Сегодня Пятница 04 Декабря 2015 г.
Поиск:
|  Статьи Гостевая На главную Отправить сообщение на e-mail
Главная новость Основные
Salut, Renault. Блокпакет ВАЗа сегодня отойдет французскому автоконцерну

НЕСБЫВШИЕСЯ ШЕДЕВРЫ САМАРСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ

24 марта 2007 г.

Опасливо пробираешься по самарскому гололеду. Или прыгаешь, как заяц, не подобранный в свою лодочку милосердным дедом Мазаем, по весеннему водно-грязевому разливу. Глаз не поднимаешь. А поднимешь - пеняй на себя. Дом! Кажется, еще вчера не было! Как гриб выскочил. И внешность у него какая-то грибная, поганочная.

Откуда-то берутся архитектурные поганки. Хотя талантливых архитекторов в Самаре, меж тем, множество. И замыслы у архитекторов - один другого ярче, оригинальнее.

Где же новые здания, жемчужины самарской архитектуры?

В проектах.

А где проекты?

В основном на полках.

Союз архитекторов вкупе со архитектурно-строительным журналом "А.С.С. - Проект Волга" решили продвигать неосуществленные идеи в жизнь. Сняли пылящиеся на полках шедевры. Развернули в Доме Архитекторов выставку "Несбывшийся город. Нереализованные проекты ведущих архитекторов".

Пространство выставочного зала Дома архитектора впустило в себя город будущего, самарский архитектурный миф, мечты и планы. А внутри этого города будущего притулилась еще одна выставка, так сказать, противоположного свойства: «Осуществленные иллюзии (фотофиксация стремительно строящейся и исчезающей современной Самары)». Значит, город нашего настоящего и прошлого.

Вот она, наша любимая "иллюзия". Осуществившаяся нам всем на радость. Ее запечатлела фотография Сергея Малахова. Не то китайская пагода, не то балаганчик. Рядом солидный купеческий краснокирпичный дом. Надежность и увесистость старой самарской архитектуры. И - легкомысленно-провокационная архитектура нового. Этому зданию и положено быть легкомысленным, худым, подвижным. Новое здание «СамАрта» встроилось в квартал по Арцыбушевской. Выглядит органично, но слегка странновато - как актер по соседству с банкиром.

Заглядываю в свой архив. Ровно два года назад писала о начале этого строительства. Главный архитектор Самарской области Владимир Жуков, Анатолий Баранников, главный архитектор проекта Татьяна Рычкова.

Сейчас "стройка века" подошла, и наша газета отметила радостный момент "обретения иллюзии". Кстати, уточнили у директора «СамАрта» Сергея Соколова сумму, в которую обошлось губернскому бюджету строительство. "Сметная стоимость составит 162 млн. рублей" - писали мы в начале 2005 года. Но, как оказалось, «за время пути собачка могла подрасти». В апреле этого года 162 миллиона превратились в 240.

Деньги, деньги… Неназываемый рычаг всего, что с нами происходит. Или, вернее, не происходит. Разглядываю проекты. Ведь денег стоили! Потом что-то застопорилось. Видно, иссяк родник финансирования. Жалко! Хотелось бы видеть посреди города, а не посреди стены, фантастическую постройку по проекту Леонида Кудерова, автора знаменитой "Мухи". "Муха", здание на улице Фрунзе рядом с академией культуры, не имеет ничего общего с надоедливым и нечистоплотным насекомым. Самарский архитектурный неомодерн в этой архитектурной фантазии Кудерова расшаркивается перед Альфонсом Мухой (или, на французский лад, Мюша - знаменитым чешско-французским художником начала прошлого века. Модерн жив!

Жив и в представленном на выставке проекте Поволжского центра стандартизации и метрологии, который Кудеров выполнил в 1999 году. Ну, муха - не муха, а что-то в этом замысле есть от животного царства. Похоже на Винни-Пуха, облапившего бочонок с медом.

Впрочем, уж таков он, самарский модерн. Играет, уснащает стены зданий слонами и бабочками, облепляет гирляндами цветов.

А вот игра в кубики. Команда та же, что делала «СамАрт». Владимир Жуков, Анатолий Баранников, Александр Варенов, Татьяна Рычкова. Проект Регионального делового центра с выставочным комплексом. Это уже не модерн, это неоконструктивизм. Два грандиозных кубика один на другом. Все это сооружение имеет своим подножием параллелепипед. Прямые углы торжествуют.

А вот празднество треугольника. Вернее, буквы "Л". Очень большой буквы, с небес упавшей прямо на здание областной библиотеки. Наискосок перекрыла собой скучный прямоугольничек, без излишеств слепленный в советские времена - вот вам и реконструкция старого здания. (Авторы проекта - А.Головин, А.Откин, С.Мигунов, А.Левошин).

Объединяет обе идеи - празднество прямого угла и закругленность самарского модерна - проект Павла и Лилии Старостиных (торговый дом "Красная звезда" на углу Чапаевской и Ленинградской, 2006 год). Торжественный фасад, вздернутые брови над широко распахнутыми глазами-окнами, и среди них одно - главное окно, круглое, похожее на рулевое колесо корабля. Здание-корабль рассекает фешенебельный старый квартал Самары. Или, вернее, должно бы рассекать.

И сколько их - этих зданий, которые украсили бы Самару! "Здесь одна треть… Одна пятая… Малая часть того, что лежит невоплощенным", - говорят архитекторы.

