Сегодня Пятница 04 Декабря 2015 г.
Поиск:
  Статьи Гостевая
На главную Отправить сообщение на e-mail
Главная новость Основные
Salut, Renault. Блокпакет ВАЗа сегодня отойдет французскому автоконцерну

Особый рецепт

17 апреля 2007 г.

Президент Татарстана смог добиться успеха, пугая федеральный центр националистической угрозой и демонстрируя собственную политическую умеренность. Это позволило ему получить значительное влияние в стране и весомые субсидии на развитие республики.

В минувшую субботу президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву исполнилось 70 лет. Об этом, благодаря многочисленным сюжетам на федеральных радио— и телеканалах, стало известно чуть ли не каждому россиянину. Возможно, их количество было бы гораздо скромнее, если бы накануне дня рождения татарстанского лидера в Казани не прошло выездное заседание Госсовета, которое провел Владимир Путин.

Президент РФ наградил юбиляра Орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени. В торжествах по случаю празднования 70−летия Минтимера Шаймиева приняли участие более двухсот гостей — федеральные и региональные чиновники, политические лидеры, общественные деятели. Было снято пять документальных фильмов, рассказывающих о судьбе «политического тяжеловеса», который был избран первым президентом республики почти 16 лет назад.

«Минтимер» в переводе с татарского означает «Я — железный». Имя в случае с Шаймиевым действительно определило характер. Без железной воли столько лет находиться у власти вряд ли возможно

Политический тяжеловес

Минтимер Шаймиев пришел к власти в Татарстане еще в советские годы и оказался у руля республики в период «парада суверенитетов».

В августе 1990 года Татарстан, стремившийся уравняться в правах с союзными республиками, принял собственную «Декларацию о государственном суверенитете». В 1991 году он не стал участвовать в выборах президента РФ, зато избрал своего первого президента. В марте 1992 года была принята Конституция РТ, статьи которой гласили, что «Татарстан — это суверенное государство, субъект международного права, ассоциированное с РФ на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения», республика могла самостоятельно определять свой государственно-правовой статус. В том же году республика не подписала федеративный договор, определяющий схему взаимодействия российских регионов с центром, а в 1993 году проигнорировала выборы в Госдуму и референдум по Конституции России. Последовательно Татарстан добивался и добился своего: в 1994 году был подписан «Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан». Документ констатировал, что Республика Татарстан как государство объединена с Российской Федерацией Конституцией РФ, Конституцией РТ и Договором о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий.

На основании Договора о разграничении полномочий в федеральный бюджет Татарстан платил лишь налог на прибыль по нормативу 13%, подоходный налог с физических лиц в размере 1% и НДС, устанавливаемый ежегодно. Себе республика оставляла акцизы на алкогольную продукцию, нефть, а также земельный налог и доходы от приватизации.

После избрания президентом РФ Владимира Путина все ранее заключенные договоры утратили силу, а новые теперь должны утверждаться федеральными законами. Но Татарстан претендует на то, чтобы опять стать особым регионом, который все-таки будет иметь договор, определяющий его отношения с федеральным центром. Другим регионам, в том числе вечному конкуренту Татарстана — Башкирии — мечтать о таком документе не приходится.

Проект нового договора находится на утверждении в Госдуме РФ, но депутаты не спешат его утверждать.

Владимир Путин, приехавший в Казань поздравить юбиляра, отметил его огромный личный вклад в строительство подлинно федеративного государства. В очень сложный, переходный период начала 90−х годов «именно такие политики, как лидер Татарстана, сыграли в процессе трансформации России позитивную и конструктивную роль», отметил российский президент. Эти слова позволяют предположить, что документ особого назначения все же будет вскоре утвержден.

Причины такой лояльности к претензиям Татарстана на особый статус, столь раздражающий глав других регионов, довольно просты. Долгое время в РТ были сильны сепаратистские, националистические настроения. На этом фоне московские власти не могли не заметить умеренность требований президента республики.

Как отметила Оксана Гончаренко, ведущий специалист Центра политической конъюнктуры (Москва), безусловно, Минтимер Шаймиев входит в число глав регионов — политических тяжеловесов. По степени влиятельности его можно сравнить разве что с мэром Москвы Юрием Лужковым. «Оценивая влияние Минтимера Шаймиева, достаточно взглянуть на регулярно публикуемые рейтинги, в которых он входит в первую пятерку глав регионов-лоббистов, — говорит Оксана Гончаренко. — Он, несомненно, пользуется поддержкой федеральных властей. Проект договора, который лежит в Госдуме, уже является тому доказательством, хотя пока и не утвержден. Нельзя не отметить, что президент Татарстана активно разыгрывал карту ‘‘татарстанского национализма’’, показывая, что сдерживает его и обеспечивает стабильность в республике».

