Сегодня Пятница 04 Декабря 2015 г.
Поиск:
  Статьи Гостевая
На главную Отправить сообщение на e-mail
Главная новость Основные
Salut, Renault. Блокпакет ВАЗа сегодня отойдет французскому автоконцерну

«РЕБАРБОРА» ДЛЯ НЕЧИТАТЕЛЕЙ ЧЕХОВА

27 марта 2007 г.

К чему этот полуанекдотический эпиграф?

Приехал Воронежский государственный академический театр драмы им. А.Кольцова, лауреат премии им. Ф.Волкова Правительства РФ. Открыл I Всероссийский фестиваль "Волжские сезоны".

Как хотелось распахнуть объятья этому коллективу! Да и спектакль - "Вишневый сад"! Можно ли найти на свете лучше пьесу? Но вот что-то не сработало. "Вторые голоса" что ли играли? Есть ли у них первые?

С кислыми минами расходятся мои знакомые.

Расспрашиваю их: какие у вас впечатления? Ведь функция критика, как пишут в диссертациях соответствующей тематики, - аккумулировать общественное мнение. Причем хочется найти оправдание для комплиментов, которые, по долгу гостеприимства, критик должен расточать гастролерам.

Кто-то из спрошенных отвечает: "Эфросовщиной попахивает!" (Намекает, значит, что режиссер - ученик Эфроса. Извините, у меня насморк! Не слышу, чем там попахивает. Другие говорят: "Сначала совсем не понравилось. Потом все-таки чем-то понравилось". "Что, - спрашиваю, - и актеры понравились?" - "Да, и актеры" - "А чем, чем?" - "Ну… тем, что действие на разных уровнях происходит. На лесенках".

Ну вот, один плюс выискался. Лесенки. Сценография (художник -постановщик Елена Воронина приспособлена к тому, чтобы расчленить пространство сцены. Хочешь - произноси свой монолог на полу. Хочешь - на метр или даже два вознесись над грешной землей. Тот случай, когда выразительная сценография "играет", а актеру для создания смысла достаточно только на лесенку вскарабкаться. Играют не только лесенки. Еще и балясинки. Резные, точеные столбики. Правду жизни обозначают. Чеховскую точную деталь.

Матовое стекло дверных проемов и окон. Актер номер два. Там, за стеклом, горят соблазнительного цвета фонарики. Свет - малиновый, розовый, золотистый - создает уют помещичьего дома, окна и двери светятся, как те самые цветные витражи, о которых с такой пронзительной тоской вспоминал в своем "благополучном изгнании" Набоков.

Третий плюс, и главный, - автор. Великая пьеса Чехова. Читала на днях в какой-то газетной рецензии: "Ну что нам эти пьесы столетней давности? Горький, Чехов, Толстой - да они устарели давно. Почему до сих пор притягивают зрителя? Загадка…"

Нет никакой загадки. Вишневый сад - это же только для Лопахина земля, имение, обладание. Утрата сада, как утрата рая, своего прошлого, родины. Как эмиграция. Как уход из жизни, старение и смерть.

Отъезд всей этой разношерстной компании - смерть русского прошлого. Скоро, скоро грянет буря, поганой метлой выметет этих милых, беспомощных, наивных, ни к чему не приспособленных. Из имений, из домов, из страны.

Любимый текст скользит над бутафорскими ступеньками и балясинами. От него отвлекаешься, не слушаешь. Надо ли слушать то, что со школьных времен каждый русский человек знает наизусть?

Очевидно, так же рассудили и актеры. Зачем доносить текст? Зачем его внятно произносить? Не для того он Чеховым писан. А для чего? Надеяться на нашу память, на наше знание великого текста - оно, конечно, можно. Но отдельные смешки нечитателей Чехова доказывали: в зале есть и те, для кого этот текст в новинку. И каждое слово, которое удается расслышать, - приятный сюрприз.

Но сюрприз удавалось получить редко. Актеры, совершенно игнорируя глубину и акустическое несовершенство нашей сценической коробочки, уходили туда, к кулисам, что-то бормотали спиной к залу. Гнались за эффектом "ребарборы" (Карел Чапек писал, что слово "ребарбора" актеры вразнобой произносят, чтобы создать общий невнятный шум на сцене).

