Сегодня Пятница 04 Декабря 2015 г.
Поиск:
|  Статьи Гостевая На главную Отправить сообщение на e-mail
Главная новость Основные
Salut, Renault. Блокпакет ВАЗа сегодня отойдет французскому автоконцерну

КУДА ВО ТЬМЕ ВЕДЕТ НАС ЛОМАНН?

24 марта 2007 г.

Органист Людгер Ломанн, профессор Высшей музыкальной школы Штутгарта, органист штутгартского кафедрального собора святого Эберхарда, победитель множества международных конкурсов, второй раз посетил Самару. В прошлый раз он самарскую публику порази - недаром же Ломанн считается лучшим органистом мира, в частности, лучшим интерпретатором сочинений Баха.

Программа концерта радовала и обещала многое. Вот в афише культовое имя раннего органного барокко - итальянца Джироламо Фрескобальди. От Фрескобальди почти полвека до Букстехуде. Можем наблюдать, как меняется стиль, музыкальная речь, как изысканная красочность итальянской музыки сменяется темной причудливой фантазией немецкого Севера. От Букстехуде к Баху - еще одна ступень, еще один виток истории. В 1705 году двадцатилетний Бах отправился из города Арнштадта в Любек. Отпросился у церковного начальства на четыре недели (в то время Бах служил органистом в Новой Церкви). И, как узнаем из сохранившихся документов, там сильно подзадержался, и по приезде по месту работы состоялось разбирательство. Почему отсутствовал четыре месяца вместо четырех недель? Зачем вообще в Любек ему понадобилось? Совершенствоваться в игре на органе, слушать Букстехуде, ответил Бах.

Традиция продолжает передаваться из поколения в поколение. От Фрескобальди, Букстехуде, Баха к Регеру, Лангле, Эбену, Руоффу - по ступенькам традиции ведет нас Ломанн. Перешагиваешь на следующую ступень - чем дальше, тем сложнее. Как в горах - чем выше, тем труднее дышать.

На закате ХХ века, в сумраке современного комментария, то гаснут, то разгораются отсветы музыки Букстехуде. В пьесе "Посвящение Букстехуде" композитора П.Эбена противоположности сплавляются воедино. Две темы органных сочинений Букстехуде - патетический начальный возглас до-мажорной прелюдии и суховатая проповедь соль-минорной фуги - все причудливее обрастают всякой всячиной.

Двадцатый век оглядывается на семнадцатый. Лангле обращается к материалу архаической, неотразимо-простенькой фуги, которую то ли Фрескобальди написал, то ли… тут имя автора теряется во тьме времен. Мы учили эту музыку как фугу Фрескобальди - первую фугу, написанную в семнадцатом веке, родоначальницу всех фуг. Потом узнаем, что авторство Фрескобальди спорно. Кто позавидовал славе Фрескобальди, кто фугу у него стибрил? Не Лангле - тот лет триста спустя просто переодевает ее в современный наряд, а такое не возбраняется.

Слушая Ломанна, при желании можно было блуждать мыслью по лабиринтам европейской культуры. Размышлять о том, как живет и развивается традиция. Так почему же я вместо этого пишу диктант?

Потому что центральное произведение программы - этот самый "Народ во тьме" - содержит в основе хоральную мелодию. Хорал этот как-то мне не попадался. Бах к нему не обращался. В сборниках хоральных мелодий я его вроде не видела. Придется записать, чтобы потом ориентироваться.

Странный какой-то хорал. Угловатый. Слишком размашисто шагает. Как-то подозрительно современно звучит. Чуть ли не как у Хиндемита или Бартока, в ХХ веке. Противные жесткие кварты громоздятся одна на другую. Так и видишь - народ, бедненький, карабкается по здоровенным каменным плитам, и все в кромешной темноте. Серые, мутные, сиплые органные тембры… Столбы аккордов пульсируют темным сиянием, во мрак врываются кувыркающиеся ангелочки, свет прорезает тьму. Струится световая завеса. Сворачивается, уносится. А мрак шевелится у ног, толстым драконьим телом обвивает россыпи сияющих аккордов. Ну и краски нашел для этих вариаций Ломанн! Ничего подобного никогда не слышала!

И что это за мистическое зрелище разворачивается перед внутренним взором? Про что музыка-то? Какой-то сюжет в ней явно имеется в виду. Но какой? Первая строчка хорала мне ничего не говорит.

Загляну-ка в поисках этого текста в немецкую Библию! Она у меня старинная, восемнадцатого века, с медными застежками, с золотым обрезом. Приятель свою семейную реликвию подарил. Осторожно листаю хрупкую бумагу с мелкими крючочками готических букв. Ага, вот: книга пророка Исайи. "И взглянут вверх, и посмотрят на землю, - обещает пророк, - и вот - горе и мрак, густая тьма, и будут повержены во тьму. Но не всегда будет мрак там, где он теперь сгустился. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет". Немного дальше чуть ли не про нас, самаритян: "Слово посылает Господь на Иакова… чтобы знал весь народ, Ефрем и жители Самарии".

