Сегодня Пятница 04 Декабря 2015 г.
Поиск:
  Статьи Гостевая
На главную Отправить сообщение на e-mail
Главная новость Основные
Salut, Renault. Блокпакет ВАЗа сегодня отойдет французскому автоконцерну

Чтобы помнили…

2 апреля 2007 г.

«Никто не забыт, ничто не забыто»

– известная фраза, которая, казалось, никогда не умрёт, теперь, видимо, должна уйти в словарь устаревших выражений. Сегодня государство чаще использует это выражение для поднятия собственного рейтинга, поэтому «помнит» и «чтит» только на словах. Например, на территории нашей страны, вопрос памяти поднимается в основном перед 9 мая или перед выборами. Ситуация, сложившаяся вокруг советского памятника в Эстонии, возможно, даже оказалась на руку, так как теперь можно публично уверять людей в том, что мы сделаем все, чтобы спасти и исправить сложившуюся ситуацию. Но человека видно не по словам…

Так какое определение можно дать нашему государству?

Губернатор Самарской области Константин Титов решился на очень мужественный и уважительный поступок: он решил уберечь наш памятник в Эстонии от сноса. По словам его пресс-секретаря, даже написал официальное письмо, в котором говорилось, что Губерния готова поместить памятник на своей территории, в случае его демонтажа. Но знак ли это доброй воли или PR?

Вооружившись пословицей «доверяй, но проверяй», редакция 63.ru решила напрямую связаться с посольством Эстонии в России, где третий секретарь и пресс-представитель Франек Персидски дал недвусмысленный ответ: «Подобных заявок не поступало». Комментариев не требуется.

Как ни горько это звучит, но, видимо, «забытость» наших памятников только на руку представителям власти – ведь это лишний повод стучать кулаком по столу и уверять, уверять, уверять в чём угодно, но не делать. Насколько фантастична сама мысль о том, что в течение трёх месяцев правительственная заявка не дошла.

Оглянемся вокруг. Что происходит сейчас с памятниками в самой Самарской области? Например, у нас даже не создан точный реестр памятников – так называемый список строений, имеющих архитектурную, историческую или культурную ценность. То есть, в Самаре, конечно, есть памятники, но точно сказать, сколько их и в каком они состоянии не сможет никто. Такие объекты, если не снесены, то их состояние чаще всего не оставляет желать лучшего. Если бы такой реестр существовал, то власти области и города просто обязаны были бы поддерживать строения в надлежащем виде.

Как пример – в Европе все здания в исторических центрах реставрируются и ремонтируются за счёт государства. Почему? Они ценят. У нас же избавляются от лишних забот и трат. Дом с мезонином, находящийся напротив Костёла на улице Фрунзе, был снесён. Синагога на улице Садовой уже заброшена много лет, а то и десятилетий – здание разрушается, но ведь оно действительно имеет и историческое, и архитектурное, и культурное значение! Или нет? И куда мир катится, если бывший мэр дал добро на постройку здания неизвестного назначения на территории Костёла, когда Федеральным законодательством это абсолютно запрещено?! Или почему единственный в своём роде дом на улице Венцека, выполненный в стиле старой Германии, перекрашен в синий цвет и просто гниёт от сырости и старости?..

Несколько лет назад, под предлогом реконструкции был убран с пьедестала памятник Владимиру Маяковскому, находящийся в сквере на пересечении улиц Гагарина и Запорожской. Было официально объявлено, что его вернут назад, но до сих постамент пуст.

Мы позвонили по этому вопросу в администрацию Советского района. Начальник архитектурного отдела Леонид Гранкин ответил, что ни о каком памятнике он не знает, и если бы он был, то ему было бы известно о его судьбе. Напоследок он посоветовал обратиться в Министерство культуры и молодёжной политики области. Структура Министерства, как мы выяснили, очень мудро составлена: для того, чтобы получить ответ на вопрос хотя бы о том, что стало с памятником, нам посоветовали выслать письменный запрос, ответ на который редакция получит только через месяц, в случае, «если министр посчитает вопрос целесообразным».

Может, прежде чем кидаться словами и PR-обещаниями, стоит сделать то, что входит в обязанности местной власти по отношению к нашим объектам культуры и истории? Любой, читающий этот материал, знает хотя бы одно здание или памятник, который находится в состоянии «оставляет желать лучшего» или же на грани полного разрушения.

