Сегодня Пятница 04 Декабря 2015 г.
Поиск:
|  Статьи Гостевая На главную Отправить сообщение на e-mail
Главная новость Основные
Salut, Renault. Блокпакет ВАЗа сегодня отойдет французскому автоконцерну

ГДЕ У ПРОМЕТЕЯ ПЕЧЕНКА?

24 марта 2007 г.

Государственная Третьяковская галерея привезла в Самару выставку "Третьяковская галерея открывает свои фонды".

Входим в Мраморный зал Самарского художественного музея. Что у них там, в фондах? На самом выигрышном месте, на дальней стене, справа, размещен главный экспонат выставки.

Со стены на нас смотрит Государь. Голубые, как у всех Романовых, глаза Александра II кажутся странно знакомыми. Хотя этого портрета мы точно никогда не видели. Что и не удивительно: конечно, портреты российских императоров в советские времена зрителю, мягко выражаясь, не навязывали. А ведь во второй половине девятнадцатого века иметь такой портрет в кабинете было такой же насущной необходимостью, как сто лет спустя - портрет Брежнева! И попробуй в официозном портрете отступить от реалистической точности проработки деталей!

Детали в портрете работы Константина Маковского прекрасны. Разглядывая парадный мундир государя, бормочу: позументы… аксельбанты… К левой ноге царя прижалась собака. Сеттер, кажется. Не всматривалась, потому что искусствовед Валентина Чернова внимание мое переключила на другое. Валентина Алексеевна восхищается тем, как Константин Маковский изобразил руки императора. "Холеные какие, - говорит она. - Этими руками он никогда не работал! Длинные белые пальцы! А ногти! Лаком он их, что ли, покрывал?" Нет, я думаю, не лаком. Составчик такой был - им полировали. Но ногти, действительно, императорские. Аккуратно подпиленные, благородной формы. И этими своими аристократически длинными пальцами с ухоженными ногтями Александр Николаевич Романов, самодержец Всероссийский, сжимает сигару.

Живая деталь! Такими деталями картины из фондов Третьяковки изобилуют. Как удивляются посетители, разглядывая "Пансионерок" М.Петрова! Институт благородных девиц, год 1841. Чем заняты девочки у себя в комнате? Прикуривают. А одна - как бы это выразиться? На шухере стоит. За дверь выглядывает - не идет ли строгая наставница? Как будто по дыму нельзя догадаться!

"Самое интересное на этой выставке - портрет и жанр", - говорят наши музейщики. Действительно, жанровые сценки неожиданны, и подолгу застревают перед ними зрители. Н.Богданов-Бельский, например, в 1918 году пишет картину "Дети за пианино". Детей трое. Двое склонились над клавиатурой. Дети, по всей видимости, крестьянские. Инструмента они явно никогда не видели: лохматая белобрысая девчонка тычет бестолково оттопыренным пальцем в клавиши, оба страшно удивлены результатом. Третий малыш, босой, тоже явно из крестьянской бедноты, уставился на себя в зеркало. Оно для него тоже новость. Да это же не просто картина! Это целый срез жизни страны! Во-первых, где это все происходит? Зеркало явно стоит в зажиточном доме. Пианино тоже. Как попали в этот благополучный устроенный дом бедняцкие детишки? Где взрослые? И почему к пианино прислонен короб с посудой?

Можно только догадываться, что сделала с хозяевами дома восставшая против своего помещика беднота. А в коробе-то что сложено? Столовое серебро, фарфор! Фарфоровая с золотом чашечка и на полу валяется. Грабеж, вот что происходит! Детки, скорее всего, обживают фортепиано в промежутке между убийством помещика, растаскиванием хозяйского добра и поджогом усадьбы.

Народ толпится перед картинами И.Неврева "Смотрины", А.Волкова "Прерванное обручение". Велик соблазн "прочитать" картину Волкова, как рассказ Чехова, как эпизод из романа Достоевского. Невеста в обмороке. Жених виновато потупился и нервно сжимает кулаки. А вокруг распавшейся пары ровно двадцать два человека столпилось! Священник с дьяконом обескуражены. Сбоку еще какая-то группка. На заднем плане маячат домочадцы. Как их только впустило пространство небольшой, в общем-то, картины! Правда, там, вдали, намечается анфилада комнат. Драма в богатом доме! Богатые тоже плачут!

