15 января 2007 г.
Фестиваль «Французская весна-2007» торжественно открыли.
В прошедшую субботу международный фестиваль стартовал официально. Специально по этому случаю в Самару приезжал первый советник по культуре Посольства Франции в России господин Жан-Люк Гёстер. Церемония открытия проходила в зале самарской филармонии по общепринятому сценарию - приветственные речи официальных лиц и анонсирование предстоящих мероприятий перемежались с выступлениями музыкальных коллективов. Господин Гёстер, приветствуя самарскую публику, заявил: «Фестиваль - это начало долгого сотрудничества. В 2009 году в Самаре пройдут дни Франции».
«Курицы осенью»
Событию предшествовал кинофестиваль в клубе «Ракурс», продемонстрировавший: поклонников французского искусства в Самаре хватает. Желающих познакомиться с современной музыкальной культурой Франции оказалось не меньше. Концертная программа в филармонии началась с бравурной песни «Vie» в исполнении сборного хора школы «Планета». Затем прозвучали чувственные французские песни в исполнении лауреата международных конкурсов коллектива «Апрель» Самарского государственного педагогического университета.
Обещанного выступления джазовой группы «Свободный квартал» из Тулузы самарцы ждали с нетерпением. Однако не всем слушателям оно пришлось по вкусу. Импровизации молодых французских музыкантов затерялись в огромном пространстве сцены филармонии. Устав от однообразной какофонии звуков и непривычности перфоманса, часть публики ушла в разгар концерта. Впрочем, стойких фанатов джаза это не смутило. Они бисировали после каждой композиции и с удовольствием лицезрели сопровождавшее их видео: странные танцы людей в метро и куда-то стремительно бегущих куриц. Одна из композиций группы так и называлась «Курицы осенью». Соло каждого инструмента напоминало кудахтанье пернатых. Правда, вместо обещанных организаторами концерта трех экранов в видеоинсталляциях был задействован лишь один. Возможно, поэтому визуальное впечатление от происходящего на сцене получилось не столь эффектным.
Накануне выступления «Свободного квартала» в хрустальном фойе самарской филармонии прошла пресс-конференция, посвященная предстоящему открытию фестиваля «Французская весна-2007» и концерту группы. Директор «Альянс Франсез Самара», атташе по культуре Посольства Франции в России Натали Коньо Тонен представила музыкантов – трубача Романа и басиста Жюльена Картье, виолончелистку Евгению Урш, пианиста Пьера Бозеранна и ударника Лориса Пертолди.
«Джаз, который мы играем, не является классическим по стилю – скорее, это эксперимент с разными формами, в которых ощущается влияние национальных форм джаза, - декларировали музыканты. - Главная идея проекта - сделать джаз доступным для восприятия».
Руководитель коллектива, композитор и музыкант Роман Картье, выпускник джазовой школы в Париже, рассказал, что группа «Свободный квартал» в ее сегодняшнем составе существует всего семь месяцев. По его мнению, оригинальность ее в том, что во время концертов исполняемая музыка органично совмещается со специальными роликами, снятыми в формате «супер 8» (так называемое домашнее кино), на пленке, которая была распространена в пятидесятые-шестидесятые годы. Этот формат позволяет не только снимать, но и рисовать прямо на пленке. Для того чтобы снять фильм, ребятам приходится искать пленку через знакомых и Интернет. Экспериментируют они и со сценическими площадками. Одним из своих удачных опытов называют концерт в прачечной.
Впрочем, джаз - не единственное увлечение музыкантов. Так, Жюльен Картье - профессиональный танцовщик, работавший одно время артистом цирка. Сейчас ему интереснее участвовать в проектах брата. Именно Жюльен ставит хореографию для «домашнего видео» Романа. Зато единственная девушка в коллективе, выпускница консерватории и виолончелистка симфонического оркестра Евгения Урш пришла в «Свободный квартал» с определенной целью – играть джазовые импровизации.
После концерта в самарской филармонии музыканты из Тулузы отправились гастролировать по российским городам.
Идентификация города
В галерее «Виктория» прошла презентация международного фотопроекта «Города и лица» (Франция - Россия). Гости мероприятия увидели работы марсельца Венсана Боннэ, парижанки Сони Сьефф и самарца Сергея Осьмачкина.
Торжество по случаю открытия выставки собрало большое количество гостей. Как водится, мероприятия такого рода считаются престижными. Публика на них бывает самая разношерстная – от истинных ценителей прекрасного до завсегдатаев светских вечеринок и тусовок. И в этом случае: одни гости знакомились с экспозицией, другие, вскользь пробежав глазами, рассматривали присутствующих персон и их наряды.
Впрочем, у «полотен» Сони Сьефф останавливались и те и другие. Аскетизм и социальность работ двух других участников проекта контрастировали с роскошными фотографиями Сони Сьефф. Дочь знаменитого французского фотографа Жана Луи Сьеффа, который давно и законно покорил фотографический мир, сегодня сама известный во Франции фотохудожник. На выставку в Самару художница отправила портретную серию с деятелями французского кино и серию «La liberte». Про нее говорят, что она остро чувствует сегодняшнюю художественную конъюнктуру, а «глянцево-гламурная» сфера нашей жизни сегодня очень популярна. Отсюда и популярность самой Сони Сьефф.
Представляя экспозицию, сотрудники галереи «Виктория» рассказали, что выставка создавалась по такому принципу: объединить в одну экспозицию трех совершенно не похожих друг на друга авторов, работающих в разных стилистиках. Такое объединение дает зрителю ощущение расколотого сознания современного человека, где каждая область знания и миропонимания существует обособленно.
