Сегодня Пятница 04 Декабря 2015 г.
Поиск:
  Статьи Гостевая
На главную Отправить сообщение на e-mail
Главная новость Основные
Salut, Renault. Блокпакет ВАЗа сегодня отойдет французскому автоконцерну

Как в Сорбонне

10 апреля 2007 г.

Призрак объединения бродит по вузам Поволжья добрый десяток лет, и прошедший год показал: слияние нескольких учебных заведений обрело, наконец, реальные черты федеральных университетов Сибирского и Южного федерального округов. Руководство многих вузов ПФО внимательно наблюдает за первыми шагами мегауниверситетов и реализует собственные интеграционные проекты

В конце прошлого года в Самаре была создана ассоциация «Самарский национальный университет». Ее учредителями стали Самарский государственный аэрокосмический университет (СГАУ), Самарский государственный медуниверситет (СамГМУ), Самарский госуниверситет (СамГУ), Самарский государственный экономический университет (СГЭУ и негосударственный Международный институт рынка (МИР). Президентом ассоциации избран ректор СамГМУ, академик РАМН Геннадий Котельников, вице-президентами — ректор СГАУ, член-корреспондент РАН Виктор Сойфер и ректор СГЭУ профессор Александр Жабин. Кроме традиционного лозунга о повышении качества подготовки специалистов новая ассоциация провозглашает и более конкретные цели: усиление в высшем образовании региональной компоненты, привлечение к сотрудничеству крупного регионального бизнеса, максимальное использование межвузовских связей.

В областном правительстве полагают, что успешная реализация этих задач способна привлечь в национальный университет с самарской пропиской пять млрд рублей из федерального инвестиционного фонда. Учредителям ассоциации эти амбициозные планы представляются вполне реальными, а новорожденное надуниверситетское образование преподносится ими как оригинальный вариант реализации федеральной политики в вузовской глобализации.

Насильно мил не будешь

Если в самарских вузах предлагается мягкая интеграция, которая сейчас не затрагивает автономию, зафиксированную в уставе каждого учебного заведения, и не претендует на пересмотр собственности и госфинансирования каждого учебного заведения в отдельности, то в Татарстане уже состоялся прецедент более радикальных действий.

Полтора года назад приказом Федерального агентства по образованию Казанский государственный педагогический университет был объединен с Татарским государственным гуманитарным институтом и Татарско-американским региональным институтом, а затем переименован в Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет (ТГГПУ). Преимущества этого слияния ощутили студенты присоединенных региональных вузов, которые по окончании получат дипломы университета с более высоким — федеральным — статусом. Но не обошлось и без болезненной ломки, поскольку каждый из вузов имел свои традиции, специфику.

Ректор ТГГПУ профессор Зямиль Нигматов не отрицает, что процесс объединения не может быть позитивным для всех участников процесса, но принципиально его мнение остается неизменным: «Новая тенденция перспективна. Я против ‘‘карликовых’’ вузов, поскольку они не имеют должной учебно-методической и научной базы. В нашем объединенном заведении сейчас 16 факультетов, два института, 76 кафедр, на которых обучается более 15 тысяч студентов. У нас есть возможность консолидировать ценные научные кадры, расширять научно-экспериментаторскую деятельность, развивать международное сотрудничество. ТГГПУ имеет договоры о сотрудничестве с такими университетами, как Париж — Сорбонна III (Франция), Хунаньский педуниверситет (Китай), рассматриваются подобные проекты с университетом Мэриленда (США и другими».

Татарстанский опыт все-сторонней консолидации нескольких образовательных ресурсов под одной вывеской массовому тиражированию не подлежит, поскольку процесс объединения немалых коллективов с высоким интеллектуальным уровнем похож на сложный научный эксперимент, требующий и тщательной подготовки, и воли тех, кто его проводит. Более того, даже как наглядное пособие он не смог пригодиться руководителям образования Пензенской области, когда в 2006 году они затеяли присоединение местного педуниверситета к Пензенскому госуниверситету в качестве его структурного подразделения. Педагогические силы и примкнувшая к ним областная общественность иначе как насильственными эти министерские шаги не именовали и делали это публично — на митингах и прочих акциях протеста. Публичная и массовая защита автономии старейшего вуза заставила областных чиновников отступить от задуманного. Полный и окончательный мир под образовательными оливами на берегах Суры так и не наступил: «пед» и «гос» теперь в Пензе как семейства Монтекки и Капулетти в итальянской Вероне.

