23 марта 2007 г.
Праздник Пасхи всегда хочется встретить как-то особенно. Конечно, не всем дано так поститься, как, скажем, монахам Свято-Сторожевского монастыря, что в Подмосковье, в Звенигороде. Показали монахов в начале Великого поста по телевидению:
- Вот, лавровые листы, - сказал настоятель, - из них варим суп. Это вся наша трапеза в первую неделю поста.
А последняя неделя Великого поста бывает еще строже
Но это – посты монашеские. А нам надо во время поста, как сказал один мудрый священник, «главное – не есть людей, остальное можно». Имеется в виду наше незлобивое, доброе отношение друг к другу, остальное – по нашим силам.
Во время Великого поста отменялись развлекательные мероприятия, каждый старался сделать что-то достойное, духовное.
Очень далеки мы от этого – в хрониках дня есть сообщения даже об убийствах.
Образ Спасителя, Иисуса Христа с древнейших времен волновал души людские. Великие художники всех времен и народов старались передать его лик каждый в меру своих сил и таланта. Рафаэль, Боттичелли, Эль Греко, Веласкес, - этот ряд можно продолжить именами сюрреалистов, таких, как Сальвадор Дали и сегодняшними «новаторами».
Русская традиция восходит к преподобному Андрею Рублеву, ныне прославленному в лике святых. Есть одно изображение преподобного: он стоит на лесах, расписывает стену храма. А за его спиной стоит ангел и водит рукой великого иконописца.
И в самом деле – кажется, что без помощи ангела Рублев не смог бы так написать свою Троицу, своего Спаса, который так глубоко и точно выразил бы душу народную, запечатленную в том видении Христа, в каком передал его лик иконописец.
В лике Спасителя есть то неземное, безгреховное, мудрое, всепонимающее и всепрощающее, каким и представлял его в молитвах русский человек. И в этом величавом и в то же время таком родном сердцу лике есть взыскание, то есть прощение и одновременно спрос с нас, как мы веруем, как живем, как соблюдаем заповеди Господни.
Доска, на которой написана икона Спасителя, была найдена, как свидетельствуют знатоки иконописи, где-то вне стен храма и поврежденной. Но лик остался таким, каким написал его преподобный. Решили икону не реставрировать, оставить ее в таком виде, в каком нашли. И правильно сделали, это мое мнение.
Икона эта находится сейчас в Третьяковской галерее. И вот что интересно: в последние годы, сколько бы я не приходил туда, обязательно вижу кого-то из священнослужителей, которые молятся или у иконы Троицы, или у иконы Спасителя. Раньше, конечно, этого не было. Сейчас в Третьяковке есть храм, где по особым дням туда выносятся святые иконы для богослужений – такой пока компромисс нашли работники музея и церковь.
Вот еще что хочется сказать в светлый праздник Пасхи, когда молитвенно мы обращаемся к Христу Воскресшему – а именно такой он и есть на иконе Андрея Рублева.
Есть свидетельство Анны Григорьевны, жены Достоевского, о посещении ими Дрезденской галереи. Как вкопанный остановился Федор Михайлович у картины Гольбейна. На ней изображен Христос мертвый, снятый с креста. Страшно глядеть на истерзанное тело Спасителя. Потом Федор Михайлович говорил о том впечатлении, которое на него произвела картина художника – Гольбейн как бы поклоняется страданиям Христа. Такова западная традиция христианства – у них Христос прежде всего страдающий.
Не это ли мы видели в фильме Мэла Гибсона «Страсти Христовы»? Вы помните, нам сообщали, что в странах Латинской Америки были даже смертельные случаи во время просмотра этого фильма. Задача режиссера и исполнителей была ужаснуть нас, натуралистически, также как у Гольбейна, показав мучения и смерть Христа.
В нашей, православной традиции Христос – воскресающий и воскресший. Даже на кресте он изображается раскинув руки, как бы обнимающий всех нас. У католиков и протестантов – с руками, поднятыми вверх, умирающий и мертвый.
Вот мы и поем на Пасху: «Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим».
Екатерина СПИВАКОВСКАЯ