24 марта 2007 г.
С наступлением первых теплых дней самым популярным местом отдыха становятся водоемы. Прогулки на катерах, занятие водными видами спорта, купание в реке сулят немалые радости. Однако у спасателей в эту пору только прибавляется хлопот. Этим заботам и была посвящена пресс-конференция «Открытие навигации-2007», состоявшаяся на этой неделе в ГУ МЧС по Самарской области.
Данные статистики, которые сообщил журналистам начальник центра Государственной инспекции маломерных судов (ГИМС Главного Управления МЧС РФ по Самарской области Егор Геннадьевич Сергиевский, радостным и не назовешь. В прошлом 2006 году на водоемах области погибло 59 человек, а в 2007, еще до начала купального сезона, водная стихия унесла четыре жизни. И почти половина случившихся трагедий произошла из-за несоблюдения судовладельцами норм безопасности на воде, правил регистрации и технического освидетельствования плавсредств. А ведь порядок эксплуатации маломерных судов, сооружений для их стоянки и обязанности судовладельцев четко прописаны в Правилах пользования водными объектами на территории Самарской области. И этот документ должен как таблицу умножения знать каждый речник.
Перед началом массовой навигации инспектора ГИМС основной упор делают на профилактику возможных нарушений. В местах стоянок маломерных судов проводится их ежегодное освидетельствование: проверка основных узлов и их техническое состояние, соответствие оборудования установленным нормативам, готовность лодок и катеров к плаванию.
На сегодняшний день в области зарегистрировано уже более 30 тысяч маломерных судов, и далеко не все из них соответствуют установленным требованиям. Чтобы усилить контроль на воде и эффективость профилактики несчастных случаев ГИМС работает в тесном контакте с водной милицией, спасателями, инспекторами рыбоохраны. Но, несмотря на такой усиление, нарушителей пока меньше не становится. «Так в навигацию 2006 года, - констатировал Е.Г.Сергиевский, - за различные нарушения на судоводителей было составлено более 700 административных протоколов. И днем и в темное время суток приходилось даже удалять некоторые суда с реки, препровождая их к берегу. Особенно опасны такие нарушители ночью, когда лодку может не заметить проходящее по реке большое судно».
К нерадивым судоводителям закон позволяет применять различные меры воздействия, но чаще всего их штрафуют за превышение пассажировместимости судна. Из-за этого на водоемах области происходит почти половина трагедий.
Не забыл г-н Сергиевский и тех граждан, которые еще только мечтают приобрести в личное пользование водное средство передвижения. Он напомнил, что маломерное судно владелец должен зарегистрировать в подразделениях Центра ГИМС в течение 14 дней с момента его приобретения. При регистрации судну присваивается бортовой номер, а владельцу выдается судовой билет, подтверждающий имущественные права на плавсредство. Теперь счастливому обладателю останется только пройти обучение на право управление судном, сдать экзамены в Центре ГИМС ... и «Ах, белый пароход, бегущая вода…»