Опыт создания консолидированного вуза в Казани и несостоявшийся объединительный эксперимент — два полюса, демонстрирующих удачу и провал, в равной мере свойственные отнюдь не одномерному интеграционному процессу. Однако без него уже не представить высшее профессиональное образование поволжского макрорегиона, даже если вузовские ректоры не столь оптимистичны в своих настроениях, как их коллега профессор Нигматов.

Вертикально-интегрированное образование

Николая Бабурова, заместителя директора департамента образования и науки правительства Нижегородской области, можно отнести к принципиальным скептикам вузовского объединения как генеральной линии российского высшего образования. «Формальное слияние само по себе не становится новым этапом в развитии высшего образования. На более высокий уровень институт выводит, в первую очередь, новое содержание научной работы и профессионального обучения», — убежден чиновник.

Настороженно относясь к рождению «первых мегаласточек» высшего образования — Сибирскому и Южному федеральным университетам, г-н Бабуров, однако, не отрицает потребности в интеграции региональных учебных заведений: «Нижегородские вузы сильны и самодостаточны, многие из них входят в число лучших вузов России. Наиболее перспективный путь их развития — объединение по содержательному принципу, реализация совместных научных, образовательных или прикладных проектов. Сейчас в российском Министерстве образования обсуждается идея создания университетских комплексов, объединяющих высшую школу, среднее специальное и дополнительное образование, повышение профессиональной квалификации». Так, по словам Николая Бабурова, создается многоступенчатая система образования на основе интегрированных программ. В Нижнем Новгороде по такому пути пошли академия водного транспорта и речное училище. А в Нижегородском педуниверситете и педколледжах области не первый год действует совместная программа «3+2», по которой выпускники среднего образовательного звена получают возможность поступить в вуз сразу на третий курс.

Подобные формы сближения, само собой, не являются ноу-хау нижегородцев. Скорее это вариации на темы хорошо забытого советского прошлого, когда и появились первые альянсы разных уровней профессионального обучения. Но сегодня они востребованы, и на их фундаменте строятся уже более оригинальные конструкции.

Игра не в одни ворота

Маневрирование в рыночных условиях конкуренции заставляет высшую школу сближаться на весьма прагматической основе, когда можно предложить привлекательный для работодателя «продукт» и на том сообща заработать. В Нижнем успешным можно назвать совместный проект госуниверситета (ННГУ и лингвистического университета (НГЛУ), который реализуется при поддержке университета Гренобля (Канада). В созданном на их основе Российско-французском университете студенты одновременно учатся на переводческом факультете НГЛУ и экономическом или юридическом в ННГУ и по окончании получают два диплома. Похожая схема действует и в Самарском аэрокосмическом университете: студенты престижного факультета информатики и вычислительной техники имеют возможность на базе кафедры английской филологии педуниверситета профессионально изучать основной технический язык всех систем программирования.

В ННГУ сейчас активно выстраиваются связи с ведущими мировыми научными центрами и бизнес-компаниями для развития передовых технологий. В этих интегрированных проектах предусмотрено и наличие бизнес-инкубатора для разработки и внедрения наукоемких производственных проектов. В этом суть новаторского подхода к обучению, благодаря которому госуниверситет из Нижнего получил в 2006 году государственный грант на 500 млн рублей как инновационный вуз.

Когда параллели пересекаются

Нижегородский госуниверситет имени Николая Лобачевского разбогател в прошлом году не только на эти полмиллиарда рублей. Еще 100 тыс. долларов он получил от Microsoft для работы университетского центра компетенции в области высокопроизводительных вычислений на основе технологий этой компании.

ННГУ стал единственным вузом в России (из трех европейских), ставшим в 2006 году партнером Microsoft. Основа такого партнерства — участие университета с Волги в разработке компанией Билла Гейтса новой версии операционной системы, ориентированной на поддержку параллельных вычислений (в ее комплект вошли подготовленные ННГУ образовательные материалы по параллельному программированию). Центр компетенции ННГУ-Microsoft открыт для вхождения других вузов и научно-производственных предприятий не только ПФО. Его младшим братом стал центр инноваций тех же отцов-основателей. Как сказал ректор ННГУ Роман Стронгин, «центр инноваций должен стать интеграционной площадкой для образования, науки и реального сектора экономики». Здесь будут реализовываться совместные проекты ученых, студентов, предпринимателей, ИТ-специалистов и правительственных организаций.

