27 марта 2007 г.
Уже давно в недрах Госдумы ведутся разговоры о том, что следовало бы устроить проверку абитуриентов на употребление наркотических средств
Руководитель Департамента Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Александр Михайлов полностью поддерживает готовящийся законопроект. По его мнению, неправильно готовить за государственный счет специалистов, которые впоследствии не смогут выполнять свои профессиональные обязанности. Тем более что количество бюджетных мест в вузах ограничено.
По данным Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, основанным на анонимных опросах учащихся, в некоторых московских вузах до 15% первокурсников пробовали психотропные вещества. Вот и представьте себе, что нас ждет, если наркотики принимают студенты, чья будущая профессия связана с жизнью людей, например, если это будет обкурившийся авиадиспетчер.
Зампред комитета Госдумы по образованию и науке Валентина Иванова все же уточняет, что речь идет только о добровольном тестировании абитуриентов: «Подобная система уже опробована в Татарстане, Липецкой области, Хабаровске. Принуждение в этом вопросе опасно. Оно может привести к тому, что многие просто будут покупать справки». Разработчики законопроекта уверяют, что он направлен в первую очередь на выявление группы риска. А результаты тестирования якобы будут хранить в тайне чуть ли не от всего руководства вуза, во что верится с трудом.
В любом случае, принятие соответствующих поправок в закон «Об образовании» вступает в противоречие с законом. Начнем хотя бы с того, что заставить молодого человека сдать анализ на наркозависимость нельзя, поскольку это дело добровольное.
Но если даже выяснится, что абитуриент употребляет наркотики, закон не запрещает ему сдавать вступительные экзамены. И отчислить только лишь за это тоже невозможно - требуются более веские основания.
Более того, если молодому человеку уже исполнилось 18 лет, его не смогут даже направить на лечение - требуется его согласие.
Главный детский токсиколог Москвы Ян Слуцкий считает, что обследовать надо не студентов, а школьников. Ведь подросток в 14-15 лет легче контролируется и поддается лечению, чем в 17-18. «Я не понимаю, в чем вообще смысл скрининг-контроля для абитуриентов? Чтобы отлучить их от института, лишив тем самым последней цели в жизни, последней возможности избавиться от пагубной привычки?», - задает риторический вопрос Ян Слуцкий.
Не следует забывать и о финансовой стороне вопроса. Как предполагается, проверка на наркозависимость будет оплачиваться самими вузами. А мероприятие это дорогостоящее - нужна аппаратура, специалисты. Где же вузам взять дополнительные средства?
Роман Малинин,Тольятти