12 апреля 2007 г.
Таланты? В Сеть!
В виртуальном пространстве места хватит для всех ТРОИЦКИЙ Артемий Кивович (1955 г. р.), музыкальный критик.
Дело жизни. Прославился в 80-х как организатор квартирных концертов и рок-фестивалей (подпольных, полуподпольных, а потом официальных). Для западной публики имя Троицкого связано с «открытием» русского рока – с его статей и организованных им концертов началось вхождение наших музыкантов в международную рок-тусовку. В начале 90-х – телеведущий в «Программе А» на Первом канале. Позже – «лежащий ведущий» программы «Кафе Обломов» на НТВ. Авторские программы на радио: «FM Достоевский» («Европа-Плюс» и «Ковчег дяди Ко» («Радио-101»). Написал книгу о российском шоу-бизнесе «Я введу вас в мир поп».
Увлечения. Общение с детьми и женщинами, езда на велосипеде, складирование предметов искусства.
Странности. Вообще не пользуется парфюмом. Стрижется собственноручно с 1968 года – и с тех пор ни разу не был в парикмахерской.
Что происходит на российском музыкальном поле? Известный музыкальный критик Артемий Троицкий рисует мрачную картину нашей современности.
Талант, кураж и тупая машина...
(Про то, почему мы могли, но не смогли.
– В далеком 1939 году в СССР состоялась премьера киноконцертного номера «Пароход» в исполнении Леонида Утесова и «Теа-джаза». По сути, самый настоящий видеоклип. Мы были пионерами, первопроходцами. Однако господство в жанре музыкального видео закрепить не смогли. Почему?
– Если брать доисторические времена, прецедентов было довольно и в Голливуде... Но реальная эра видеоклипов началась с «Богемской рапсодии» «Queen» в 1974 году. Сила, которая стояла за клиподеланием – фирмы грамзаписи. Первые клипы стали инструментом музыкального рынка. Но поскольку в СССР была единственная на страну фирма «Мелодия», то рынка, а соответственно и видеоклипов, у нас не было. Полуподпольно стали делать их в начале 80-х. Была такая суперпопулярная молодежная программа «Веселые ребята» – с Витей Крюковым, Андреем Кнышевым... Они смастерили на тогдашней примитивной технике несколько клипов «Аквариума», «Машины времени»... Это была сенсация! На поток это дело поставили в начале 90-х, страна узнала имена первых клипмейкеров: Михаил Хлебородов, Федя Бондарчук... А я пытался организовать движение по производству самодеятельных клипов. В 1989-м вел на Первом канале «Программу А» и придумал специальную рубрику. Мы вручали какие-то призы, и нам присылали клипы. Смешные, экспериментальные, авангардные... Боюсь, более интересные, чем у Бондарчука с коллегами...
Помню клип группы «Стук бамбука в 11 часов» из Ижевска на песню «Лошадь моей жизни», девушка исполняла ее на французском языке. Черно-белый, с замедленными кадрами, очень красивый! И мой любимый... Не помню уже, что за песня… Клип был снят из-под кровати! На ней занимались любовью разные люди, но видны были только ноги, которые подходили к этой кровати... Потрясающе смешно! Эти клипы убедили меня тогда, что если у творца есть талант, фантазия и кураж, он без всякого бюджета может снимать потрясающие вещи... И я был энтузиастом этого дела, статьи писал, в жюри сидел... Возглавлял как-то международный фестиваль видеоклипов. Наш клип на песню «Не валяй дурака, Америка» группы «Любэ» номинировался на одну из главных премий. Стебный клип! Но французские или американские члены жюри усмотрели русский милитаризм, реваншизм, шовинизм и так далее. Случился большой скандал, я ребят отстоял...
Но творческая история потихоньку превратилась в конвейер... Клиподеланье в наши дни – тупая машина по освоению бюджетов. Халтурщики гонят клипы километрами, они похожи друг на друга... Я не смотрю русское MTV и Муз-ТВ, потому что это гарантированные позывы к рвоте. Последние лет 10 интересоваться нашим музыкальным видео я практически перестал...
