24 января 2007 г.
Переезд очень часто приравнивают к двум потопам и одному пожару. Наверное, стоит к этим катаклизмам добавить пару-тройку ограблений, одно убийство и инфаркт. И это как нельзя более уместно, потому что речь пойдет не об обычном переезде, а о железнодорожном. То есть о переездах, которые зачастую становятся причиной чего-то нехорошего. Речь пойдет не о высокой аварийности, как правило, с летальным исходом, когда кто-то чересчур нетерпеливый прет на «красный» и становится «добычей» многотонного товарного состава.
…Автомобиль «скорой помощи» осторожно пробрался вдоль вереницы стоящих машин и оказался практически возле железнодорожной линии, по которой медленно ползли вагоны товарного состава. Для того чтобы освободить проезд, поезду оставалось протянуть какие-то сто метров, но неожиданно раздался лязг сцепок и вагоны встали. «Все, можешь гасить мигалку», – сказал через какое-то время немолодой уже хирург водителю «скорой», а сидевшая рядом молодая медсестра молча стянула с головы колпак. С момента вызова «скорой» и до того, как состав тронулся, прошло более часа, и в больницу доставили уже мертвое тело. 35-летнему мужчине неожиданно стало плохо с сердцем, и «неотложка» приехала довольно быстро. Однако ситуация была весьма сложная, понадобилось срочное хирургическое вмешательство. Вовремя оказать помощь не получилось потому, что «скорая помощь», как и десятки других машин, оказалась практически взаперти в поселке Шмидта, попасть и выехать из которого можно только двумя путями: через переезд в районе станции Речная и через другой переезд – на улице Венцека. Случай со «скорой» - это всего лишь штрих к общей картине. Сколько было таких случаев, когда человек погибал из-за того, что его вовремя не доставили в больницу, доподлинно неизвестно. Доктора по таким фактам статистику не ведут, но раз вспомнили о гибели молодого мужчины, значит, и другие факты имели место.
ПРОБОЧНЫХ ДЕЛ МАСТЕРА
В последнее время поселок Шмидта, он же Запанской, стал походить на что-то вроде карантинной зоны для автомобилистов. Естественно, без скидок на возраст, род занятий и марку машины. Примерно в середине июля редакционный водитель отвозил меня домой и поехал через переезд на Речной, потому что так было ближе. В дальнейшем оказалось, что с выводами о скорости доставки он поспешил. Подъехав на место, мы обнаружили закрытый шлагбаум. Но даже если бы он был открыт, то проехать в поселок все равно представлялось безнадежной задачей. На одной из железнодорожных веток стоял состав, которому нужно было всего-то протянуть пару вагонов, чтобы освободить путь. Впрочем, машинист товарняка об этом знать не мог. Никаких предпосылок к тому, что поезд вскоре тронется, не было. Простояв минут сорок, мы приняли решение сделать крюк и поехать через другой переезд, в который упирается улица Венцека. Лучше бы мы этого не делали… Вереницу машин было видно уже за несколько кварталов, а на единственном пути тоже стоял товарняк. Как выяснилось из разговора с водителями, состав встал больше часа назад. Водители легковушек, грузовиков и служебного транспорта матерились и «закипали», но поделать ничего не могли. Не пешком же лезть через вагоны, бросив транспорт на произвол судьбы. Мы попытались выяснить причины, по которым столь часто оказываются закрыты железнодорожные переезды, и кое-что узнали, хотя на извечный вопрос поселка с 15-тысячным населением: «Доколе?» ответа так и не получили. Как выяснилось, столь часто опускается шлагбаум на Речной из-за увеличения потока поездов в летний период. Да еще и ремонт путей идет. Но это по словам руководства УКбЖД. Любой же водитель и житель Запанского не моргнув глазом скажет, что упомянутый переезд весьма часто закрывается в любое время года и суток. Зимой там такая же картина, как и летом – очередь из автомобилей в двух направлениях и, довольно часто, стоящий состав. Кстати, чаще всего встают именно те товарняки, которые направляются в сторону Самары. Интересно, это тоже связано с ремонтом перегона Самара-Смышляевка? Чиновники из управления КбЖД и раньше не очень охотно отвечали на скользкие вопросы, а сейчас и вовсе стараются не распространяться о внутренних нестыковках, тем более когда пришел новый-старый начальник дороги. А вот неофициально нам кое-что удалось выяснить. Руководитель одного из подразделений говорит, что это недоработка некоторых служб УКбЖД.
«Проблему с закрытыми переездами можно ликвидировать, но не больно-то кому этим заниматься охота. В первую очередь это явная недоработка диспетчерских служб. Зачем, спрашивается, гнать состав, если заранее известно, что дальше путь занят? Товарняк вполне может остановиться на отрезке пути Толевая-Речная. На эту ветку все равно кроме него никто не заедет. То же могу сказать и про Ленинградский переезд. Семафор там иногда срабатывает, когда состав только Соцгород проезжает. На железнодорожном мосту им стоять запрещается, так он мог бы на Красном Кряжке встать, чтобы путь не загораживать. Машинист-то не знает, что там впереди, он больше на семафоры ориентируется и диспетчерские команды. Вообще с этим переездом бардак начался после того, как там диспетчерскую будку убрали. Для оптимизации средств, так сказать...»
