23 марта 2007 г.
В прошедший четверг на площади перед Научно-техническим центром Волжского автозавода выстроились три с лишним десятка автомобилей самого популярного вазовского семейства, расцвеченные голубыми корпоративными флагами. Здесь стартовал пробег, посвященный тридцатой годовщине со дня рождения всемирно известной «Нивы» - первого отечественного вездехода, вставшего вровень с общепризнанными мировыми образцами. Акция была организована по инициативе Международной ассоциации дилеров АВТОВАЗа.
Колонна совершила своеобразный круг почета вокруг всей заводской территории, остановилась на короткое время у высотки заводоуправления, где юбиляра приветствовало вазовское руководство, а затем торжественно проследовала по главным улицам и площадям Тольятти. Финиш трехчасового пробега ознаменовался митингом на площади Свободы, где после приветственных речей экипажи машин долго общались с любопытствующими горожанами.
А любопытству не было границ: ведь здесь едва ли не впервые стояли рядом практически все модификации, созданные на базе внедорожника за три десятилетия – от первенца ВАЗ-2121 до совместной модели «Шевроле-Нива». Особый интерес вызывали, конечно, машин из мелкосерийных партий, которые выпускает ВАЗ и его дочерние предприятия по специальным заказам. Рядом стояли и неуклюжий с виду снегоболотоход «Марш», и «броневик» для инкассаторов, и последняя модель пятидверной «Скорой помощи» с увеличенными по сравнению с базовой моделью габаритами, и совсем уж экзотический «Охотник за новостями», предназначенный для работы тележурналистов.
А тем временем в корпусе сборки «Нивы» чествовали ветеранов, отправлявших в долгий путь первую партию из пяти машин, несколько рабочих династий, связанных именно с этим производством, сегодняшних передовиков. Экспозиция, представляющая всю биографию вазовского вездехода, развернута в техническом музее автозавода. Здесь можно увидеть и совершенно уникальный экспонат – «Ниву»-амфибию, сделанную по заказу Минобороны. Автопарады в честь юбилея намечены в Самаре и Москве, свои акции планируют и члены клубов «фанатов» «Нивы» в других городах и даже за рубежом.
Накануне юбилея в прямом эфире заводского радио «Лада FM» общался с горожанами главный конструктор «Нивы», президент ассоциации автомобильных инженеров России профессор Петр Прусов. «Всесоюзный» внедорожник делала, сказал он, квалифицированная и упорная команда молодых энтузиастов. Первые наметки относятся еще к 1972 году, и в ходе пятилетнего проектирования, испытаний и доводки использовались уже «доведенные до ума» технологии, узлы и детали первых моделей «Жигулей».
Богат, многообразен послужной список «Нивы». Она поставила мировой рекорд выносливости и неприхотливости: первой и единственной взяла своим ходом высоту 5726 метров в горах Тибета, пятнадцать лет отработала в Антарктиде, не знает равных в мире по долгожительству на конвейере. Только вазовский внедорожник из всех отечественных автомобилей сумел пробиться на привередливый японский авторынок. Как сказал П.Прусов, соперничество со знаменитым на всю страну «уазиком» наша машина выиграла сразу на все 100 процентов. Еще в ходе сравнительных испытаний на так называемой мокрой пашне только будущая «Нива» прошла дистанцию, машины других марок, включая иностранные, пришлось выручать тягачами.
За 30 лет завод выпустил более 2,5 миллиона внедорожников. По мнению заводских специалистов, как минимум еще пять лет «LADA 4х4» (так теперь называется «Нива» никому не уступит свою нитку на конвейере. Хотя работы по ее модернизации не прекращаются: они и в замыслах конструкторов, и в усовершенствованиях, вносимых в мелкосерийные партии. Как сказал тот же Петр Прусов, автомобиль – не коньяк, от долгой выдержки он только проигрывает.
Ирина КУДРИНА ,"ТРЕУГОЛЬНИК", ТРК "РИО