Сегодня Пятница 04 Декабря 2015 г.
Поиск:
  Статьи Гостевая
На главную Отправить сообщение на e-mail
Главная новость Основные
Salut, Renault. Блокпакет ВАЗа сегодня отойдет французскому автоконцерну

ГДЕ У НАШЕГО ОРГАНА НЕБО, НЕИЗВЕСТНО. А ЗВЕЗДЫ - ВОН ОНИ, ГОРЯТ

23 марта 2007 г.

«Говорят, у вас на днях будет выступать Гиельми!» - сказал знакомый московский органист, по своим делам заехавший в Самару. И на день отложил свой отъезд – остался специально, чтобы послушать знаменитого итальянского музыканта.

Главный органист собора Сан-Симпличиано в Милане Лоренцо Гиельми начал свой концерт с двух произведений Букстехуде. Интересно, кстати, не способствует ли работа в соборе "архитектурному" взгляду на исполняемую музыку? Звук уносится вверх, обертоновые столбы восходят к сводам, протискиваясь меж завитушек барочной лепнины, или стремительно скользят вдоль полосатых готических колонн.

Вот и я, слушая фа-мажорную прелюдию и вслед за ней ре-минорную пассакалью Букстехуде, не могу отделаться от стоящей перед глазами картины. Огромный собор в южнонемецком городе Трире, стены совершенно «фа-мажорного», какого-то серо-желтоватого цвета. Внутри – барочные раковинки, лепные украшения, опять же как в фа-мажорной прелюдии Букстехуде. А вверху, в левом приделе храма, вдруг выход в бездонное ярко-лиловое небо, с такими же яркими беломраморными барельефами. Вот и у Букстехуде. Массивное, надежное здание прелюдии - как соборные врата. А входишь - сияет фантастически-лиловое небо пассакальи.

Она и устроена примерно как звездное небо. Библия сообщает нам: небо, солнце и звезды создавались не только для освещения. Но - и это в них главное - для "знамения времен". Солнце всходит и заходит… шаг времени измеряется чередованием света и мрака. Пассакалья пишется так: короткая мелодия (как правило, в басу или ряд аккордов - а потом этот короткий отрезок музыкального времени повторяется и повторяется. Монотонно, как чередование суток. Но каждый раз и что-то новое добавляется к повторяющейся теме. Ход времен несет с собой изменения. Когда-то перед своим концертом самарская органистка Л.Камелина рассказала, что, по мнению крупнейшего голландского знатока Барокко Пита Ке, пассакалья Букстехуде символизирует лунный цикл. Четыре недели, четыре фазы луны. 28 дней. С тех пор каждый раз, когда слушаю пассакалью, считаю: один раз тема прошла… Второй… Третий… После седьмого - отдых. Праздничные каскады звучностей перебивают непрерывный бег дней. Воскресенье! Людмила Геннадьевна говорит: на некоторых органах можно услышать, как в конце четвертой недели, когда лунный серп "худеет", слышно, как тембр колокольчиков изображает вспыхивающие на черном небе звездочки. На нашем органе это нелегко, добавила Камелина.

Гиельми нашел краску и для "звездочек", и для тусклого неба в начале "лунного цикла", и разгорающимся тембровым сиянием отметил начало "второй недели", ярким "лунным светом" - кульминацию, "полную луну". Сам при этом явно сидел над небесным сводом, в позиции Господа Бога. С божественной легкостью управлял огромной барочной постройкой.

Итальянцы… У них это в крови. Виртуозность, впитанная за столетия развития музыкального искусства. Умопомрачительно гладкие, безупречно написанные для певцов мессы Палестрины, оперы и мадригалы Монтеверди, на которых потом поколения немцев учились музыку сочинять, бель канто… Эти фиоритуры, эти хитрые орнаменты - трели, всяческие завитушечки, украшающие старинную музыку - мы спотыкаемся об них. Заглядываем в старинные трактаты - как же это играть? А Гиельми играет непринужденно, как птица поет. Столетия великой культуры даром не проходят!

Наверное, в крови у итальянцев играют и переливаются не только музыкальные, но и живописные гены. Гиельми относится к органу как к огромной палитре с бесчисленным набором оттенков. Необыкновенно "раскрашен" концерт Баха. В токкате Паскуини "Кукушка", судя по тембровому "наряду" пьесы, птица отсчитывает оставшееся нам время жизни в фантастическом, светящемся, фофсоресцирующем лесу.

Вот удивительно: легкость и непринужденность сочетаются у Гиельми с такой поэтичностью, с таким богатством тембровой фантазии! И это приковывает слух, это просто гипнотизирует, погружает в оцепенение. Шевелящиеся, мерцающие органные краски, радужные снопы лучей - от этого нельзя оторваться!

