23 января 2007 г.
В среду разрешилась одна из самых долгоиграющих интриг, будоражившая политическую элиту региона: областной парламент в результате жесточайшего давления все-таки согласовал креатуру Сергея Миронова в сенат. Валерий Парфенов, являющийся третьим по счету кандидатом в сенаторы от губдумы, предполагает, что будет утвержден верхней палатой парламента уже 6 июля. Тем временем губернские депутаты пока приходят в себя и не слишком охотно комментируют методы убеждения, посредством которых они за сутки изменили свою принципиальную точку зрения на прямо противоположную.
Дни, предшествующие утверждению Валерия Парфенова на пост сенатора, были как никогда насыщены консультациями - ситуация менялась ежечасно. Если еще в конце прошлой недели 18 парламентариев подписали заявление о выдвижении на пост кандидата в сенаторы своего коллеги - тольяттинца Владимира Яркина (Руфиль Ибрагимов и Михаил Матвеев, поставившие свои подписи под этой бумагой, подтвердили факт готовившейся инициативы), то уже в понедельник число «революционеров» резко сократилось до 8 человек. А поскольку по действующему законодательству для выдвижения кандидата необходимо 17 человек, ожидаемой альтернативы у господина Парфенова на пленарном заседании во вторник так и не появилось. Депутаты, заинтересованные в альтернативном кандидате, объясняют причины своего отступления тем, что подверглись давлению. Как полагают наблюдатели, выдвинув альтернативу, часть депутатского корпуса в том числе хотела продемонстрировать свое отношение к Сергею Миронову, дважды отвергавшему кандидатов от думы. Впрочем, эту возможность парламентарии не упустили на вторничном пленарном заседании: несмотря на то, что в понедельник на заседании фракции «ЕдРа» депутатам был представлен и рекомендован Валерий Парфенов, во вторник часть «единороссов», коммунистов, членов ЛДПР, а также некоторые беспартийные депутаты от Тольятти и Самары – всего 21 - человек проголосовали против руководителя секретариата Сергея Миронова и всего лишь 22 – «за». И это несмотря на то, что на самом заседании некоторые депутаты, (к примеру, тот же Василий Янин, чья подпись первоначально стояла под альтернативной кандидатурой публично объявили о поддержке господина Парфенова, Виктор Сазонов сообщил о поддержке Валерия Парфенова президиумом генсовета «ЕдРа» и лично Сергеем Мироновым, а ГФИ по Самарской области Сергей Сычев подчеркнул, что «кандидатура Парфенова поддержана полномочным представителем президента в ПФО».
Реакция самого Валерия Парфенова на результаты голосования была неожиданной. Когда он взял слово, в его интонации почувствовались угрожающие нотки: «Мне казалось, я живу правильно, вопрос в том, живете ли правильно вы, - произнес он, окидывая взглядом зал. - Стремление части людей видеть на этом месте совсем другого человека свидетельствует о том, что они связаны с большей степенью олигархического восприятия».
Комментируя скандальные итоги голосования и анализируя причины произошедшего, народные избранники в выражениях не стеснялись: «Миронов подставил Парфенова, кинув его как Александра Матросова на амбразуру», - сказал Репортеру Михаил Матвеев. «Эта ситуация может привести к развалу партийной организации, к проблемам на выборах в Госдуму, надо заставлять соблюдать решения фракции», - заявил Репортеру Дмитрий Сивиркин. «Единая Россия» ведет себя как слон в посудной лавке, если бы Парфенов заранее приехал, аргументировал свою позицию, никаких проблем вообще бы не возникло. Кому понравится, когда за день-два кого-то навязывают волевым решением?» - горячился Руфиль Ибрагимов. А вот Дмитрий Анищенко окрестил произошедшее политическим мазохизмом: «Если думе хочется жить без своего представителя в столице – ради бога. Нужно думать не о своих амбициях и личных выгодах, а о благосостоянии региона. Ряд депутатов поддался на эмоции, на политические разводки, и, конечно, всем сегодня понятно, кому это выгодно. «ЕР» надо сделать самые серьезные выводы - впереди выборы в Госдуму, и если мы так неконсолидированно будем подходить к решению важнейших вопросов, не видать нам хорошего результата».
