15 января 2007 г.
Около половины новых автомобилей в Самаре в настоящее время продается по программам автокредитования.
Как получить кусок пирога?
Обязательное условие при оформлении кредита – получение страхового полиса КАСКО, выплаты по которому должны перекрывать банковские риски. По словам страховщиков, полисы, покупаемые для обеспечения автокредитов, составляют значительную часть сборов компаний. Сейчас процент таких полисов составляет 20-30% от общего объема рынка автострахования, но все идет к тому, что он будет восьмидесятипроцентным, как на Западе.
Ведь, как считает директор центра автострахования СВД СК «РОСНО» Павел Усов, с каждым годом продажи автомобилей в кредит будут только расти:
- Сейчас в России выстраивается рыночная экономика, и многие тенденции в стране перенимаются с Запада. А там «жить в кредит» - нормальное явление. Однако КАСКО, как вид автостраховки, скорее всего, не станет основным. Еще очень долго главные сборы будут за счет ОСАГО, - говорит Усов.
Но получить заметную долю на рынке полисов КАСКО удается далеко не всем страховщикам. Дело в том, что банки, выдающие кредит на покупку авто, как правило, настаивают на том, чтобы КАСКО оформлялось у конкретной СК. А требования, которые выдвигают банкиры к страховщикам, очень часто бывают завышенными и соответствовать им достаточно сложно. Впрочем, страховщики стараются всеми путями получить банковскую аккредитацию, так как терять такой доходный сегмент не хочется никому. По словам заместителя директора по продажам самарского филиала ГСК «Югория» Дмитрия Миронова, основные критерии отбора - финансовая устойчивость, размер уставного капитала, наличие большой сети филиалов. Соответствовать таким критериям могут только федеральные компании или крупные региональные, которые и делят между собой рынок страхования автомобилей, проданных в кредит.
Компенсируем убытки
Но работа с КАСКО гораздо рискованнее, чем другие виды страхования.
- Страховые компании компенсируют убытки, понесенные по этому виду, за счет других видов страхования. На самом деле для страхователей выгодно страховаться по КАСКО, для страховых компаний – нет. Но страховщики идут на это, расширяя тем самым клиентскую базу и повышая лояльность клиентов, - объясняет Усов.
В случае утери автомобиля страховые выплаты могут быть достаточно существенны. В первую очередь потому, что в кредит приобретаются, как правило, новые автомобили, по которым страховая сумма заметно выше, чем в случае с подержанными машинами. К тому же в настоящее время заметно возросли продажи в кредит иномарок, причем как эконом- ($10-15 тысяч и среднего класса ($15-20 тысяч), так и бизнес-класса ($25-70 тысяч). Именно угоны автомобилей такого уровня наносят наибольший ущерб страховщикам. К примеру, в одной из самарских страховых компаний выплаты по автострахованию за год выросли в несколько раз в результате угона нескольких дорогих иномарок. В некоторых компаниях вообще стараются не страховать дорогие автомобили наиболее популярных среди угонщиков моделей.
Как распознать обманщиков
Борьба с мошенниками - одна из немногих отраслей страхового бизнеса, где конкуренты превращаются в партнеров. В Самаре в целях борьбы с фальшивыми угонами был создан «Клуб безопасности», деятельность которого направлена на предотвращение махинаций в сфере КАСКО. Как уверяют банкиры и страховщики, сейчас этот рынок постепенно приобретает цивилизованные черты, и благодаря сотрудничеству служб безопасности страховых и банковских компаний риски значительно снижаются, что в итоге может привести к снижению страховых тарифов. Однако ждать этого придется долго.
Любовь Шрамко