После концерта спрашиваю у Людмилы Камелиной: "А почему у него в концерте Баха педаль отставала от верхних голосов?" Людмила Геннадьевна отвечает: "Это особенность педальной партии в высоком регистре. Педаль звучит высоко, восьмифутовые трубы, и даже маленькое отставание очень слышно. На каждом органе пытаешься это преодолеть, выискать такой тембр, который может это замаскировать. У Ломанна, когда он играл на польском органе этот концерт, бас тоже отставал". Впрочем, это у меня отрыжка классического фортепианного образования. Надо ли в музыке барокко, чтобы поющие, расцветающие дивными цветами мелодических фиоритур верхние голоса обязательно совпадали с пульсацией баса? "Видимо, Гиельми не посчитал это серьезным недостатком, - говорит Камелина. - В Харлеме на мастер-классе я играла этот концерт Ломанну, и он сказал, что бас должен звучать абсолютно остинатно, пульсировать ровно, как метроном, а верхний, поющий голос - свободная, вольная импровизация".

Гиельми сыграл две довольно объемистые композиции великого немецкого мастера: кроме концерта, еще и ля-минорную прелюдию и фугу. Обычно, когда слушаю органистов или сама пытаюсь играть на рояле по органным нотам, эти произведения кажутся мне неприподъемно огромными. Даже не по количеству тактов или страниц - по весомости материала, по глубине вложенных в них идей. Подавляющая немецкая серьезность, космическая всеохватность - этакая звучащая "система Гегеля", этакий гегелевский категорический императив, со звездным небом над нами и нравственным законом внутри нас. Но Гиельми управляет не только красочной палитрой органа или нашим восприятием "музыкальной архитектуры". Управился он и со звучащим временем. Гигантское звуковое полотно развернулось, просияло и отзвучало. А по ощущению - как одна секунда прошла! Раз - и нет прелюдии и фуги! Жалко… Хочется задержать прекрасное мгновение!

Вот оно, отличие талантливого исполнения от бездарного. В талантливом время вместе с музыкой, которая его окрашивает, быстро уносятся куда-то за пределы нашей жизни. Схватить, удержать, хотя бы притормозить уходящую красоту! А в исполнении малоталантливом время нудно тянется, слушатели елозят, вздыхают, посматривают на часы.

Правда, в этом месте и я посмотрела на часы. Как одна секунда, отзвучала прелюдия Баха на тему хорала "Украшайся, благочестивая душа"… Неужели все? Закончился один из лучших концертов года? Пожалел нас Лоренцо Гиельми, подарил еще несколько минут. Развернулся к залу лицом и на чистом русском языке произнес: "Итальянский композитор падре Давидо де Бергамо. Элевационе". На наш русский слух органная пьеса прозвучала как пародия на итальянскую арию времен Доницетти. Высокопарный речитатив, ария, завершающаяся смешной стреттой, в общем, музыка, граничащая с оперетткой. Слушатели узнавали забавные оперные штампы девятнадцатого века и радостно улыбались. А что такое "Элевационе"? Заглянем-ка в словарь… "Вознесение"!

www.expert.ru, Денис Квасов

Борис Алешин: "Мы – с Renault"На днях будет подписана сделка между АВТОВАЗом и французской компанией Renault.

«В нашем театре нет ни дрязг, ни сплетен, сюда идешь, как к себе домой»

Геннадий Куропаткин,заведующий ортопедическим отделением №1 больницы им. Калинина, заслуженный врач России: «Обычные хирурги всё время что-то отрезают. Мы же только добавляем, наращиваем или заменяем»

Андрей Луговой: «На посту президента России себя не вижу»

Геннадий КИРЮШИН: «Я готов быть менее активным участником бизнес-процесса – стать инвестором». Председатель совета директоров СМАРТСа решил отойти от дел и заняться политикой

Работа идет не только по плану

Жириновского попросили о Луговом

Встреча Владимира Путина с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай»

Андрей ШОКИН: «Вести социально ответственный бизнес для меня гораздо важнее, чем заниматься политикой»

Лев ПАВЛЮЧКОВ: «Зеленые» стали голубыми»

Губернатор Самарской области - Владимир Владимирович Артяков

Третьяк: Путин — залог успеха

Дембельский альбом Владимира Путина

Самара отпраздновала День города

Урны на улицах города Самары

Улицы Самары глазами простого горожанина - 2

Открытые люки - 2

Lada Priora. Фото

Пикет КПРФ у Губернской Думы 24.04.07

Малометражка от АвтоВаза

Открытые люки

Состояние Набережной р. Волга в Самаре (20.04.07)

"Вот я могу сказать, за мэрии здесь закреплен Струковский парк. Вот до тех пор он не станет чистым, я с него не слезу" (мэр Самары Виктор Тархов, "Эхо Москвы в Самаре" от 11.04.07) Фото от 23.04.07

Самара. Воскресенье, 22.04.07, после Всероссийского субботника

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
www.profnastil-ksp.ru

©«Самарапресса.Ru»
Электронный архив самарской прессы
«Sampressa.ru»
(8422) 41-00-30
89277091133
Редакция не несет ответственности за достоверность информации,
опубликованной в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.