24 января 2007 г.
Почему-то наша область во все времена очень привлекала всякого рода экспериментаторов от образования. Самарские школы становились площадками почти для всех педагогических инноваций. Сначала на наших детях обкатали систему дифференцированного обучения, потом специализацию школ и классов, далее ввели систему выбора предметов, но вскоре от нее отказались – ничего хорошего из новшества не вышло, потом опять же именно на базе самарских учебных заведений испробовали ЕГЭ. Такое впечатление, что у нас не дети, а подопытные кролики!
И вот последний глобальный педагогический эксперимент: с 1 сентября в Самарской области началась реализация образовательного проекта «Достойные граждане великой страны». Эксперимент рассчитан на пять лет, за это время он должен охватить все школы Самары и почти половину учебных заведений области. Как же отразится на детях реализация этой реформы?
Справка «МК в Самаре»
22 декабря 2006 года было подписано соглашение между правительством Самарской области, партией «Единая Россия» и Группой компаний «СОК» о реализации в Самаре образовательного проекта «Достойные граждане великой страны». Для реализации проекта Самарская область будет ежегодно получать около 400 миллионов рублей. Эти деньги станут выделяться из областного и федерального бюджетов и средств благотворительного фонда «С.О.К.». Роль «Единой России» ограничится координацией действий участников соглашения. Выделенные средства пойдут на материально-техническое обновление школ области и внедрение инновационных технологий в образовательный процесс.
Пиар – не пиар…
Всю прошлую зиму шли бурные обсуждения и презентации этого феерического проекта. Восторженным отзывам было несть числа. Ну как же, наши нищие школы, многие из которых не имеют не то что выхода в Интернет, но даже банальной телефонной связи, получат такие деньжищи! Правда, среди этих восторженных возгласов были и скептические смешки: мол, проект этот – очередной предвыборный пиар, и кончится он как всегда пшиком, как и все предвыборные обещания.
Ан нет, не правы были все эти скептики! Жива, жива программа «Достойные граждане великой страны»! Жива и начала свое победное шествие по школам Самарской области.
Деньги, 300 миллионов рублей, были-таки выделены на реализацию проекта. Всего в нем на нынешний год участвует 12 школ области. На каждое учебное заведение пришлось примерно 20 миллионов. Но так как школы получили их буквально пару месяцев назад, встала острая проблема освоить их до 1 сентября. То есть за два месяца сделать капитальный ремонт школьных помещений. И тут опять вступили в игру злые языки, которые ехидничали, что, мол, не успеют они с ремонтом до начала учебного года, что 1 сентября отменяется и дети начнут занятия числа эдак пятнадцатого в лучшем случае.
Но в понедельник эти жуткие слухи развеял министр образования Самарской области Валерий Путько. «Не пугайтесь, занятия начнутся, как обычно, 1 сентября. 92% выделенных на проект средств уже освоено. А так как средства рассчитаны на весь год, то и ремонт будет идти до 2008 года. Это облицовка фасадов, ремонт подвальных помещений, обустройство придворовых территорий. Все это совсем не помешает учебному процессу», - заявил в своем выступлении министр.
Ну, правду он говорил или лукавил, покажет 1 сентября. В принципе, вопрос начала занятий - с первого числа или пятнадцатого - выглядит весьма мелким по сравнению с другими вопросами, которые ставит этот проект.
Японская фирма
Дело в том, что, как заявляют идейные вдохновители программы «Достойные граждане», отремонтировать классы и заменить крышу – это полдела. «Чтобы наиболее полно раскрыть творческие способности каждого ребенка, нужно наполнить образование идеологией», - высказывался заместитель руководителя управления по связям с общественностью Группы компаний «СОК» Владимир Ильин.
- Вопросы образования и воспитания – прерогатива государства. Это государственная политика, - считает депутат губернской думы Михаил Матвеев. - Частный бизнес может открывать свои частные учебные заведения и там преподавать свои взгляды на мир. То, что происходит сейчас, пусть даже и в качестве эксперимента, – это вмешательство каких-то сил в то, что принадлежит государству, в закладку государственной идеологии.
Если ты хочешь, чтобы у тебя было будущее, нужно делать ставку на детей. В один прекрасный момент это поняли и руководители группы компаний СОК.
- В Группе компаний «СОК» отношение к своей фирме имеет очень явный японский оттенок. Это отношение к членам своей фирмы, как к семье, - объясняет Матвеев. - Есть специальные подразделения, которые следят за тем, чтобы поддерживался определенный корпоративный дух. Эта самоидентификация произошла у СОКа давно. На этом этапе возникли более грандиозные планы государства в государстве, которые привели к необходимости создания не просто идеологии, но и своеобразной воспитательной системы. На определенном этапе Группа «СОК» стала интересоваться воспитанием детей. Сначала речь шла о детях собственных сотрудников, которые в соответствии с японской системой пожизненного найма должны воспитываться в соковском детском садике, учиться в соковской школе, получать там престижное образование за счет привлечения лучших учителей. Потом поступать в престижный вуз и впоследствии возвращаться в корпорацию, где работают их родители, чтобы быть преданными этой корпорации и служить ей, отрабатывать все то, что она им дала.