Политическое чутье не оставило президента Татарстана и в партийных делах. Несмотря на то, что именно Минтимер Шаймиев стал одним из лидеров оппозиционного Борису Ельцину губернаторского блока «Отечество — вся Россия», позже эта партия стала органичной частью «Единой России».

С помощью Кремля

Другой важный фактор, обязывающий федеральные власти считаться с президентом Татарстана, — бурное развитие экономики республики. Так, в 2006 году ВРП региона составил 620 млрд рублей и вырос в сопоставимых ценах по сравнению с 2005 годом на 6,5%. Этому способствовали два обстоятельства. Первое из них — наличие в Татарстане значительных запасов нефти (сейчас, правда, республика следует стратегии ухода от «нефтяной иглы», делая упор на переработку). И второе — почти беспрецедент-ные лоббистские возможности Минтимера Шаймиева.

Так, во многом благодаря его усилиям были внесены поправки в Налоговый кодекс РФ, которые вводят дифференцированный налог на добычу полезных ископаемых в зависимости от выработанности месторождений. Для республики это было принципиально важно, поскольку сегодня больше половины ее нефти добывается из истощенных скважин. Сейчас в РТ реализуется грандиозный проект — комплекс нефтехимических и нефтеперерабатывающих заводов в Нижнекамске стоимостью более 130 млрд рублей. И, опять же, часть средств (на развитие инфраструктуры будет выделена из Стабилизационного фонда РФ. Кроме того, Татарстан сумел воспользоваться возможностями, предоставленными федеральным правительством по созданию особых экономических зон: в ОЭЗ «Алабуга», помимо прочего, планируется развернуть крупное производство зарубежных автомобилей и автокомпонентов.

Серьезным достижением президента республики стало также получение из федерального бюджета значительной суммы на реконструкцию Казани. Всего за два года на нужды этого города поступило более 19 млрд руб. Ни один другой город Поволжья сколько-нибудь сравнимых сумм на свое развитие не получал. Именно благодаря щедрости федеральных властей Казань стала первым городом, в котором в постперестроечную эпоху началось строитель-ство метро.

Еще одной характерной чертой Татарстана можно назвать жесткий контроль региональной власти над деятельностью бизнесменов в республике. Долгое время иногородним игрокам было сложно зайти на местный рынок, что обеспечивало татарстанским компаниям динамичное развитие. Сейчас инвесторы констатируют значительно большую открытость республики.

Особые отношения власти РТ с местным бизнесом в определенной мере объясняют успехи Татарстана в социальной сфере. Так, благодаря созданию фонда, в который крупные региональные предприятия перечисляют часть прибыли, в республике появилась программа социальной ипотеки, предполагающая щадящие условия для получения кредитов под приобретение жилья. Этот опыт как раз изучали на последнем заседании Госсовета.

С преемником еще не определился

Четвертый срок Минтимера Шаймиева завершается в 2010 году. До 2000 года в России главы регионов не могли переизбираться более двух раз подряд. Однако накануне истечения второго президентского срока г-на Шаймиева Госдума одобрила поправку, по которой отсчет сроков полномочий стал вестись не с момента первого избрания, а с осени 1999−го — со времени появления подобного ограничения. Третий срок истекал в марте 2006 года, но после того как, по предложению Владимира Путина, было решено отказаться от прямых выборов глав регионов, президент России «убедительно попросил» Минтимера Шаймиева остаться во главе Татарстана. В марте 2005 года президент России внес его кандидатуру в Госсовет РТ — так пошел очередной пятилетний срок правления г-на Шаймиева.

Теоретически «счетчик» нахождения у власти обнулен, а значит, шанс сохранить свои полномочия и после 2010 года у президента Татарстана есть. На традиционной встрече с журналистами в январе этого года Минтимер Шаймиев о своем возрасте сказал: «Юбилей — мой, годы — не мои», дав понять, что еще в состоянии находиться «у руля». Впрочем, федеральные власти могут все же рассудить по-другому…

На вопрос о преемнике в интервью «Би-би-си» глава республики недавно ответил: «Достойных ребят, к счастью, много… Но когда много достойных ребят, выбрать самого-самого непросто. Но хорошо, что они есть! В Татарстане президентом имеет право быть человек с центристской позицией». Исходя из этого, можно предположить, что следующим президентом здесь будет человек из команды нынешнего.

