28 марта 2007 г.
Режиссер Владимир Грамматиков привез самарским детям новую сказку и рассказал, как шла работа над известным фильмом
С малышами-артистами можно сойти с ума
Международный фестиваль "Кино-детям" открылся 16 апреля в МТЛ-Арене. Юных зрителей развлекали мультфильмами, выступлением танцевальных и цирковых коллективов. Столичные режиссеры привезли самарским детям новые фильмы. Леонид Нечаев представил "Дюймовочку", а Владимир Грамматиков фильм-сказку "Тайна сибирской княжны".
- Владимир Александрович, а работать с детьми в институте кинематографии учат? - поинтересовалась "Комсомолка" у Грамматикова.
- Во ВГИКе не преподают режиссуру общения с детьми. Но существует два направления, которые родились из опыта. Первое - когда режиссер требует от ребенка четкого исполнения своего замысла. Все показывает, вместе репетируют и снимают. Второе - это создание атмосферы, чтобы артист чувствовал себя комфортно и свободно. Я сторонник последнего. Если бы каждому из 18 бармалейчиков из "Усатого няня" я объяснял что нужно делать, сошел бы с ума.
- Легко ли в юных артистах заметить талант?
- Когда бабушки с чадами приходят, я никогда не прошу малышей читать стихи. Просто общаюсь с ними, спрашиваю, какого цвета глаза у воспитателя в садике, как она выглядит, какие платья носит. Потом небольшой этюд прошу изобразить. И все, решение принято.
Проханов успокоил детей рыбой
- Малышей для "Усатого няня" долго искали?
- Тут была забавная история. По трудовому законодательству, дети могут работать только 4 часа в день. А у меня смена идет 10 часов. Что же мне, еще 6 часов с Прохановым работать? Тогда я попросил ассистентов по актерам найти мне 18 пар близнецов в возрасте от трех до пяти лет. Я подумал, что утром буду снимать Машу, а вечером ее сестренку Нину. Нашли мне 36 близняшек. Но они оказались только внешне похожими на своих братишек и сестренок. По характеру полная противоположность друг другу. Эти бармалейчики все перевернули с ног на голову. И моя гениальная задумка развалилась. Но одна пара близняшек осталась в картине. Пухленькие светленькие девчонки.
- А почему на роль няня именно Сергея Проханова выбрали?
- Я очень долго не мог найти героя. Приходит претендент, и я его сразу к бармалейчикам отправляю. Эта дикая и необузданная стая набирала азарт, изгоняя претендента за претендентами. Я заходил к деткам и говорил: "Делайте с дядей, все что хотите. Он должен вас успокоить, завлечь". Кто-то на них орал, кто-то пытался сюсюкаться. Они всех "уничтожали". За две недели до съемок, приходит ко мне нахальный Проханов. И заявляет с порога: "Сыграть няня должен именно я!". Я ему говорю: "Фотопроб не будет. Идите, знакомьтесь с актерами". Он открывает дверь, где сидит банда, заходит, и начинается шум, смех. А потом неожиданно наступила гробовая тишина. Ну, думаю, доэкспериментировались. Приоткрываю дверь и вижу: Сережка ползает и шепчет: "Мы рыбы, а рыбы молчат!". А дети рядом ползут. Я тут же утвердил Проханова.
- Дети заставляли вас сценарий переписывать? Они же любят играть не по правилам.
- Помните, два мальчика в туалете пасту ели. Так вот один из них, Олег Корхин просек, что снимают крупным планом тех, кто что-то говорит. И вот я репетирую кадры, когда Сережа Проханов выходит из детсада на первую прогулку. Репетиции прошли гладко. "Снимаем", - говорю. Первый дубль, хлопушка, группа выходит и вдруг к Проханову направляется кучерявый Олег и громко предлагает: "Иннокентий Петрович, закурите?" И вынимает сигарету. И все это в кадре! Я кричу: "Стоп! Олег, откуда у тебя сигарета?!" Он отвечает: "А что, я не могу угостить свою няню сигаретой?". "Но этого же нет в сценарии! - кричу. - Давайте снова. Олег, без сигарет!". Но сцена повторилась один в один. Я не выдержал, говорю помощникам: "Обыскать его!". Оказывается, мальчишка сам придумал себе роль, которую хотел сыграть, стащил у отца две сигареты. Представляете, как он точно все рассчитал! Я его чуть не выпорол.