Путеводной нитью сквозь это обособленное сознание является тема городских пространств. Город – достаточно сложный организм, и современный житель мегаполиса остро переживает разрушение и уход его старого мира, пытаясь осмыслить то, что приходит ему на смену. У каждого представленного на этой экспозиции автора есть своя территория и свой ракурс внутри этой темы.
Так как госпожа Сьефф в этот момент находилась в Каннах, на открытие экспозиции в Самару приехал Венсан Боннэ, урбанист и концептуалист из крупнейшей галереи современного искусства Марселя «Ла компани Марсель». В галерее «Виктория» выставлены работы из его проекта «Lessons» («Уроки»). Это три серии – «Руки для города», «Живем только раз», «Состояние тела».
Имя третьего участника экспозиции – фотографа Сергея Осьмачкина – самарцы хорошо знают. Сергей - лауреат многочисленных фотоконкурсов, его работы регулярно печатаются в самарских и московских изданиях. Его работы находятся в коллекциях: Национальная библиотека Франции, музей изящных искусств Нью-Мексико, Санта-Фе, США. Музей фотографического университета Брукса, Санта-Барбара, США. Музей фотографических коллекций РОСИЗО, Москва. Собрание Геренсайда в гуманитарном исследовательском центре университета штата Техас, США. Работы приобретены в коллекцию Нортона Джоджа в 1993 г.
Проект Осьмачкина, представленный на выставке в галерее «Виктория», называется «Песни обыденности». Российская действительность с самарским колоритом смотрится куда драматичнее и более емко, чем утонченные фотографические этюды Боннэ.
Впрочем, самарцы имеют возможность составить свое мнение об их работах.
Танец с ножницами
Лучший парикмахер Франции учил ремеслу самарских слабослышащих детей
Так совпало, что одновременно с концертами и вернисажами «Французской весны» в Самаре в это же время побывал обладатель титула «Лучший парикмахер Франции» Жан Мишель Камбьер. Приехал маэстро с важной миссией – познакомиться с программой профессионального обучения ребят-инвалидов.
Место для его мастер-классов - Самарский государственный колледж технологий и дизайна – было выбрано не случайно. Вот уже шестой год в этом учебном заведении работает экспериментальная программа Министерства образования РФ по обучению детей-инвалидов специальности «Декоративно-прикладное искусство» (изготовитель художественных изделий из дерева). А с этого года колледж получил еще и статус региональной площадки для профессионального образования детей с проблемами слуха по специальности «Парикмахерское искусство». Министерство образования и науки Самарской области поддержало идею и готово финансировать программу. Пока что нигде в России не проводится подобного эксперимента. Да и в Самарской области это единственная программа профессионального образования инвалидов по специальностям сервисного направления, хотя оно является востребованным и приоритетным.
Жан Мишель Камбьер о том, как надо учить профессии ребят с проблемами слуха, знает не понаслышке. Уже много лет он преподает на факультете «Парикмахерское искусство» Национального института Франции для глухих и слабослышащих. В Самаре господин Камбьер с готовностью делился опытом. Как сказал маэстро: «Буду счастлив, что смогу дать все, что умею сам, детям-инвалидам, приблизить слабослышащих детей к миру работающих, помочь адаптироваться к условиям труда. Это гуманитарная задача - сблизить два мира, существующие параллельно: людей, которые не имеют проблем со здоровьем, и тех, кто плохо слышит или не слышит вообще».
По этой причине гость общался не только с чиновниками от образования и преподавателями колледжа, прежде всего его интересовали ребята, хотелось поделиться с ними секретами парикмахерского искусства. С воспитанниками коррекционной школы №4 господин Камбьер общался напрямую, без переводчика. Стороны друг друга понимали. Разве что на французском языке слабослышащих стук по столу означает «хорошо», а на нашем этот жест переводится совсем иначе.
Учащимся, в свою очередь, очень хотелось побывать на мастер-классе французской знаменитости и посмотреть, как он работает. Поэтому учебная аудитория в колледже сервисных технологий и дизайна была заполнена до отказа. В числе обучающихся были две слабослышащие девушки, участницы программы.
Несмотря на солидный возраст (маэстро 60 лет), Жан Мишель работает виртуозно. То, что он делает с волосами, язык не поворачивается назвать стрижкой. Скорее, это танец с ножницами, расческой и лезвием. На показе господин Камбьер так увлекся работой, что не заметил, как порезался. Но его это не остановило. Смазал ранку йодом и пошел стричь дальше.
И даже не то главное, что студенты и преподаватели колледжа получили уникальную возможность поучиться у большого мастера. Они узнали, что такое личность.
Исполнительный директор корпорации «Интеробразование» Борис Грищенко, давно сотрудничающий с Камбьером, приехавший с ним в качестве переводчика, рассказал, что маэстро – большой знаток классической музыки и джаза, что у него дома огромная коллекция музыкальных дисков. Он знает все оперы наизусть, в том числе русские... Когда-то вопреки воле отца – главного дирижера симфонического оркестра Франции, он пошел учиться на цирюльника. Отец после этого отлучил его от дома, а простил, только когда Жан Мишель стал «Лучшим парикмахером Франции», сказав: «Да, ваша профессия – тоже искусство».
Два дня Жан Мишель Камбьер делился тайнами профессии со студентами Самарского государственного колледжа сервисных технологий и дизайна. Теперь маэстро собирается приезжать каждую сессию, чтобы лично присутствовать на экзаменах. Самарским парням и девчонкам есть к чему стремиться - по окончании колледжа они получат международные дипломы и смогут стажироваться за границей.
Людмила Николаева