Коллективизация и оптимизация

По мнению части нижегородской научно-образовательной среды, продвинутость ННГУ в освоении инновационного пространства объясняется активностью, амбициозностью, здоровым честолюбием его руководства. Нижегородские менеджеры образования во главе с Романом Стронгиным на своем уровне идут тем же курсом, что и основатели Сибирского федерального университета (СФУ в Красноярске. При посредничестве губернатора Александра Хлопонина сотрудничать с только что созданным мегауниверситетом намерены гиганты бизнеса не только сибирских масштабов — компании «Норникель», «РУСАЛ», «ГидроОК» и другие. Им предстоит не механически участвовать в финансировании нового учебного заведения, а на основе совместных учебных программ и планов готовить специалистов для своих предприятий, которых потом, по словам губернатора Хлопонина, не придется переучивать.

В проект благородный, да еще и выгодный крупный и авторитетный бизнес готов вкладывать значительные средства. Пока же если партнерские отношения Нижегородского госуниверситета с компанией Билла Гейтса — реальность, то в СФУ по причине его младенческого возраста альянс с мегабизнесом еще не состоялся. Но уже сейчас можно сказать, что научные и производственные компании выбирают себе партнеров вовсе не по внешним параметрам или числу студентов и профессоров. В основе престижа высшего учебного заведения что в России, что в европейских странах всегда было наличие сильной, признанной научной и педагогической школы. И при любой интеграции, консолидации и кооперации вузов эти золотые зерна не должны зарываться в песок типового объединения.

Федеральные вузы пока создаются в Красноярске, Ростове-на-Дону и Санкт-Петербурге. «О перспективах открытия аналогичного заведения в ПФО ничего не известно, — сказал научный руководитель Федерального института развития образования профессор Евгений Сабуров. — И вообще, пока непонятно, как государство собирается развивать линию на укрупнение вузов: неясна организационная платформа (будет она только федеральной или возможно объединение на региональном уровне), а главное, содержательная и концептуальная идея. Здравое зерно в объединении мелких региональных вузов есть, но если просто собрать их под одну крышу, получится всего лишь большой ‘‘техникум’’. Как научно-исследовательские (помимо образовательных центры университеты могут объединяться на основе определенной научной базы и школы. Пока от Министерства образования РФ нет ответов на множество вопросов, которые возникают, когда речь заходит о создании федеральных университетов».

К словам Евгения Сабурова можно добавить, что обнадеживает отсутствие спешки в этом вопросе. Первые три федеральных университета можно рассматривать как пилотные проекты, не поставленные на поток, не требу-ющие срочной подготовки к их тиражированию по другим федеральным округам РФ. И вузы поволжского макрорегиона имеют возможность спокойно заниматься самореализацией, либо держа курс на самодостаточность, либо создавая региональную вузовскую антанту как альтернативу механическому объединению и как собственную модель модернизации высшей профессиональной школы.

0 0000-00-00

Наталья Белова

Борис Алешин: "Мы – с Renault"На днях будет подписана сделка между АВТОВАЗом и французской компанией Renault.

«В нашем театре нет ни дрязг, ни сплетен, сюда идешь, как к себе домой»

Геннадий Куропаткин,заведующий ортопедическим отделением №1 больницы им. Калинина, заслуженный врач России: «Обычные хирурги всё время что-то отрезают. Мы же только добавляем, наращиваем или заменяем»

Андрей Луговой: «На посту президента России себя не вижу»

Геннадий КИРЮШИН: «Я готов быть менее активным участником бизнес-процесса – стать инвестором». Председатель совета директоров СМАРТСа решил отойти от дел и заняться политикой

Работа идет не только по плану

Жириновского попросили о Луговом

Встреча Владимира Путина с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай»

Андрей ШОКИН: «Вести социально ответственный бизнес для меня гораздо важнее, чем заниматься политикой»

Лев ПАВЛЮЧКОВ: «Зеленые» стали голубыми»

Губернатор Самарской области - Владимир Владимирович Артяков

Третьяк: Путин — залог успеха

Дембельский альбом Владимира Путина

Самара отпраздновала День города

Урны на улицах города Самары

Улицы Самары глазами простого горожанина - 2

Открытые люки - 2

Lada Priora. Фото

Пикет КПРФ у Губернской Думы 24.04.07

Малометражка от АвтоВаза

Открытые люки

Состояние Набережной р. Волга в Самаре (20.04.07)

"Вот я могу сказать, за мэрии здесь закреплен Струковский парк. Вот до тех пор он не станет чистым, я с него не слезу" (мэр Самары Виктор Тархов, "Эхо Москвы в Самаре" от 11.04.07) Фото от 23.04.07

Самара. Воскресенье, 22.04.07, после Всероссийского субботника

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
www.profnastil-ksp.ru

©«Самарапресса.Ru»
Электронный архив самарской прессы
«Sampressa.ru»
(8422) 41-00-30
89277091133
Редакция не несет ответственности за достоверность информации,
опубликованной в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.