11 апреля 2007 г.
Татарстанский «Нижнекамскнефтехим» объявил о запуске второй технологической линии по производству галобутиловых каучуков (ГБК), применяемых в изготовлении бескамерных шин. Комбинат планирует вытеснить импорт и увеличить продажи за рубежом. Борьба за рынки сбыта будет вестись в условиях жесткой конкуренции.
Ежегодный рост потребления галобутиловых каучуков в России составляет, по данным журнала «Хим-Курьер», примерно 7−8%, что делает ГБК одним из самых ликвидных товаров нефтехимии. Такую динамику можно сравнить только с ростом спроса на полимеры (около 10% в 2006 году). Однако из-за ограниченных возможностей внутреннего производства российские предприятия вынуждены закупать этот продукт за рубежом. В России до 2005 года производился только базовый бутилкаучук (БК), чьи промышленные свойства уступают ГБК. К тому же его выпуск покрывал потребность отечественных предприятий лишь на 60%. А поколение бескамерных шин потребовало использования новых, более качественных химреагентов — галобутиловых каучуков (эту группу представляют хлор— и бромбутилкаучук).
Увеличение их производства татарстанским предприятием «Нижнекамскнефтехим» (только он выпускает в России ГБК, входит в татарстанскую группу компаний «ТАИФ» даже перекроет потребности внутреннего рынка и позволит большую часть продукции экспортировать. Татарстанский комбинат сможет составить серьезную конкуренцию крупнейшим игрокам в этом сегменте — американской Еххоn (заводы в Великобритании и США и германской Lanxess (заводы в Канаде и Бельгии). В перспективе это позволит ему занять не менее пятой части мирового рынка.
Спрос гарантирован
По данным компании Sovlink, в России спрос на галобутилкаучуки составляет около 4 тыс. т в год, на общемировом рынке — около 500 тыс. т.
В последние годы в нашей стране, как и во всем мире, потребление бутилкаучуков, служивших еще недавно основным сырьем для шин, постепенно снижается, а спрос на хлор— и бромбутилкаучук, наоборот, набирает обороты. Именно это обстоятельство в свое время подтолкнуло руководство «Нижнекамскнефтехима» к решению о строительстве первого в России производства галобутиловых каучуков. В конце 2004 года была выпущена пробная товарная партия, а в 2005−м линия вышла на проектную мощность — 25 тыс. т в год. Совсем недавно, в январе, была запущена вторая линия по производству такого же количества ГБК. Предполагается, что она заработает на полную мощность до конца этого года. По прогнозам аналитиков из инвестиционных компаний Sovlink и «Финам», в 2007 году мировое производство ГБК достигнет уровня 500 тыс. т (включая 50 тыс. т нижнекамской продукции). К 2012 году мощности ГБК планируется увеличить до 100 тыс. т в год, заявил недавно генеральный директор «Нижнекамскнефтехима» Владимир Бусыгин. Для этого комбинат закупит несколько дополнительных линий.
В декабре 2006 года «Нижнекамск-нефтехим» подписал соглашения на продажу ГБК с такими мировыми производителями шин, как Michelin, Bridgestone, Goodyear и Соntinental, заключив с ними контракты на первый квартал этого года. Условия сделок по поставкам на «Нижнекамскнефтехиме» пока не комментируют, однако аналитики отрасли предполагают, что поставки будут проходить в тестовом режиме, а общий объем отгруженного ГБК не будет превышать нескольких тонн. Впоследствии предприятие может рассчитывать на крупные заказы.
Свое дешевле
На татарстанском предприятии ожидают увеличения продаж и на внутреннем рынке, указывая на то, что спрос на ГБК будет расти с развитием отечественных шинных производств. Так, «Нижнекамскшина» в конце прошлого года отказалась от поставок ГБК Еххоn и Lanxess, перейдя на закупки нижнекамского продукта. «Мы убедились, что галобутилкаучук ‘‘Нижнекамскнефтехима’’ по качеству не хуже, чем у зарубежных компаний, и сейчас для выпуска своих радиальных бескамерных шин уже полностью берем эту продукцию», — говорит главный инженер «Нижнекамскшины» Александр Нелюбин.
Он также отмечает, что нижнекамский ГБК на 25% дешевле импортного. Аналитик компании Sovlink Михаил Алефиренко объясняет это тем, что татарстанская компания использует собственную технологию по выпуску ГБК.
Новые конкуренты на подходе
Как заявила журналу «Эксперт Волга» главный технолог НИИ «Гипрокаучук» (Москва Алла Резова, интерес западных производителей шин к российскому ГБК в ближайшие годы будет постоянным. «Строительство шинных производств в Восточной Европе такими гигантами, как Michelin, Bridgestone и Goodyear, обеспечит ‘‘Нижнекамск-нефтехиму’’ стабильный канал сбыта», — считает эксперт. Однако ряд стран (Индия, Япония, Китай, Саудовская Аравия уже объявили о своем намерении начать производство бутил— и галобутилкаучуков для нужд автомобильной промышленности. В частности, Китай планирует в 2008 году ввести в строй установку по выпуску ГБК мощностью 30 тыс. т. Аналитики не исключают, что себестоимость его продукции будет ниже российской. Так что «Нижнекамскнефтехиму», возможно, придется искать способы еще удешевить свой товар. Стараться есть из-за чего — новые шинные производства как в России, так и за рубежом требуют все больше галобутилкаучука.
Алена ИЛЬИНСКАЯ