Медленно запрягаем!
(Про «куда крестьянину податься».
– Тем не менее вы возглавили экспертное жюри нового фестиваля музыкального видеоарта «Аплоуд». Значит интерес проснулся, появилась надежда на что-то?
– Я в принципе люблю питать надежды. Просто констатировать, что все дерьмо, тяжело... А если посмотреть на российскую поп-рок-музыку, то эта мысль приходит немедленно... Вообще на моей памяти нет периода, когда бы ситуация была настолько плоха. По сравнению с прошедшим 2006 годом даже какой-то 2004-й в высшей степени интересный. Были какие-то новые «Мумий Тролли», дебютировала певица Глюкоза, Шнур с «Ленинградом» что-то веселое делали. А сейчас... Вы что-нибудь хорошее можете вспомнить?
– Билан на «Евровидении» второе место занял...
– Ха-а!!! Пение Билана! На бесптичье, как известно, соловьями могут прослыть самые разные органы. Когда главными событиями музыкальной жизни страны становятся такие вот абсолютно мизерные исполнители... Ну вот это собственно и есть состояние российской поп-музыки и музыкальной индустрии. Мириться с таким положением дел, конечно, не очень хочется. Поэтому, когда я слышу о каких-то авантюрных, интересных творческих проектах, я всегда рад поучаствовать, помочь. Я нуждаюсь в новых впечатлениях...
Что касается фестиваля «Аплоуд» (подробности на сайте www.upload-fest.ru. – Ред.), он мне вдвойне интересен. Потому как с одной стороны: может открыть новые имена, а с другой – разворачивается на новом пространстве, которое я считаю самым перспективным.
На Западе музыканты используют Интернет со страшной силой. Наши мыслят по старинке. И постоянно приходится слышать жалобы, что вот, мол, не пробиться! Все куплено, проплачено, на радио не берут, на ТВ – тем более. Че делать, куда крестьянину податься?! Но все это жалобы тупаков. Потому что Интернет предоставляет современным музыкантам, в том числе и живущим в каком-нибудь Анадыре и не имеющим ни копейки денег кроме бабушкиной пенсии, – о-о-огромные возможности! Свою музыку можно засылать, загружать, закачивать куда угодно, от Новой Зеландии до Гватемалы. Это может быть и музыкальное видео, и литературно-музыкальные видеокомпозиции, просто песни – все что угодно. Интернет с большим удовольствием это схавает. И миллионы людей посмотрят, послушают...
Русские медленно запрягают... Но я надеюсь, что запрягут и поедут уже на рысях.
Я другой такой страны не знаю...
(Про жесты, мимику, фанеру
и большое живое бабло.
– О стенаниях по поводу того, что на телевидение не пробиться... А некоторые исполнители мелькают на ТВ постоянно! Что вы думаете о практике ротации на центральных каналах?
– Все музыкальное вещание на наших телеканалах связано с одним-единственным очевидным фактором. Это фактор бабла. Больше никаких критериев, мотиваций, движений ума и тела тут нет. Почему показывают все эти бесконечные концерты, при том что у них нулевой рейтинг? Потому что регулярно проходят юбилейные мероприятия. То Российских железных дорог, то Газпрома, то Внешэкономбанка, то Хренпердачмобанка. Всем им исполняется то пять, то пятнадцать, то семьдесят пять лет. Они приглашают одних и тех же зомбированных артистов (концертную бригаду), которые под фанеру демонстрируют мимику и жесты на сцене Кремлевского дворца и аналогичных площадок. И все эти концерты имеют смысл для вышеперечисленных организаций только в том случае, если их покажет центральный канал... Центральный телеканал дает понять Хренпердачмобанку, что никому этот концерт на фиг не нужен, поскольку Иосифа Кобзона, Ларису Долину, Валерия Леонтьева и примкнувшую к ним группу «Любэ» показывают в аналогичных концертах по четыре раза в неделю. Соответственно, давайте-ка, ребята, деньги. Тем более что на сцене висит логотип – 10 лет вашему банку – это реклама... И шестизначная сумма в долларах переходит каналу – вот почему показывают все эти концерты.
