Сегодня Пятница 04 Декабря 2015 г.
Поиск:
|  Статьи Гостевая На главную Отправить сообщение на e-mail
Главная новость Основные
Salut, Renault. Блокпакет ВАЗа сегодня отойдет французскому автоконцерну

Весенняя программа «Людмилы»

23 марта 2007 г.

Хор "Людмила" (художественный руководитель и дирижер заслуженный деятель искусств РФ Валерия Навротская выступил с весенней программой в Доме актера.

ЖЕНСКИЙ хор "Людмила" - один из самых профессиональных хоровых коллективов Самары. Есть у нас хоры самодеятельные, в которых - люди и с музыкальным образованием, и без оного. Есть студенческие хоры музыкальных учебных заведений - хористы полны юношеского энтузиазма, но их музыкальное образование, естественно, не завершено. А "Людмила" состоит из образованных, взрослых музыкантов, из опытных преподавателей-хоровиков. А когда много лет преподаешь, начинаешь наконец и сам хорошо понимать, как это делается - то, чему учишь.

В хоре что главное? Ансамбль, тембровая слитность, умение слышать не только себя, но и других. Тренированный слух хористов Навротской - по своему "происхождению" дирижеров-хоровиков - помогает каждой "звучащей единице" мягко вписаться в общую хоровую звучность.

Стоп! "Звучащие единицы"... Дело-то ведь еще и в том, что как ни сливайся хор в общей массе, но каждый из них - в своей основной музыкантской жизни - сам себе голова, хормейстер, стоящий во главе хора. Хор "Людмила" - это и своего рода ансамбль солистов. А что это такое? Проиллюстрируем малоприличным анекдотом. Иностранный корреспондент приходит на советский завод. И

спрашивает русских работяг: "Как вы относитесь к групповому сексу?" "Хорошо!" - отвечают рабочие, понимая, что их дело - отвечать оптимистично, жизнеутверждающе. - "А почему?" - "Сачкануть можно! «Вот. в хоре, составленном из хормейстеров, сачковать нельзя. Каждый поющий интенсивно включен в процесс созидания музыки, каждый поет с полной отдачей.

Это я пока, как вы понимаете, еще не о концерте. Это нечто вроде портрета хора Навротской. Хора, существующего уже два с лишним десятка лет. Носящего имя своей основательницы - Людмилы Медведевой. За двадцать лет состав хора, конечно, претерпевает кое-какие изменения. Но характер звучания остается узнаваемым. Мягкость, плавность звуковедения, пластичность подачи мелодической линии - действительно ведь в исполнительской манере хора преобладают светлые, лирические, нежные краски. До сих пор витает над коллективом дух его создательницы...

Но главное, что витает над поющим коллективом, - это, конечно, исполнительская воля его сегодняшнего руководителя и дирижера. Валерии Павловны Навротской. Навротская - удивительный и достаточно редкий для музыканта пример сочетания интеллектуализма, тонкого аналитического ума с артистизмом и возвышенным лиризмом.

Сейчас эти качества - возвышенность, одухотворенность -мы услышим в первом номере новой программы Леры Павловны.

КОНЦЕРТ начинается с "Две Мария" Брамса. Ну, понятно, близится весенний праздник - Благовещение. Благовещение и воплощают в музыке многочисленные сочинения на текст "Аве Мария", которые так охотно писали на протяжении нескольких столетий западноевропейские композиторы. "Музыкальный конферансье" программы, ведущая концерт Е.Донец на всякий случай этот текст зачитывает - слова ангела, который принес Марии благую весть о том, что родится у нее Сын Божий. Мистический свет излучает музыка Брамса. Хоровая звучность мягко струится, мелодические линии ниспадают плавными складками, словно одеяние Святой Девы. Листая на днях томик Ильфа и Петрова, споткнулась вдруг взглядом о словосочетание "скучный Брамс". Кому скучный, а Навротской с ее хором -поэтичный и светлый.

Вокальное (в том числе и хоровое искусство - это всегда звук плюс слово. Как много мы теряем! Кто это - мы? Полуобразованные и полудикие слушатели, не знающие латинского, немецкого, итальянского! Слушая "Агнус Деи" композитора Георга Copra, по своему незнакомству с латинским языком теряем почти все. Почему, например, вдруг в плавном скольжении по распевам католической молитвы запинка? Откуда это сухое, отрывистое скандирование слова "peccata"? А это „ 9таРинная традиция, идущая ? еще от Баха, а то и от более старых времен. Латинское "пекката - грехи - всегда музыкой как-то особо изображается. Ведущая зачитывает и этот текст - завершение католической мессы. "Агнец Божий" взвалил на свои плечи всю тяжесть человеческого бытия, все людские грехи. Колючее стаккато, то бишь отрывистое звукоизвлечение, как раз грехи и обрисовывает. Отдадим должное прекрасной дикции хора: каждое слово, каждый звук не только пропевается, но и с исключительной точностью и тщательностью проговаривается.