Капризы детей

Волей-неволей задаёшься вопросом – почему так поступают? И поступают не с камнями и глыбами, а поступают с людьми и историей? Ситуация в Эстонии не щекотливая, она трагичная. Она говорит именно о деградации человека – это называется стереть историю. А что человек без истории? Что человечество без прошлого? «Без длинной памяти нет личности, народ без личности – не народ». Как смеют забывать и унижать прошлое, ведь это прошлое равно как Эстонии, так и наше. Прошлое принадлежит всему человечеству, а памятники – это назидание, напоминание об ошибках и о цене, которую приходится за них платить. Личность растет, когда есть преграды и внешние удары, но об ошибках нельзя забывать, чтобы не повторять их.

Где век гуманности? Ради кого пали наши предки? Ради тех, кто хочет элементарно переписать историю на свой лад? Есть очень известное выражение: прежде чем что-то сделать, поставь себя на место другого. Что было бы полезно сделать не только Эстонии, но и нашему государству.

К вопросу об Эстонии: как можно мстить мёртвым людям, которые умирали за что-то, как можно тревожить мертвецов, которые не ответят за деяния государства? Воины просто не могли поступать по-другому, они выполняли приказы, а не сами выдумывали их. Где уважение к усопшим, к предкам и к собственным гражданам? Ведь в состав населения Эстонии входят и русские тоже…

По словам эстонцев, смысл их бунта в том, что русские слишком жестоко обходились с ними во время, по их словам, «оккупации». Но сами не скрывают тот факт, что более половины жителей Эстонии поддерживали фашистскую Германию во время Второй мировой и вели бои на её стороне, против России. Конечно, сейчас можно переписать учебники, убрать памятники, но от истории не уйдёшь никуда. Это было, это есть, это не вычеркнуть, убрав памятник. Это мировая история, и сейчас мы переписываем её так, как удобней или больше нравится. При этом вряд ли вспомнят время, когда Россия содержала Эстонию – целых три столетия!.. Только 22 года из этих трехсот (с 1918 по 1940 год она была независимым государством, причем в это время дела в сфере экономики у Эстонии шли неважно.

Не каприз ли это маленького ребёнка, который хочет показать свою важность и обратить на себя внимание? Не посмотреть ли трезво на отношения двух его родителей – Германии и России, которые не будут переписывать свою историю. Ведь Россия, несмотря ни на что, не убирает захоронения германских воинов, так как это часть её истории. Это показатель того, что мы стоим выше, что мы прощаем, что мы люди и отдаём дань прошлому…

Что касается Германии…

Немцы бережно сохраняют советские монументы, причем в том самом виде, в каком они создавались. Туда водят на экскурсии немецких школьников, но всегда есть это проклятое «но». Россия после 1990 года, несмотря на все еще живую память об ужасах Второй мировой войны, выразила готовность ухаживать за захоронениями германских солдат, что является важным эмоциональным связующим звеном между двумя народами. В этом деле участвуют две организации – Ассоциация международного военно-мемориального сотрудничества «Военные мемориалы» и «Германский народный союз по уходу за военными могилами». Со своей стороны, Германия сохраняет и обеспечивает уход за памятниками погибшим советским воинам.

С 1949 года в Берлине стоит всемирно известная скульптура, один из символов победы: Памятник Русскому солдату. На одной руке он держит спасенную немецкую девочку, а в другой – опущенный меч, попирающий фашистскую свастику. Этот памятник занимает территорию целого парка – Трептов-парка. В каждом памятнике запечатлен мгновение истории: момент спасения девочки солдатом, благодарность матери, склоняющей в знак признания голову, солдаты с гранатами вокруг – памятники просто поражают размерами и мощью, идеями, и они говорят. На главной аллее немцы посадили берёзы – деревья росли с привязанными ветками к земле и получились плачущими…

Трептов-парк – самый большой и известный в Берлине, и вся эта территория была подарена России. Это кусок нашей Родины в центре крупнейшей европейской страны, которую посещают более 15 миллионов туристов в год.

Как отметил начальник отдела ухода за памятниками Ассоциации «Военные мемориалы» Владимир Жоголев, за всеми памятниками, которые расположены на территории Германии, немцы ухаживают сами и за свой счет. В России средства на это не выделяются.

Также дал комментарий начальник группы по работе с российскими СМИ пресс-службы управления информации и общественных связей министерства обороны России Юрий Иванов: «В Германии существует общество по сохранению памятников истории. Они взяли на себя уход за всеми российскими памятниками. Земля, на которой расположен Трептов-парк, принадлежит России. Но уход за памятником добровольно взяли на себя немцы. Они ухаживают за всеми могилами наших солдат на территории Германии. Соответствующее соглашение было подписано с ними в 1994 году».