Трудно с этим не согласиться, ведь именно так и должно быть в фирме, которая заботится о своем будущем. Но сейчас данная воспитательная система активно внедряется в муниципальные школы области. Что может нести она нашим детям? В российском обществе идет активная дискуссия о том, что нужно передать систему образования и воспитания православной церкви, как это было много лет назад. Но у церкви есть тысячелетняя история, сотни трактатов по христианской педагогике. Мы знаем, что от нее можно ожидать.
- Мы знаем, что с нашими детьми сделает церковь, - говорит депутат. - А что с ними сделают Виталий Ильин, Марина Петель, Алексей Офицеров и другие создатели проекта «Достойные граждане великой страны»? Какие у них ценности? Где их библия, их коран, их талмуд? Прежде чем внедрять свои воспитательные разработки в муниципальные школы, пусть они дадут нам их почитать, и мы получим ответы на базовые вопросы.
Коран и талмуд
К слову сказать, создатели проекта все же представили общественности свой «коран и талмуд», то есть программу реализации проекта «Достойные граждане великой страны». И общественность, прочитав ее, вздрогнула. Текст данной программы «МК» прокомментировал преподаватель одного из самарских вузов, пожелавший остаться анонимным. «МК» согласился на такое условие, ведь авторы программы тоже захотели остаться неизвестными.
- Начнем с того, что сам текст программы изобилует ляпами и ошибками. Он вообще написан как будто не на русском языке! – возмущается педагог. – Например, там есть пункт: «Развитие у детей устно-речевых компетенций». Красивые слова, если не считать того, что это словосочетание – бессмысленный набор слов. Есть информационные, коммуникативные, речевые компетенции. А устно-речевых компетенций в педагогике нет. А что такое «физическое развитие с духовно-патриотическим совершенствованием»? В качестве одного из приемов развития коммуникативных качеств ребенка рекомендуется «Разговор с официальными лицами (в т. ч. и с рассерженными родителями)». Или вот фразочка: «На обычных уроках обычной школы детям с различными способностями к усвоению и выдаче знаний предлагаются 2 уровня дополнительных печатных и звуковых материалов для усвоения, созданных СЛОЖНЕЕ»! Это про что?
Вообще, программа «Достойные граждане великой страны» базируется на трех китах. Ребенок после окончания учебного заведения должен: 1 в совершенстве знать иностранные языки; 2 освоить компьютерную грамотность; 3 быть физически здоровым. И, по большому счету, все.
Ну насчет первых двух пунктов кто бы спорил. Поспорить можно насчет третьего – физическое здоровье. Создатели программы собираются его развивать с помощью увеличения уроков физкультуры до 10 учебных часов в неделю. За счет чего? Уроков истории, географии и литературы? Кто из ребят выдержит 10 уроков физкультуры в неделю? Тот, кто любит спорт и хочет стать спортсменом. Но они и без школьной программы найдут применение своим склонностям. Каждый ученик должен за время обучения в школе освоить 5-6 спортивных дисциплин. На выбор предлагаются регби, военно-спортивное многоборье, фехтование, гандбол, футбол, тэйквандо, волейбол, спортивная спелеология, картинг… А для девочек? Где здесь аэробика, шейпинг, восточные и другие танцы, которые очень полезны для будущего женского организма? Почти все предложенные виды спорта – силовые, травмоопасные, жесткоконтактные. Солдат собираются воспитывать? Почему бы тогда и пейнтбол не ввести? В программе не прописаны дети с ограниченными физическими возможностями. Они что, брак?
В «Достойных гражданах» есть и программа развития интеллекта. Так и называется «Образовательная технология «Интеллект». И олимпиада еще международная.
- Вышли они из московской частной школы, которая имеет гордое название «Президентская», - рассказывает доцент. - Назвал директор ее так потому, что несколько лет назад был награжден именными часами за подписью президента России. И вскоре после этого он школу переименовал. И вторая школа там «Ломоносовская». Школы эти платные, обучение стоит в районе 40-60 рублей в месяц. То есть вот это программа для массового тиражирования. А международная олимпиада – так они сами проводят какую-то олимпиаду, приглашают туда детей из Казахстана и Прибалтики, чтобы получить статус международной. Задания дети придумывают сами. Я посмотрел текст одного такого задания по физике. Нашел в нем 10 ошибок. В заданиях столько ляпов! Например: комары общаются с помощью ультразвука, а самки шелкопряда привлекают самцов с помощью вещества тантал. Чушь! Вообще-то для олимпиад составляют задания взрослые, «вылизывают» их. Как я понимаю из этой программы, об интеллектуальных способностях учеников здесь никто больно-то не задумывается. И о собственно педагогике здесь речи не идет…
В заключение хочется понадеяться, что к сегодняшнему дню программу эту как-то переделали, привели в божеский вид. Но тогда, зимой, как мог федеральный министр образования Фурсенко дать добро проекту с ТАКИМ текстом программы? Он его что, не читал?
Путько похвастался, что проектом «Достойные граждане» заинтересовались по всей России. Если не только в Ульяновской области, где давно работают аффилированные СОКу чиновники, то у него есть реальный шанс стать официальной государственной образовательной программой. И все дети России станут воспитываться по ней. Кто же они будут, эти новые «достойные граждане великой страны»? И какое лицо страна обретет в результате?
АК&M