже для другой публики — звучала музыка, ставшая одним из символов «мира искусства» и всего «серебряного века» русской культуры. В тот же светлый вечер самарцы окунулись в красивую волшебную сказку для взрослых. И ощутили: полная колдовства любовь в этой сказке, как и сама Природа, может быть и разрушительной, и созидательной.
Так «пересказывал» северный эпос и русский фольклорный мотив один из лучших оркестров мира.
Елена РИВЛИНА