Сегодня Пятница 04 Декабря 2015 г.
Поиск:
  Статьи Гостевая
На главную Отправить сообщение на e-mail
Главная новость Основные
Salut, Renault. Блокпакет ВАЗа сегодня отойдет французскому автоконцерну

В тени автопрома

4 декабря 2006 г.

Поволжские машиностроительные компании в 2005 году продемонстрировали невысокую динамику роста, и причина тому — снижение темпов развития автопрома. Предприятия других отраслей машиностроения показали вполне достойные результаты, особенно впечатлили производители энергетического оборудования.

В 2005 году крупнейшие машиностроительные компании росли втрое медленнее, чем участники рейтинга «Эксперт Волга-200» в целом: их прирост не превысил 8%.

Региональными центрами отрасли в Поволжье являются Самарская область и Республика Татарстан, где реализуется соответственно 49% и 22% машиностроительной продукции. За 2005 год более чем на треть сократилась доля Нижегородской области (10%), третьего крупнейшего региона в поволжском машиностроении.

Главным источником доходов машиностроения в регионе является автомобилестроение (более 80%), однако оно уступает всем отраслям по динамике и почти всем по рентабельности.

Неповоротливые гиганты

Удельный вес автомобильного кластера, включающего АвтоВАЗ, КамАЗ и ГАЗ, в машиностроении Поволжья превышает 50%. К примеру, на ВАЗ приходится треть всех доходов, полученных машиностроительными компаниями макрорегиона за 2005 год. Однако в прошлом году предприятие не отличалось высокими темпами роста реализации продукции, а прирост выручки лишь на 5% превысил показатели 2004 года.

В условиях усиливающейся год от года конкуренции АвтоВАЗу все сложнее удерживать рентабельность производства. Для успешного развития заводу необходимо налаживать сотрудничество с международными автоконцернами, и процесс этот вроде бы идет, но конкретных результатов пока не приносит. Ситуацию осложняет тот факт, что опыт создания транснационального СП «GM-АвтоВАЗ» оказался не очень удачным: в 2005 году предприятие показало отрицательную рентабельность и падение выручки. В качестве причин эксперты называют зависимость от поставляемых АвтоВАЗом комплектующих и отсутствие у СП реальных возможностей повлиять на их качество.

На нижегородском автозаводе объемы реализации машин в 2005 году сократились в два раза, тогда как продажа комплектующих по сравнению с 2004 годом выросла в четыре раза. Однако этот успех не позволил ГАЗу компенсировать финансовый провал в сегменте конечной продукции.

Весьма убедительно в нашем рейтинге выглядит лидер российского рынка грузовых автомобилей — КамАЗ, который производит более 35% автомобилей полной массой от 14 до 40 т. За 2005 год татарстанское предприятие почти на треть увеличило выручку и заняло второе место среди машиностроителей Поволжья. Такой результат во многом предопределила экспортная активность КамАЗа: более четверти продукции он отправляет за рубеж и, кроме того, осваивает производство в ряде стран. Впрочем, рост доходов КамАЗа не подкрепляется увеличением рентабельности — ее уровень в 2005 году не превышал 0,5%.

Дальнейшее развитие автомобильной промышленности в регионе зависит от того, удастся ли ей повысить свою конкурентоспособность. Одним из путей здесь является интеграция предприятий отрасли в бизнес-группы.

Вслед за нефтью

В отличие от автопроизводителей, впечатляющие результаты в 2005 году показали предприятия тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения. Так, лидер этого сектора самарская группа компаний «Электрощит» увеличила объем реализации в полтора раза. Основным продуктом завода является оборудование высокого и среднего напряжения (около 60% в товарной структуре). Спрос на эту технику стал производным от спроса на энергоресурсы, а основными заказчиками являются нефтегазовые компании — такие как «Сургутнефтегаз», «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «Сибнефть», «ТНК-ВР», «Татнефть» и «Башнефть». Пользуясь благоприятной конъюнктурой, «Электрощит» увеличивает производство комплектующих и тем самым снижает свою зависимость от поставщиков.