Что касается музканалов, у них такая практика узаконена. Хотя нигде в мире такого нет – чтобы телевизионные и радийные каналы брали с артистов, фирм грамзаписи и продюсеров деньги! Песни и клипы гоняют в зависимости от того, насколько в них заинтересована публика, как высоки места в хит-парадах и пр. А у нас... крутят бесконечно клипы каких-то телок с собачьими кличками. За большое живое бабло...
– Вообще, глядя на артистов из телешоу, невольно задумываешься о том, скольких из них на сцену вывели деньги, связи, а скольких талант. Каково, на ваш взгляд, процентное соотношение?
– Если говорить о 60–70-х, то все – от Эдиты Пьехи до Пугачевой и Кобзона – прославились благодаря двум основным факторам: это вокальные данные (что в то время очень ценилось и идеологическая подкованность (особенно это относится к Кобзону и Лещенко). Чаще показывали артистов, которые исполняли песни правильного репертуара: про комсомол, Родину, вооруженные силы и т. д. На втором месте были артисты лирического плана.
Что касается сегодняшней ситуации, деньги, бесспорно, стали фактором номер один. Деньги решают все процентов на 90. Остальные 10 процентов – это внешний вид и сексуальные услуги. Что касается таланта... Талант не решает ничего вообще! Достаточно посмотреть на наших попсовых артистов, чтобы в этом убедиться...
Мы пойдем другим путем!
(Про сраный веник и сокровенные мечты.
– Ну и последний вопрос... Вы оцениваете состояние современной музыкальной культуры как «ужасное»... А при каких условиях оно может стать хотя бы удовлетворительным? Что наконец должно произойти?
– Раньше в музыку приходили таланты, люди, которым было что сказать. И они чувствовали: это правильная среда, творческая, бурлящая... Так действительно было в 80-х и части 90-х. Теперь востребованы бездарные, но неплохо обеспеченные и сладко улыбающиеся карьеристы... Соответственно музыка у нас сильно просела.
Ждать, что телевидение начнет ротировать хотя бы разнообразную музыку (не говоря уже о хорошей), совершенно бессмысленно. И если не говорить о каких-то тектонических сдвигах – смена власти, выметание сраным веником коррумпированных директоров телеканалов и т. д., то альтернатива одна – рассредоточение усилий, перевод фокусировки на Интернет... Это может сильно сдвинуть нашу музыку. Может, случится то, чего я жду уже давно... в профессию станут приходить талантливые люди. Если Интернет сможет стимулировать наших ребят и девчат к тому, чтобы они снова пошли в музыку, а не в рекламу, банки, бизнес, бандитизм, ситуация изменится.
– Остается надеяться... Спасибо за беседу.
Проект «Фестиваль музыкального видеоарта «Аплоуд»...
впервые объединяет TV-Internet-CD/MP3-ресурсы и предоставляет эксклюзивные возможности для раскрутки. Звучит мудрено, но идея, придуманная московским продюсером Ириной Миклошич, проста и красива.
На сайте www.upload-fest.ru выкладывается музыкальный материал – произведения как начинающих исполнителей, так и всем известных («Аквариум», «Агата Кристи», «Tequilajazzz», «Animal jazz», «Merry Poppins», «ГДР», Лера Массква, Ольга Арефьева, «Сегодня Ночью», «Сталинград», группа «A’Cтудио»...).
Любой пользователь, зарегистрировавшись на портале, может скачать понравившуюся песню и снять на нее видеоклип. Главное пожелание авторам – чтобы потом было интересно смотреть. Авторы лучших клипов получат призы от спонсоров и звезд–участников проекта. Не исключено, что организаторы фестиваля «Аплоуд» помогут дебютантам открыть самостоятельные проекты (выпуск видеоклипов на DVD-носителях и пр.).
В ближайших номерах читайте репортаж с презентации проекта «Аплоуд».
Владимир МУРАТОВ