В свое время «для оптимизации» убрали будку на переезде, который ведет на территорию вагонного депо. «Оптимизация» привела к тому, что несколько человек погибли. Проехал товарный состав, и семафор почему-то отключился, грузовик тронулся, но с другой стороны шла электричка, которая протаранила ГАЗ-63 почти на полной скорости. Двое, сидевшие в кабине, погибли мгновенно, еще двоих выбросило из кузова на несколько десятков метров. Одному удалось выжить после такого полета. Если бы будка со шлагбаумом была на месте, то подобное вряд ли бы произошло. Кстати, на другом переезде в поселке, которым начинается улица Неверова, будку диспетчера также ликвидировали больше десяти лет назад. Отсутствие человеческого фактора нередко приводит к ситуациям, не поддающимся никакому объяснению. В какое-то время на переезде срабатывает семафор, и водители дисциплинированно замирают, ожидая, пока пройдет состав – к слову, по этой ветке гоняют исключительно товарняки. Но вот проходит 5 минут, 15 минут, полчаса, а состава на горизонте не наблюдается. У многих из тех, кто в это время парится в автомобиле, возникает предположение, что это сговор железнодорожников с сотрудниками ГАИ. Раньше эта версия имела право на существование: с двух сторон переезда дежурили инспекторы – на Венцека из Самарского района, а на Неверова – из Железнодорожного. Только представьте себе, насколько можно облегчить кошельки нетерпеливых водителей. Сейчас и эта версия лопнула, как мыльный пузырь, потому что гаишников на переезде не видно уже довольно длительное время. А если и есть таковые, то они вместе со всеми стоят в очереди, проклиная железную дорогу.
ОДИН ПЕРЕЕЗД = КРАЖА + УБИЙСТВО
Знакомый опер из УгРо рассказывал, как в Запанском сработала сигнализация. Послали дежурную бригаду из РОВД, потому что ближе никого не было. Пока стояли на переезде, в ночное, заметим, время суток, злоумышленники не спеша обчистили магазин и скрылись с награбленным. В другой раз поступил вызов, что в одном из домов пьяный муж хочет прирезать свою жену. По дороге наткнулись на закрытый переезд и встали на двадцать минут. В результате, приехав по адресу, не застали никого, кроме тела женщины, истекшей кровью…
В свое время в Запанском хотели ликвидировать пожарную часть, которая располагается рядом с комбинатом «Весна». Хватило ума этого не делать, иначе дома в поселке, в который попасть можно только через вечно закрытые переезды, к приезду пожарных выгорали бы дотла.
Недавно Управление Куйбышевской железной дороги распространило пресс-релиз, в котором говорится, что в этом году планируется оборудовать устройствами заграждения 33 переезда. Наверное, в их число попадут и упомянутые переезды. Делается это, понятное дело, для безопасности, так как за пять месяцев этого года в таких местах уже произошло 9 ДТП. С жертвами, безусловно. Правда, тут стоит пояснить, что из себя представляют «устройства заграждения». Это что-то типа противотанковых «ежей» в приблизительном сравнении, то есть если объехать шлагбаум водитель еще может, то подобное заграждение - уже вряд ли. С одной стороны, станет меньше дураков, которые пытаются проскочить через рельсы перед поездом. С другой стороны, вот что нам сказала женщина, проработавшая не один год на железнодорожном переезде:
«В последнее время нас обязали записывать номера автомобилей, которые проскочили под шлагбаум, и передавать данные в ГАИ. Естественно, что если правила нарушит «скорая помощь», то у меня рука не поднимется записать их номер. У нас нередко автоматика срабатывает, когда до поезда еще несколько километров. Понятно, что экстренные службы могут проехать и на красный сигнал, но вот если переезд оборудуют заграждениями, то врачам и милиционерам придется ждать в очереди или попытаться объехать через другой переезд. Естественно, нет никаких гарантий, что они приедут вовремя».
Вообще, если следовать логике чиновников из УКбЖД, проблему может решить строительство путепровода в районе переезда. Но дело это весьма безнадежное. По крайней мере, на ближайшие пять лет. Так, для того чтобы построить эстакаду, придется сносить какую-то часть гаражей и жилых домов, а это не так-то просто. В городском департаменте транспорта «МК» ответили, что строительство путепровода - это вообще не их дело. До руководителя департамента архитектуры Сергея Бахчева нам, к сожалению, дозвониться не удалось. Но вот что сообщил «МК» один из чиновников на условиях анонимности:
«Эта проблема давно уже навязла у многих в зубах, но мы пока сделать ничего не можем. Переезды и на Неверова, и на Речной расположены в крайне неудобных местах. Там придется сносить массу гаражей. Кстати, там же расположен и гараж заместителя начальника облГАИ. Сомнительно, чтобы он так просто с ним расстался. Придется также расширять дорогу и сносить частные дома, расположенные рядом. Я думаю, что, пока не завершится строительство Южной обводной дороги по реке Самаре, о возведении эстакады нечего и думать. Сейчас, наверное, будет дешевле железнодорожную ветку передвинуть».
Вряд ли, конечно, в УКбЖД согласятся с тем, что нужно что-то подвинуть. Пока кто-то из чиновников сам не застрянет в такой пробке.
Илья КРУГОВОЙ.
На наш официальный запрос в Управление Куйбышевской железной дороги мы получили ответ за подписью исполняющего обязанности заместителя начальника дороги Юрия Федченко:
«В ответ на обращение Ильи Кругового по ситуации на железнодорожных переездах, ведущих в поселок им. Шмидта, могу пояснить следующее: переезд 1101 км в районе остановочного пункта «Речная» пересекает 6 железнодорожных путей, по которым осуществляется интенсивное движение грузовых и пассажирских поездов, поток которых увеличился в летний период. В связи с производством капитального ремонта пути на перегоне Самара-Смышляевка поезда следуют с уменьшенной скоростью, что затрудняет пропуск автотранспорта через указанный переезд. Имеется возможность проезда в поселок им. Шмидта через переезд Мало-Ленинградский, который находится по улице Неверова (1097 км), где менее интенсивное движение поездов. Решению данной проблемы может помочь строительство путепровода, вопрос возможности которого находится в ведении администрации города».
Елена Колычева