Сегодня Пятница 04 Декабря 2015 г.
Поиск:
  Статьи Гостевая
На главную Отправить сообщение на e-mail
Главная новость Основные
Salut, Renault. Блокпакет ВАЗа сегодня отойдет французскому автоконцерну

История БАБа. Часть первая.

6 апреля 2007 г.

Призрак Березовского довлеет над Восточной Европой. Но кто он на самом деле, – могущественный БАБ или удачливый шарлатан от масс-медиа, – в расследовании «Главреда».

Первые шаги олигарха

Борис Березовский родился в Москве 23 февраля 1946 года. Несмотря на еврейское происхождение, ему удалось получить прекрасное образование. В 1967 году он окончил факультет электроники и счетно-решающей техники Московского лесотехнического института (на самом деле этот факультет ничего общего с лесом не имел, в этом засекреченном научном учреждении разрабатывались советские космические программы). В 1973 году он получает второе высшее образование, окончив знаменитый мехмат Московского госуниверситета.

Судя по всему, Борис Абрамович был талантливым научным работником – уже в 1983 году он защищает докторскую диссертацию по теории принятия решений в Институте проблем управления АН СССР, на тот момент он имел больше сотни научных публикаций, в том числе за рубежом, был лауреатом премии Ленинского комсомола. Состоянием на 1989 год, когда крах Советского Союза был неизбежным, Березовский возглавлял один из секторов своего родного Института проблем управления.

Биографии Березовского обычно скупо рассказывают о начале его бизнес-карьеры: в 1989 году БАБ становится одним из основателей, а вскоре – генеральным директором АО «ЛогоВАЗ», одного из крупнейших дилеров Волжского автомобильного завода.

Как объяснить такой внушительный скачок в карьере до того неприметного научного работника, доктора физико-математических наук? Насчет этого имеется несколько версий. Во-первых, следует принять во внимание тот факт, что ВАЗ был не чужд Березовскому еще с 70-х годов: тогда Институт управления, в котором работал будущий олигарх, занимался разработкой и поставкой на завод автоматизированных систем. К тому же, существуют данные о том, что Борис Березовский был научным руководителем заместителя генерального директора ВАЗа Александра Зиборева, написавшего свою кандидатскую в рекордно короткие сроки. Плодотворное содрудничество Зиборева и Березовского тоже вполне могло проложить дорогу на завод 43-летнему научному работнику с коммерческой жилкой.

Впрочем, существует и другая версия появления Березовского в руководстве «ЛогоВАЗ»а: по данным некоторых источников, все производственные и коммерческие процессы, связанные с работой ВАЗа в ту пору находились под контролем чеченской мафии – фигура Березовского нужна была только для прикрытия. Мол, как может заниматься нечистыми делами предприятие, во главе которого находится такой солидный, уважаемый человек?

Так или иначе, в мае 1989 года «ЛогоВАЗ» пришел на Волжский автозавод. Формально это было совместным предприятием с итальянской фирмой «Logo system», на деле не имеющей никакого отношения к деятельности предприятия, – в конце девяностых СП имели ощутимые налоговые льготы плюс возможность переводить половину прибыли за рубеж, где ее следы вполне могли потеряться. Первоначально планировалось, что «ЛогоВАЗ» займется поставкой автозаводу программного обеспечения и автоматизацией процесса сборки машин. На деле с первых дней своего существования «ЛогоВАЗ» принялся продавать выпускаемые в Тольятти автомобили.

Механизм бизнеса «ЛогоВАЗ»а был предельно простым. Произведенные ВАЗом автомобили отдавались под реализацию «ЛогоВАЗ»у. При этом дилер получал машины от автозавода по цене в примерно 4 тысячи долларов, а перепродавал за 7,5 тысяч. Разница оседала в кармане «логовазовцев», но и это еще не все – ведь генеральный директор ВАЗа Владимир Каданников, входивший также в руководство «ЛогоВАЗ»а, позволял дилеру, то есть, по сути, самому себе возвращать деньги за реализованные автомобили с отстрочкой на два с половиной года. Прибыль дилера увеличивалась еще и в связи с тем, что все отношения между ним и автозаводом оформлялись в рублях, и бушующая тогда гиперинфляция позволяла «ЛогоВАЗ»у отдавать заводу суммы в десятки раз меньшие реально одолженных.