А то, что воплощается в самарских новостройках, мешает, раздражает глаз, нелепо возвышается посреди невысоких домов, разрушает архитектурный ансамбль, заслоняет Волгу… Подобные упреки раздаются по поводу "сбывшегося города". Что же превращает лучшее в "несбывшееся"? Почему самые красивые здания остаются в проекте?

Подхожу с этим вопросом к архитектору Павлу Старостину.

- Что за детектив такой кроется за нежеланием города воспользоваться удачными архитектурными идеями?

- Не столько детектив, сколько реалии нашего существования - и исторические, и реальные. Наверное, и детективно-криминальные тоже. Красивые объекты, как правило, еще недооцениваются заказчиками. Выставка показывает, что творческий потенциал архитекторов Самары очень высок. Но финансовые круги, бизнесмены наши пока еще отстают и в интеллектуальном, и в эстетическом плане. Конечно, понятно, что история страны подкосила многие эстетические тенденции. Но хотелось бы, чтобы быстрее подтягивались наш бизнес, наша партийная элита. Думаю, что город от этого только выиграет. Надо, чтобы в умах богатых заказчиков пробуждались мысли не только о своих кошельках, своих домах и участках, но и о том, что город - это тоже наш дом.

- Тут на выставке, наверное, только архитекторы? А потенциальных заказчиков, бизнесменов, что-то не видно?

- К сожалению. Может, потом их пригласят отдельно. Но наша выставка - только начало, может, она послужит импульсом к организации целой серии подобных выставок. Может, она будет выездной. И обязательно нужно приглашать бизнес-круги на подобные выставки.

- Да, должно же быть какое-то рекламное продвижение вашей продукции?

- Ну, не столько реклама, сколько, я думаю, просветительская задача у этой выставки. Нужно клеточки добавлять в наши головы, чтобы эта информация там укладывалась, жила и давала свои плоды.

- Есть ли у нашей архитектуры свои традиции? Самарский модерн, например, в его какой-то специфически самарской разновидности?

- Есть, конечно, традиции. Уважительное отношение к старой части города. Хотя я не отрицаю современные вкрапления в историческую часть города. Что же касается модерна - это всегда красиво, всегда человечно. Это понимаемо и узнаваемо…

- Все же как получается, что человек создает гениальный проект - и кладет его на полку? Ведь это же не просто по зову сердца создавалось, был же какой-то заказ?

- По зову души - это могут позволить себе только художники. Архитектору в этом отношении сложнее, это же связано с процессом строительства, требует больших денег. Архитектор должен получить заказ.

- А как с вашим проектом получилось? Его что, городские власти заказывали?

- Нет, это был частный заказ. Но сейчас права эти перекуплены. Будет другой заказчик, другое здание. Это бизнес, и, к сожалению, в нем деньги решают все.

- Мне всегда казалось, что архитекторы на порядок выше людей других творческих профессий. Во всяком случае, судя по моим самарским знакомствам. Замечала за ними удивительную разностронность, интерес и к музыке, и к живописи, и литературные таланты.

- Многие идеализируют людей другой профессии. Но, конечно, архитектор - человек многопрофильный. На нем большая ответственность - просветительская и общечеловеческая.

- Чьи работы на этой выставке вам особо импонируют? Выделяете ли вы кого-нибудь из архитекторов?

- Среди наших архитекторов много талантливых людей. Самарская школа очень ценится во всей стране. И академия наша очень ценится. Но выделить кого-то одного я не берусь. Это же творческий процесс! А в процессе творчества божественная искра может осенить любого.

Борис Алешин: "Мы – с Renault"На днях будет подписана сделка между АВТОВАЗом и французской компанией Renault.

«В нашем театре нет ни дрязг, ни сплетен, сюда идешь, как к себе домой»

Геннадий Куропаткин,заведующий ортопедическим отделением №1 больницы им. Калинина, заслуженный врач России: «Обычные хирурги всё время что-то отрезают. Мы же только добавляем, наращиваем или заменяем»

Андрей Луговой: «На посту президента России себя не вижу»

Геннадий КИРЮШИН: «Я готов быть менее активным участником бизнес-процесса – стать инвестором». Председатель совета директоров СМАРТСа решил отойти от дел и заняться политикой

Работа идет не только по плану

Жириновского попросили о Луговом

Встреча Владимира Путина с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай»

Андрей ШОКИН: «Вести социально ответственный бизнес для меня гораздо важнее, чем заниматься политикой»

Лев ПАВЛЮЧКОВ: «Зеленые» стали голубыми»

Губернатор Самарской области - Владимир Владимирович Артяков

Третьяк: Путин — залог успеха

Дембельский альбом Владимира Путина

Самара отпраздновала День города

Урны на улицах города Самары

Улицы Самары глазами простого горожанина - 2

Открытые люки - 2

Lada Priora. Фото

Пикет КПРФ у Губернской Думы 24.04.07

Малометражка от АвтоВаза

Открытые люки

Состояние Набережной р. Волга в Самаре (20.04.07)

"Вот я могу сказать, за мэрии здесь закреплен Струковский парк. Вот до тех пор он не станет чистым, я с него не слезу" (мэр Самары Виктор Тархов, "Эхо Москвы в Самаре" от 11.04.07) Фото от 23.04.07

Самара. Воскресенье, 22.04.07, после Всероссийского субботника

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
www.profnastil-ksp.ru

©«Самарапресса.Ru»
Электронный архив самарской прессы
«Sampressa.ru»
(8422) 41-00-30
89277091133
Редакция не несет ответственности за достоверность информации,
опубликованной в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.