Получается, что Германия должна следить за парком и обслуживать его. Собственно, когда этой зимой я лично была в Берлине, мне стало понятно, что всё же это опять слова. Поскольку посмотреть на памятник удалось только вечером, разглядеть было можно только силуэт солдата высотой в 12 метров и весом в 40 тонн. В парке не горело ни одного фонаря – это, конечно, усилило боль и скорбь, но ко всему этому добавило обиду. Кроме полного отсутствия освещения, общее состояние парка оставляет желать лучшего. Кусок России полностью отображал состояние самой страны. И всё это, несмотря на то, что немцы брали на реставрацию памятник, и правительство ФРГ потратило на это 1,5 миллиона евро. За главной аллеей ухаживают, стригут газоны, подметают… Но общий вид вызывал стыд – мир может наглядно убедиться в том, как чтят и помнят русские, ведь там похоронены свыше 5000 воинов Красной Армии, павших в борьбе против фашизма.

Через несколько дней, побывав в Белоруссии, я тоже многое поняла. Может, эта страна теперь не часть России, но «традиции» по отношению к истории остались такие же. Знаменитая Брестская крепость стоит во мраке и подсветкой ей служит только вечный огонь. Поинтересовавшись у охранников, что произошло и почему главная святыня стоит в темноте, услышали недвусмысленный ответ: «Приходите на 9 мая»…

Уже почти 62 года прошло со дня окончания Второй мировой войны, унесшей 60 миллионов человеческих жизней. Надо отметить, что больше всего человеческих потерь и разрушений пришлось на долю народов бывшего Советского Союза, прежде всего, независимых сегодня России, Украины и Белоруссии. В общей сложности погибли 16,9 миллионов мирных жителей и 8,7 миллионов советских военнослужащих, с лица земли исчезли 1710 городов, 70 тысяч деревень и сел, 6 миллионов зданий. Война никого не обошла стороной и принесла почти в каждую советскую (и не только семью горе и страдания. Как можно это стереть с лица земли или попросту забыть об этом?

А чего мы ждём от Германии, Эстонии или Белоруссии, когда даже в нашем городе отношение к памятникам и истории выражается только на словах. Наверно, когда мы вновь обретём уважение к самим себе, то другие волей-неволей будут уважать нас…

Андрей ТРОЙ

Борис Алешин: "Мы – с Renault"На днях будет подписана сделка между АВТОВАЗом и французской компанией Renault.

«В нашем театре нет ни дрязг, ни сплетен, сюда идешь, как к себе домой»

Геннадий Куропаткин,заведующий ортопедическим отделением №1 больницы им. Калинина, заслуженный врач России: «Обычные хирурги всё время что-то отрезают. Мы же только добавляем, наращиваем или заменяем»

Андрей Луговой: «На посту президента России себя не вижу»

Геннадий КИРЮШИН: «Я готов быть менее активным участником бизнес-процесса – стать инвестором». Председатель совета директоров СМАРТСа решил отойти от дел и заняться политикой

Работа идет не только по плану

Жириновского попросили о Луговом

Встреча Владимира Путина с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай»

Андрей ШОКИН: «Вести социально ответственный бизнес для меня гораздо важнее, чем заниматься политикой»

Лев ПАВЛЮЧКОВ: «Зеленые» стали голубыми»

Губернатор Самарской области - Владимир Владимирович Артяков

Третьяк: Путин — залог успеха

Дембельский альбом Владимира Путина

Самара отпраздновала День города

Урны на улицах города Самары

Улицы Самары глазами простого горожанина - 2

Открытые люки - 2

Lada Priora. Фото

Пикет КПРФ у Губернской Думы 24.04.07

Малометражка от АвтоВаза

Открытые люки

Состояние Набережной р. Волга в Самаре (20.04.07)

"Вот я могу сказать, за мэрии здесь закреплен Струковский парк. Вот до тех пор он не станет чистым, я с него не слезу" (мэр Самары Виктор Тархов, "Эхо Москвы в Самаре" от 11.04.07) Фото от 23.04.07

Самара. Воскресенье, 22.04.07, после Всероссийского субботника

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
www.profnastil-ksp.ru

©«Самарапресса.Ru»
Электронный архив самарской прессы
«Sampressa.ru»
(8422) 41-00-30
89277091133
Редакция не несет ответственности за достоверность информации,
опубликованной в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.