Воссияв в конце сочинения Руоффа, свет задним числом высветил смысл и сюжет соль-мажорной фантазии Баха. Вот почему с этой пьесы Ломанн начал концерт! Яркая вспышка светящихся пассажей - как вспышка гнева Божьего, за какие-то грехи погрузившего мир во тьму. А потом поплелся через эту тьму народ, пока не воссиял посреди тени смертной обещанный пророком свет.

Понятна ли публике вся эта непростая подоплека концертной программы Ломанна? Переклички Барокко и ХХ века? Отзвуки старинной традиции в современности? Современность сквозь призму гневных библейских пророчеств?

Может, ну их, ассоциации, переклички, отзвуки? Может, надо было, не мудрствуя лукаво, играть что-нибудь красивое, знакомое и простенькое?

Ломанн не стал кормить слушателей манной кашей. (Роль этого детского блюда у нашей аудитории выполняет баховская токката и фуга ре минор. Гастролер отнесся к нам с полным уважением: "Самарской публике можно не предлагать упрощенных программ, - сказал он. - Она внимательно слушает и готова к новым впечатлениям".

Спасибо, конечно, за комплимент. За Ломанном мы куда угодно пойдем. Во тьму Руоффа и в рембрандтовскую светотень органного барокко. Будем продираться средь мелких римских завитушек Фрескобальди и мерзнуть под сырыми ветрами Любека, спешить к Букстехуде в Мариенкирхе. Как за гаммельнским крысоловом, как под гипнозом.

Кстати о гипнозе - не помню в какой пьесе (может быть, в фантазии Регера? предстояло ему взять аккорд. Как это обычно делаешь? Заносишь руку над клавиатурой и уже ближе к клавишам выпускаешь, как кошка в свободном падении, все четыре пальца. Ломанн взял аккорд из воздуха. Донес эту упругую пустоту до органного мануала и аккуратно опустил на клавиши. Как загипнотизированная, я за ним этот жест повторила. Поставила аккорд себе на коленку, за неимением клавиатуры под рукой. Покосилась налево - там сидела клавесинистка Ольга Островская. И увидела, что она сделала то же самое. Наверное, половина зала за ним повторила. Гипноз, да и только! Крысолов! Гаммельн!

Но будьте спокойны. Не из Гаммельна явился Ломанн к нам в Россию. Он родом из Гернэ - маленького городка рядом с Эссеном. Учился в Кельнском университете и в высшей музыкальной школе Кельна. Потом в Вене, Париже. Изучал игру на органе, клавесине, музыковедение, философию, географию. Такое многостороннее и многоступенчатое образование - у немецких музыкантов не редкость. А зачем оно им? Чем больше учишься, тем внушительнее результат. Людмила Камелина, исполнитель взрослый и вполне состоявшийся, органистка и пианистка, сказала Ломанну: "Представляешь, вдруг решила учиться играть на клавесине". А он ответил с интонацией Владимира Ильича Ленина, в духе его знаменитого "учиться, учиться и учиться". Немецкий органист сказал: "Учиться никогда не поздно".

Альбина МИХАЙЛОВА

Борис Алешин: "Мы – с Renault"На днях будет подписана сделка между АВТОВАЗом и французской компанией Renault.

«В нашем театре нет ни дрязг, ни сплетен, сюда идешь, как к себе домой»

Геннадий Куропаткин,заведующий ортопедическим отделением №1 больницы им. Калинина, заслуженный врач России: «Обычные хирурги всё время что-то отрезают. Мы же только добавляем, наращиваем или заменяем»

Андрей Луговой: «На посту президента России себя не вижу»

Геннадий КИРЮШИН: «Я готов быть менее активным участником бизнес-процесса – стать инвестором». Председатель совета директоров СМАРТСа решил отойти от дел и заняться политикой

Работа идет не только по плану

Жириновского попросили о Луговом

Встреча Владимира Путина с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай»

Андрей ШОКИН: «Вести социально ответственный бизнес для меня гораздо важнее, чем заниматься политикой»

Лев ПАВЛЮЧКОВ: «Зеленые» стали голубыми»

Губернатор Самарской области - Владимир Владимирович Артяков

Третьяк: Путин — залог успеха

Дембельский альбом Владимира Путина

Самара отпраздновала День города

Урны на улицах города Самары

Улицы Самары глазами простого горожанина - 2

Открытые люки - 2

Lada Priora. Фото

Пикет КПРФ у Губернской Думы 24.04.07

Малометражка от АвтоВаза

Открытые люки

Состояние Набережной р. Волга в Самаре (20.04.07)

"Вот я могу сказать, за мэрии здесь закреплен Струковский парк. Вот до тех пор он не станет чистым, я с него не слезу" (мэр Самары Виктор Тархов, "Эхо Москвы в Самаре" от 11.04.07) Фото от 23.04.07

Самара. Воскресенье, 22.04.07, после Всероссийского субботника

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
www.profnastil-ksp.ru

©«Самарапресса.Ru»
Электронный архив самарской прессы
«Sampressa.ru»
(8422) 41-00-30
89277091133
Редакция не несет ответственности за достоверность информации,
опубликованной в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.