Следует вспомнить о том, что в конце 80-х – начале 90-х годов эта сфера бизнеса была связана с целой системой бандитских разборок, главной осью которых было противостояние между «чеченцами» и «солнцевскими». Интересы Березовского, по некоторым данным, в той войне защищались именно чеченскими группировками.

Уже в 1993 году «ЛогоВАЗ» стал одной из крупнейших частных компаний России. Впрочем, «поднялся» Березовский не только на торговле автомобилями. Либерализация экономической политики распадающегося Союза оказала крайне положительное влияние на судьбу «ЛогоВАЗ»а – в сентябре 1991 года этот автомобильный дилер получил лицензию Министерства внешнеэкономических связей СССР специальную экспортную лицензию, позволяющую ему экспортировать нефть, алюминий и другие товары, которые были главными экспортными статьями союзной экономики. Только по официальным данным, за первое полугодие 1992 года «ЛогоВАЗ» вывез за границу 236 тыс тонн сырой нефти, 95 тыс. кубометров пиломатериалов и 840 тыс тонн алюминий. Общая стоимость этих сделок составляла около 1 миллиарда долларов. Параллельно Березовский расширял географию своего бизнеса, инициируя и входя в проекты в нефтедобывающей, медийной, банковской и других сферах.

Впрочем, несмотря на столь явные успехи на поприще бизнеса, имя Березовского продолжало оставаться неизвестным для большей части жителей России. Как ни парадоксально для ситуации в России начала 90-х, ему удалось сколотить крупный капитал, не войдя при этом в альянс ни с кем из видных политических игроков. Но на рубеже 1993 и 1994 годов Березовский понимает, что поставив перед собой максимальные цели, он просто обречен на то, чтобы найти высоких покровителей в Кремле. Удобный случай для этого представился ему очень скоро.

БАБ приходит в Кремль

Зимой 1993 года, когда в Кремле искали издателя для второй книги мемуаров Бориса Ельцина – «Записки Президента» – о Березовском «вспомнил» давно сотрудничавший с главой государства заместитель главного редактора журнала «Огонек» Валентин Юмашев. Об «особых» отношениях «Огонька» и Березовского поговаривали и раньше: «ЛогоВАЗ» был одним из крупнейших рекламодателей некогда популярнейшего журнала. Через два года после описываемых событий, когда Березовский открыто заявил, что является совладельцем «Огонька», Юмашев стал его главным редактором.

Так или иначе, в начале 1994 года Березовский организовал издание мемуаров Ельцина на финской типографии, а позже, по сведениям ряда источников, периодически пополнял личный счет Бориса Николаевича, – якобы гонорарами от сверхуспешних продаж книги за рубежом. Так Борис Березовский получил «доступ к телу» Президента России и превратился в российского олигарха номер один – с практически неограниченными возможностями лоббировать свои бизнес-интересы на самом высоком уровне.

Очень скоро Борис Абрамович не преминул воспользоваться этими возможностями. Так, сегодня мало кто помнит, что поддержкой Кремля поначалу пользовался проект грандиозной финансовой пирамиды «АВВА», которую часто называют «МММ №2». Еще осенью 1993 года Березовский публично выступил с инициативой всенародного сбора средств на построение современнейшего автозавода, способного обеспечить всех желающих «народными автомобилями». Часть средств для проекта «АВВА» («Автомобильный всероссийский альянс» должны были предоставить крупные предприятия, связанные с Березовским – в частности, тот же «ЛогоВАЗ», часть – зарубежные инвесторы, среди которых особо выделялась американская корпорация General motors, остальные деньги рассчитывали собрать путем «толоки».

Широко развернутая рекламная кампания привела к тому, что число акционеров компании – простых россиян состоянием на середину 1994 года исчислялось сотнями тысяч, а сумма вложенных ими средств (наличных и приватизационными ваучерами оценивалась примерно в 50 миллионов долларов. Первой тревожной ласточкой для акционеров АВВА стал выход из проекта американцев, оценивших масштабы коррупции российского менеджмента. В результате пафосное строительство предприятия мирового уровня в России обернулось открытием небольшой линии по сборке «опелей» в Финляндии. Впрочем, не найдя рынка сбыта в Европе и не имея возможности пробиться на российский рынок вследствии пролобированных тем же «ЛогоВАЗ»ом высоких импортных пошлин на автомобили, проект лопнул, а тысячи российских граждан были обмануты, как и в случае с «МММ» братьев Мавроди.