Пластический облик спектакля тоже преследовал ту же цель, тоже гнался за "ребарборой". Актеры сновали туда-сюда по сцене. Кто из них кто? Кто Раневская, кто ее братец, кто Яша? Более или менее выделялись Фирс, по роли своей обязанный семенить старческой артритной походочкой, и Петя Трофимов, которого актер оживил нелепыми лягушачьими телодвижениями.

А кто кого играет? Программки театр не приложил. Каюсь - ну не знаю я актерского состава этого театра. Тем более их "вторых голосов". Не знаю - ну и пусть они останутся для меня инкогнито. Актер - лишь воск, лишь кукла в руках режиссера. А режиссер - н.а. РФ Анатолий Иванов (он же и автор музыкального оформления).

А кстати, о голосах. Что за переливы птичьего щебета в кустах изображает шумовое оформление сцены? Птиц в европейской части России, да не в поле или в лесу, а в саду, не так много. Голоса их наперечет и, в общем, все нам знакомы. Отличите соловья от воробья или синицы? То-то же. А что за абстрактные птицы там у них верещали? А почему над сценой, весной, при расставленных на столах букетах из веток вишни в цвету - почему на фоне черного задника развешаны голые зимние ветки? На что-то постановщики намекают. Какая-то неорганично вторгающаяся в ткань реалистической постановки метафора.

Музыкальное оформление разнородно и настроения не создает. Кроме одной мелодии, использующейся как лирический лейтмотив. На беду, это вторая часть ре-минорного концерта Марчелло. Музыка слишком известная и яркая, чтобы ее использовать в качестве фона. Тем более фона русской пьесы. Итальянское барокко с его мощной энергетикой в иллюстрации чеховского тишайшего модерна не годится. Как не годилась бы, к примеру, прелюдия Рахманинова или "Поэма экстаза" Скрябина в оформлении комедии Мольера.

А получилась ли у театра знаменитая тихая кульминация "Вишневого сада"? Получилась. Снаружи заколачивают досками окна и двери. И своей жалкой походочкой семенит к дивану Фирс. Свет гаснет. Он как в могиле. И знаменитое "Фирса забыли…" наполняет сердце привычным сочувствием.

Борис Алешин: "Мы – с Renault"На днях будет подписана сделка между АВТОВАЗом и французской компанией Renault.

«В нашем театре нет ни дрязг, ни сплетен, сюда идешь, как к себе домой»

Геннадий Куропаткин,заведующий ортопедическим отделением №1 больницы им. Калинина, заслуженный врач России: «Обычные хирурги всё время что-то отрезают. Мы же только добавляем, наращиваем или заменяем»

Андрей Луговой: «На посту президента России себя не вижу»

Геннадий КИРЮШИН: «Я готов быть менее активным участником бизнес-процесса – стать инвестором». Председатель совета директоров СМАРТСа решил отойти от дел и заняться политикой

Работа идет не только по плану

Жириновского попросили о Луговом

Встреча Владимира Путина с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай»

Андрей ШОКИН: «Вести социально ответственный бизнес для меня гораздо важнее, чем заниматься политикой»

Лев ПАВЛЮЧКОВ: «Зеленые» стали голубыми»

Губернатор Самарской области - Владимир Владимирович Артяков

Третьяк: Путин — залог успеха

Дембельский альбом Владимира Путина

Самара отпраздновала День города

Урны на улицах города Самары

Улицы Самары глазами простого горожанина - 2

Открытые люки - 2

Lada Priora. Фото

Пикет КПРФ у Губернской Думы 24.04.07

Малометражка от АвтоВаза

Открытые люки

Состояние Набережной р. Волга в Самаре (20.04.07)

"Вот я могу сказать, за мэрии здесь закреплен Струковский парк. Вот до тех пор он не станет чистым, я с него не слезу" (мэр Самары Виктор Тархов, "Эхо Москвы в Самаре" от 11.04.07) Фото от 23.04.07

Самара. Воскресенье, 22.04.07, после Всероссийского субботника

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
www.profnastil-ksp.ru

©«Самарапресса.Ru»
Электронный архив самарской прессы
«Sampressa.ru»
(8422) 41-00-30
89277091133
Редакция не несет ответственности за достоверность информации,
опубликованной в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.