Суть драмы постигаем не сразу. Дело-то как раз в этой боковой группке. Папаша - явно выходец из романов Достоевского, Фердыщенко какой-нибудь или Мармеладов. Безутешная девица рыдает, спрятав лицо. Соблазнил и бросил? И что-то у нее в руках. Сверток какой-то. А из свертка-то! Младенческая головка в чепце, и ручка высунулась! Ага, вот что… Ребенка он ей сделал - а тут богатая невеста подвернулась. Третий в этой компании злорадствует. Приказчик какой-нибудь, раскопавший скандальную правду о женихе. Сам, небось, в зятья хозяину теперь метит, уж больно вид у него довольный.

Никакой мыльной оперы не надо - все это уже написано полтора века назад, в 1860 году!

Портреты нам привезли за три столетия. Начиная от Рокотова и Боровиковского. Нежная дымка русского рококо сменяется романтизмом Кипренского, затем - пронзительным русским реализмом, с его правдоискательством, со стремлением заглянуть портретируемому прямо в душу. И наконец красочный русский модерн - на портрете Бродского. А вот интересная работа: В.Комаров, портрет Валентины Ходасевич. Будущей художнице года четыре. Одета примерно так же, как посаженная перед ней на стул кукла. В нее ребенок и всматривается - серьезным взглядом художника, глядящего на свою модель.

А рядом всматриваются, кажется, уже в меня. Взгляд черных глаз буравит во мне дырку. Они и сами как дырка, эти глаза. Принадлежат "Нубийскому негру" работы скульптора М.Попова. Темное бронзовое тело эффектно одето в накидку из белого мрамора. "Третьяковка никогда не привозила нам столько скульптуры!" - говорят музейные сотрудники.

Одна из этих скульптур явила мне загадку. "Прометей" Ф.Гордеева (1769 год, отливка в середине ХХ века). Всякому Прометею положен свой орел. Есть и у этого Прометея. Как обычно, выклевывает титану печень.

Всякий, у кого хоть раз болела печень - а у кого она не болела, при нашем-то питании? - всякий твердо усвоил, с какого она боку. Но орел Прометееву печенку добывает с левой стороны титанического туловища. Что бы это значило? Виновна ли в этом современная отливка? Вряд ли печень для скульптора - понятие условное. Хотя… Позднее русское барокко могло и перепутать. Главное - эффект, а не анатомия.

СОБ.ИНФ.

Борис Алешин: "Мы – с Renault"На днях будет подписана сделка между АВТОВАЗом и французской компанией Renault.

«В нашем театре нет ни дрязг, ни сплетен, сюда идешь, как к себе домой»

Геннадий Куропаткин,заведующий ортопедическим отделением №1 больницы им. Калинина, заслуженный врач России: «Обычные хирурги всё время что-то отрезают. Мы же только добавляем, наращиваем или заменяем»

Андрей Луговой: «На посту президента России себя не вижу»

Геннадий КИРЮШИН: «Я готов быть менее активным участником бизнес-процесса – стать инвестором». Председатель совета директоров СМАРТСа решил отойти от дел и заняться политикой

Работа идет не только по плану

Жириновского попросили о Луговом

Встреча Владимира Путина с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай»

Андрей ШОКИН: «Вести социально ответственный бизнес для меня гораздо важнее, чем заниматься политикой»

Лев ПАВЛЮЧКОВ: «Зеленые» стали голубыми»

Губернатор Самарской области - Владимир Владимирович Артяков

Третьяк: Путин — залог успеха

Дембельский альбом Владимира Путина

Самара отпраздновала День города

Урны на улицах города Самары

Улицы Самары глазами простого горожанина - 2

Открытые люки - 2

Lada Priora. Фото

Пикет КПРФ у Губернской Думы 24.04.07

Малометражка от АвтоВаза

Открытые люки

Состояние Набережной р. Волга в Самаре (20.04.07)

"Вот я могу сказать, за мэрии здесь закреплен Струковский парк. Вот до тех пор он не станет чистым, я с него не слезу" (мэр Самары Виктор Тархов, "Эхо Москвы в Самаре" от 11.04.07) Фото от 23.04.07

Самара. Воскресенье, 22.04.07, после Всероссийского субботника

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
www.profnastil-ksp.ru

©«Самарапресса.Ru»
Электронный архив самарской прессы
«Sampressa.ru»
(8422) 41-00-30
89277091133
Редакция не несет ответственности за достоверность информации,
опубликованной в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.