Березовский попадает в телевизор

Упрочить свои позиции и влияние на экономическую и политическую жизнь России Березовский решил, получив контроль над крупнейшим телеканалом страны, созданным на базе союзного ЦТ. Попытки войти «в долю» на рынке рекламы Первого канала предпринимались дочерними структурами «ЛогоВАЗ»а еще в 1993 году, но тогда они оказались безрезультатными. Лишь в 1994-м, задействовав нужные рычаги в Кремле, Березовскому удалось инкорпорировать «свою» фирму «ЛогоВАЗ – реклама» в состав «Реклама-холдинга» Сергея Лисовского, занимающего монопольное положение на рекламном рынке Первого канала.

Следующим ходом Березовского стало лоббирование им реструктуризации Первого. Через своих союзников в ближайшем окружении Ельцина он старался убедить Президента, что за полтора года до выборов-1996 самый популярный телеканал должен трансформироваться с тем, чтобы в скором будущем стать главным пропагандистским орудием в руках крайне непопулярного главы государства. Концепция Березовского заключалась в том, чтобы оставить в руках государства 51% акций канала, а остальные 49 – отдать лояльным к Президенту инвесторам. Таким образом, утверждал он, и канал сможет «подтянуть» свою материально-техническую базу, и контроль Президента над «первой кнопкой» не будет утерян. Доводы Березовского, судя по всему, показались Ельцину резонными, и 30 ноября 1994 года Президент подписал указ о приватизации Первого канала и создания на его основе ОРТ – Общественного российского телевидения. Как автор концепции приватизации и заместитель председателя совета директоров ОРТ, Березовский едва ли не лично распределил 49% акций новой компании, которые должны были попасть в руки частных инвесторов. Неудивительно, что сам Березовский в итоге получил контроль над третью акций канала, отдав за них всего 320 тысяч долларов.

В то же время идею приватизации Первого поддерживал не только Березовский, но и популярнейший телеведущий и успешный телепродюсер Владислав Листьев, ставший в итоге генеральным директором ОРТ. Одним из первых начинаний Листьева на этом посту стала попытка разрушения непрозрачных схем с распределением рекламных прибылей на Первом канале. 20 февраля 1995 года Листьев объявил о рекламном моратории на ОРТ, вводимом с 1 марта до разработки каналом неких «новых этических норм». В ночь на 1 марта Листьев был убит в подъезде собственного дома.

Позже СМИ со ссылкой на оперативников, расследующих это убийство, писали о том, что за несколько дней до смерти Листьева с ним встречался хозяин «Реклама-холдинга» Сергей Лисовский. Рекламный монополист требовал 100 млн долларов «отступных» за свой уход с насиженного местечка. Листьев якобы нашел эти средства и обратился с просьбой к главному финансисту ОРГ Березовскому, дабы тот выступил в качестве посредника и перевел эти средства на счета своего компаньона. Березовский якобы деньги взял, но передать Лисовскому безотлагательно отказался, заявив, что это станет возможным не раньше, чем через три месяца, тем самым фактически приговорив Листьева.

Вскоре в здании «ЛогоВАЗ»а был произведен обыск, Березовский был допрошен. У следствия имелись данные о том, что за несколько дней до убийства Березовский встречался с некими преступными авторитетами и, более того, якобы передавал им крупные суммы денег. Более того, Березовский имел неоспоримый мотив желать смерти Листьева, желающего избавить ОРТ от рекламного монополиста, к которому был причастен сам Борис Абрамович. Но следствие было спущено на тормозах, а мораторий на рекламу на ОРТ, само собой, не введен.