Основной фаворит — нынешний мэр Казани Ильсур Метшин, к которому Минтимер Шаймиев явно благоволит. При его назначении городским главой осенью 2005 года президент РТ обронил фразу, что Метшин пришел надолго. Показателен и другой факт — старший брат Ильсура Метшина Айдар стал главой Нижнекамского района республики. Таким образом, два родных брата возглавили два крупнейших муниципалитета Татарстана. И никто не усматривает в этом случайности. Относительный минус Ильсура Метшина в качестве преемника Шаймиева — его молодость. Ему нет еще сорока, и для консервативного Татарстана это является скорее минусом, нежели плюсом.

Впрочем, не исключено, что новый глава республики будет не из окружения Минтимера Шаймиева. Эксперты называют две такие кандидатуры.

Рафгат Алтынбаев когда-то входил в команду президента, но был из нее исключен. В 1998 году, будучи мэром Набережных Челнов, он выдвинул свою кандидатуру на пост спикера Госсовета Татарстана. Причем против воли Шаймиева, предложившего на это место Фарида Мухаметшина. Рокировка Алтынбаева не удалась, и вскоре его отправили представителем президента РТ в Совет Федерации. Потом оппозиционер предпринял еще одну попытку прийти к власти в республике, в результате чего в 2003 году был отозван из Совета Федерации и теперь представляет в нем Рязанскую область. Но Алтынбаева продолжают считать одним из претендентов на президентский пост в Татарстане.

В пользу другой кандидатуры — экс-мэра Казани, а ныне полпреда президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Камиля Исхакова — говорит опыт хорошего хозяйственника, а также поддержка на федеральном уровне.

Как отметила Оксана Гончаренко, «среди преемников Минтимера Шаймиева все в первую очередь называют имя Ильсура Метшина. Потому что нынешний президент обладает настолько серьезным влиянием в республике, что, безусловно, его слово будет иметь очень серьезное значение при определении будущего главы Татарстана. Но фигура Камиля Исхакова тоже выглядит вполне перспективной. Не исключено, что его работа в качестве полпреда — это подготовка к новой почетной роли. А вот Рафгат Алтынбаев намного менее реальный кандидат в преемники Шаймиева. Он сделал ставку на ‘‘Справедливую Россию’’, а эта партия, скорее всего, не будет значимой силой в Татарстане».

Пока трудно предсказать, кто будет президентом Татарстана после Шаймиева. Но кто бы ни занял его место, ему придется хорошо поработать, чтобы приблизиться к уровню сегодняшнего руководителя республики.

Казань — Самара

Олеся Ратошнюк, Екатеринбург; Евгения Николаева

Борис Алешин: "Мы – с Renault"На днях будет подписана сделка между АВТОВАЗом и французской компанией Renault.

«В нашем театре нет ни дрязг, ни сплетен, сюда идешь, как к себе домой»

Геннадий Куропаткин,заведующий ортопедическим отделением №1 больницы им. Калинина, заслуженный врач России: «Обычные хирурги всё время что-то отрезают. Мы же только добавляем, наращиваем или заменяем»

Андрей Луговой: «На посту президента России себя не вижу»

Геннадий КИРЮШИН: «Я готов быть менее активным участником бизнес-процесса – стать инвестором». Председатель совета директоров СМАРТСа решил отойти от дел и заняться политикой

Работа идет не только по плану

Жириновского попросили о Луговом

Встреча Владимира Путина с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай»

Андрей ШОКИН: «Вести социально ответственный бизнес для меня гораздо важнее, чем заниматься политикой»

Лев ПАВЛЮЧКОВ: «Зеленые» стали голубыми»

Губернатор Самарской области - Владимир Владимирович Артяков

Третьяк: Путин — залог успеха

Дембельский альбом Владимира Путина

Самара отпраздновала День города

Урны на улицах города Самары

Улицы Самары глазами простого горожанина - 2

Открытые люки - 2

Lada Priora. Фото

Пикет КПРФ у Губернской Думы 24.04.07

Малометражка от АвтоВаза

Открытые люки

Состояние Набережной р. Волга в Самаре (20.04.07)

"Вот я могу сказать, за мэрии здесь закреплен Струковский парк. Вот до тех пор он не станет чистым, я с него не слезу" (мэр Самары Виктор Тархов, "Эхо Москвы в Самаре" от 11.04.07) Фото от 23.04.07

Самара. Воскресенье, 22.04.07, после Всероссийского субботника

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
www.profnastil-ksp.ru

©«Самарапресса.Ru»
Электронный архив самарской прессы
«Sampressa.ru»
(8422) 41-00-30
89277091133
Редакция не несет ответственности за достоверность информации,
опубликованной в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.