Одной из самых динамичных машиностроительных компаний в 2005 году был татарстанский производитель нефтедобывающего оборудования АЛНАС, который реализовал продукции в полтора раза больше, чем в 2004 году. Во многом это было обусловлено открытием двух дочерних предприятий — ООО «ОренбургАЛНАС-Серис» и ООО «ЮганскАЛНАС-Сервис». Налаживая контакты с крупнейшими нефтедобывающими компаниями страны и наращивая экспорт оборудования в Прибалтику, Индию, Ирак, Иран, Сирию, компания АЛНАС показала самую высокую в отрасли рентабельность — более 13%.

А самую высокую динамику продемонстрировало саратовское предприятие «Транспортное машиностроение», где реализация продукции за 2005 год увеличилась в десять раз. Этому есть объяснение. ЗАО «Русская тройка» — совместное предприятие РЖД и Дальневосточного морского пароходства — подписало с «Транспортным машиностроением» соглашение на поставку в 2005 году длиннобазных железнодорожных платформ, предназначенных для перевозки 40−футовых контейнеров.

Показательным примером можно назвать успешную деятельность саратовской дочки германской компании Robert Bosch GmbH — «Бош-Саратов»: за 2005 год она увеличила свои обороты в 1,3 раза. Такой динамике способствовали инвестиции германской стороны. За период с 1997 по 2005 год Robert Bosch GmbH осуществил семь вкладов в уставный капитал своих дочерних компаний — ООО «Бош-Саратов» и ОАО «ЗАЗС» — на общую сумму около 13,6 млн евро (часть — современным оборудованием). Примечательно, что высокие темпы роста производства этих компаний сочетаются с относительно высокой для отрасли рентабельностью — 4,5%.

Наиболее перспективными предприятиями поволжского машиностроения являются производители нефтяного и энергетического оборудования. Это соответствует стратегии правительства РФ: позиционирование страны в качестве энергетической сверхдержавы предполагает наличие развитой машиностроительной базы ТЭКа. Тем более что у отечественных производителей есть существенный технологический потенциал и завоеванные ниши на мировых рынках.

Модернизация российского нефтеперерабатывающего комплекса — давно перезревшая проблема. Эффективность наших НПЗ на 35−40% ниже, чем у их западных конкурентов, а себестоимость продукции существенно выше. Рост доходов нефтегазовых и энергетических компаний Поволжья пока позволяет производителям соответствующего оборудования наращивать производство, однако перспектива вступления России в ВТО должна стимулировать машиностроителей к увеличению производительности труда.

Денис Макарычев

Борис Алешин: "Мы – с Renault"На днях будет подписана сделка между АВТОВАЗом и французской компанией Renault.

«В нашем театре нет ни дрязг, ни сплетен, сюда идешь, как к себе домой»

Геннадий Куропаткин,заведующий ортопедическим отделением №1 больницы им. Калинина, заслуженный врач России: «Обычные хирурги всё время что-то отрезают. Мы же только добавляем, наращиваем или заменяем»

Андрей Луговой: «На посту президента России себя не вижу»

Геннадий КИРЮШИН: «Я готов быть менее активным участником бизнес-процесса – стать инвестором». Председатель совета директоров СМАРТСа решил отойти от дел и заняться политикой

Работа идет не только по плану

Жириновского попросили о Луговом

Встреча Владимира Путина с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай»

Андрей ШОКИН: «Вести социально ответственный бизнес для меня гораздо важнее, чем заниматься политикой»

Лев ПАВЛЮЧКОВ: «Зеленые» стали голубыми»

Губернатор Самарской области - Владимир Владимирович Артяков

Третьяк: Путин — залог успеха

Дембельский альбом Владимира Путина

Самара отпраздновала День города

Урны на улицах города Самары

Улицы Самары глазами простого горожанина - 2

Открытые люки - 2

Lada Priora. Фото

Пикет КПРФ у Губернской Думы 24.04.07

Малометражка от АвтоВаза

Открытые люки

Состояние Набережной р. Волга в Самаре (20.04.07)

"Вот я могу сказать, за мэрии здесь закреплен Струковский парк. Вот до тех пор он не станет чистым, я с него не слезу" (мэр Самары Виктор Тархов, "Эхо Москвы в Самаре" от 11.04.07) Фото от 23.04.07

Самара. Воскресенье, 22.04.07, после Всероссийского субботника

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
www.profnastil-ksp.ru

©«Самарапресса.Ru»
Электронный архив самарской прессы
«Sampressa.ru»
(8422) 41-00-30
89277091133
Редакция не несет ответственности за достоверность информации,
опубликованной в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.