«Аэрофлот», «Сибнефть» и все, все, все

После смерти Листьева Березовский, учитывая пассивную позицию государства и свой крупнейший миноритарный пакет акций ОРТ, стал фактически хозяином крупнейшего телеканала России и не стеснялся использовать его в своих политических и экономических интересах. Более того, когда в середине 1995 года «АвтоВАЗ» решил расторгнуть все отношения с «ЛогоВАЗ»ом, долгие годы паразитировавшим на автозаводе, Березовский не предпринял никаких сверхординарных мер для того, чтобы удержать в орбите своего влияния предприятие, на котором сделал свои первые большие деньги. Торговля автомобилями Березовского больше не прельщала – теперь он был фигурой крупного масштаба и интересовали его предприятия посолиднее.

К числу таковых относился, например, «Аэрофлот» – успешная государственная авиакомпания, интерес к которой Березовский начал проявлять в конце 1995 года. Используя свои кремлевские связи и залучив к себе в поддержку новоприобретенный медиаресурс, Березовский добился смены топ-менеджмента предприятия и перевел львиную часть валютной выручки «Аэрофлота» на контролируемую собой швейцарскую финансовую компанию Andava.

Осенью 1995 года Березовский получил в свою коллекцию еще один сверхвыгодный актив: вместе с бизнес-партнером зятя Бориса Ельцина Романом Абрамовичем он пролоббировал отделение от государственной «Роснефти» двух самых лакомых подразделений – нефтедобывающей компании «Ноябрьскнефтегаз» и Омского нефтеперерабатывающего завода. На базе этих предприятий была создана компания «Сибнефть», контроль над которой тут же взяли в свои руки Березовский с Абрамовичем. Директор Омского НПЗ Иван Лицкевич, не скрывавший своего неудовлетворения будущей трансформацией своего предприятия, в августе 1995 года погиб, как позже заявят правоохранители, в результате несчастного случая. Еще один противник создания «Сибнефти» – глава крупнейшего нефтетрейдера «Балкар», работающего, в частности, с «Ноябрьскнефтегазом» Петр Янчев был осужден по обвинению во взяточничестве и растрате.

Так Борис Березовский вошел в первый эшелон богатейших и влиятельнейших людей России. Шанс взойти на новый уровень и получить доступ к прямому определению «судьбы Отечества» ему предоставили президентские выборы, состоявшиеся в 1996 году.

Продолжение следует…

Брод Майя

Борис Алешин: "Мы – с Renault"На днях будет подписана сделка между АВТОВАЗом и французской компанией Renault.

«В нашем театре нет ни дрязг, ни сплетен, сюда идешь, как к себе домой»

Геннадий Куропаткин,заведующий ортопедическим отделением №1 больницы им. Калинина, заслуженный врач России: «Обычные хирурги всё время что-то отрезают. Мы же только добавляем, наращиваем или заменяем»

Андрей Луговой: «На посту президента России себя не вижу»

Геннадий КИРЮШИН: «Я готов быть менее активным участником бизнес-процесса – стать инвестором». Председатель совета директоров СМАРТСа решил отойти от дел и заняться политикой

Работа идет не только по плану

Жириновского попросили о Луговом

Встреча Владимира Путина с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай»

Андрей ШОКИН: «Вести социально ответственный бизнес для меня гораздо важнее, чем заниматься политикой»

Лев ПАВЛЮЧКОВ: «Зеленые» стали голубыми»

Губернатор Самарской области - Владимир Владимирович Артяков

Третьяк: Путин — залог успеха

Дембельский альбом Владимира Путина

Самара отпраздновала День города

Урны на улицах города Самары

Улицы Самары глазами простого горожанина - 2

Открытые люки - 2

Lada Priora. Фото

Пикет КПРФ у Губернской Думы 24.04.07

Малометражка от АвтоВаза

Открытые люки

Состояние Набережной р. Волга в Самаре (20.04.07)

"Вот я могу сказать, за мэрии здесь закреплен Струковский парк. Вот до тех пор он не станет чистым, я с него не слезу" (мэр Самары Виктор Тархов, "Эхо Москвы в Самаре" от 11.04.07) Фото от 23.04.07

Самара. Воскресенье, 22.04.07, после Всероссийского субботника

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
www.profnastil-ksp.ru

©«Самарапресса.Ru»
Электронный архив самарской прессы
«Sampressa.ru»
(8422) 41-00-30
89277091133
Редакция не несет ответственности за достоверность информации,
опубликованной в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.