Видимо, именно понимание того, что «сенаторский вопрос» явился, по сути, лакмусовой бумажкой, которая без прикрас показала уровень партийной дисциплины во фракции «ЕдРа» и в целом управляемость думы, заставило Виктора Сазонова и Сергея Сычева действовать очень оперативно. Спикер и ГФИ настояли на проведении внеочередного заседания думы, хотя первоначально вернуться к повторному переголосованию по кандидатуре Валерия Парфенова председатель думы вместе с депутатским корпусом планировал не ранее 31 июля. В результате достаточно жестких консультаций внеочередное заседание сначала решили провести в четверг – 28 июня, но в течение буквально двух часов «пленарку» с единственным вопросом в повестке назначили на среду – 27 июня.
По правде говоря, наблюдатели, журналисты и даже сами депутаты сомневались в том, что господин Парфенов сможет получить пропуск в сенат после громкого провала вторничного голосования. Накануне экстренного заседания появилась информация о том, что попросту не соберется кворум. Однако, несмотря на пессимистические прогнозы, на заседание пришли 38 депутатов. Ход голосования в среду «контролировали» Константин Титов и, что неожиданно – Виктор Тархов.
Надо сказать, что на большинство парламентариев, по информации Репортера, во вторник и среду оказывали серьезное давление с целью продавить кандидатуру Парфенова. За час до внеочередной пленарки состоялось закрытое заседание фракции «ЕдРа», на которой присутствовали 25 из 28 депутатов-«единороссов» (не было Олега Дьяченко, Владимира Артякова и Алексея Ушамирского). Как позже сообщил прессе замсекретаря реготделения «ЕР» Александр Живайкин, на заседании фракции «медведям» было предложено «либо покинуть ряды, либо воплотить решение партии в жизнь. Но покидать ряды никто не захотел». Помимо «ЕдРа», жесткому давлению подверглись фракции «СР» и ЛДПР. В результате проделанной работы и, как выразился Константин Титов, «откровенного мужского разговора, невзирая на лица», кандидатура Парфенова все-таки набрала 32 голоса при 6 «против».
Примечательно, что само голосование, хоть и носило статус тайного, на самом деле таковым назвать сложно, поскольку депутаты, по крайней мере, «единороссы», тайны из своего волеизъявления не делали - как сказал один из руководителей реготделения, «таковым было решение фракции». По мнению наблюдателей, эта «деталь» сыграла существенную роль в процессе набора голосов.
Комментировать внеочередное заседание думы депутатам хотелось еще меньше, чем очередное. Виктор Сазонов сказал Репортеру, что во вторник вопросы возникли вовсе не к Парфенову, а к самой ситуации, из которой «из-за неправильных позиций на федеральном уровне (имея в виду отказ спикера Совета Федерации утверждать Алексея Ушамирского и Александра Милеева мы были вынуждены искать механизмы выхода». С ним согласна и Наталья Боброва: «Депутаты не были согласны с теми методами работы, который демонстрировал федеральный центр по отношению к региону. И дело не в Парфенове, а в неуважении к губдуме». «Когда областному парламенту дают пощечину, естественно, дума тоже отвечает пощечиной, тем самым показывая, что так с ней обращаться нельзя. Хотя сама ситуация, конечно, циничная», - грустно заметил Руфиль Ибрагимов.
А вот Валерий Парфенов, демонстрируя журналистам бодрость и уверенность после повторного голосования, сказал, что верхняя палата парламента его утвердит: «Моя уверенность произрастает из того, что, в отличие от думы, в Совете Федерации я знаю каждого человека, поэтому не думаю, что будут проблемы с восприятием моей кандидатуры».
Елена МАМЫКИНА