Не знаю, как для кого, а для меня вершиной, кульминацией и главным открытием хоровой программы стала композиция современного финского композитора П. Костианена "Сыновья Иакова". Написанная тридцать лет назад, в разгар радостного композиторского экспериментирования со всем, с чем только в музыке возможно экспериментировать (а экспериментировать можно почти со всем), эта хитрая штучка поражает и радует. В довольно кратком тексте перечислены все двенадцать имен сыновей Иакова (главы 29-30, 35 книги Бытия). Костианен прочитывает Библию музыкантским оком. Обращает внимание на

звучание имен. Ведь и правда, читая библейские тексты, как-то всегда выделяешь для себя архаические и прекрасные имена древнеиудейских героев. И потом долго в голове вертится: Иссахар, Завулон... Да вот они, l все двенадцать: Рувим (это так

в русском переводе, по-еврейски более благозвучно: Реувэн, Симеон, Левий, Иуда, Дан, Неффалим, Гад, Асир, Иссахар, Завулон, Иосиф, Вениамин.

Композитор Костианен играет с этими экзотическими звукосочетаниями. "Рррррр" - тянет хор, затормозив на одном этом раскатистом "р" (если не ошибаюсь, в имени Иссахара). Хор поет: "Иуда... - да-да-да-да" - рассыпаясь в повторах последнего слога и помогая себе кулачками - жестикулируют, даже зрительно отрубая этот слог от ветхозаветного имени. Нарезают, словно колбасу. Потом мелодия смешно скользит вверх по имени одного из сыновей - вниз по имени другого. Как лыжник по склонам, съезжает вниз - и карабкается вверх, на следующую горку. Хористки опять помогают себе жестами. Как в утренней гимнастике - мелодия вверх - и рука вверх пошла, мелодия вниз - руку плавно опускаем...

Прием до известной степени комический. Да и остальные -то же. Кроме одного. Распева на имени Вениамина. Почитаем Библию - Вениамин ведь и здесь стоит особняком. Всех успели родить в главах 29-30, а его -только в 35! Поздний ребенок, второй и последний сын любимой жены Иакова Рахили (их у патриарха, жен этих, было две, плюс еще две наложницы, служанки, тоже исправно рожавшие ему сыновей). Рожая его, Рахиль умерла. Успела наречь ему имя: Бенони (сын смерти). Иаков поправил: Вениамин. Имя младшего, любимого сына, убившего в родах мать, жалобно растягивается, превращается в лирическую кантилену.

ВО второй части программы прозвучали романсы Рахманинова и Чайковского (в прекрасных обработках самарского - теперь уже, к сожалению, бывшего самарского - хорового дирижера З.Яворского и поэтически-хоровая композиция Чеснокова. Надо заметить, что и стихи, перемежавшие звучание музыки, хористки "Людмилы" читают чрезвычайно выразительно и одухотворенно.

www.riasamara.ru

Борис Алешин: "Мы – с Renault"На днях будет подписана сделка между АВТОВАЗом и французской компанией Renault.

«В нашем театре нет ни дрязг, ни сплетен, сюда идешь, как к себе домой»

Геннадий Куропаткин,заведующий ортопедическим отделением №1 больницы им. Калинина, заслуженный врач России: «Обычные хирурги всё время что-то отрезают. Мы же только добавляем, наращиваем или заменяем»

Андрей Луговой: «На посту президента России себя не вижу»

Геннадий КИРЮШИН: «Я готов быть менее активным участником бизнес-процесса – стать инвестором». Председатель совета директоров СМАРТСа решил отойти от дел и заняться политикой

Работа идет не только по плану

Жириновского попросили о Луговом

Встреча Владимира Путина с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай»

Андрей ШОКИН: «Вести социально ответственный бизнес для меня гораздо важнее, чем заниматься политикой»

Лев ПАВЛЮЧКОВ: «Зеленые» стали голубыми»

Губернатор Самарской области - Владимир Владимирович Артяков

Третьяк: Путин — залог успеха

Дембельский альбом Владимира Путина

Самара отпраздновала День города

Урны на улицах города Самары

Улицы Самары глазами простого горожанина - 2

Открытые люки - 2

Lada Priora. Фото

Пикет КПРФ у Губернской Думы 24.04.07

Малометражка от АвтоВаза

Открытые люки

Состояние Набережной р. Волга в Самаре (20.04.07)

"Вот я могу сказать, за мэрии здесь закреплен Струковский парк. Вот до тех пор он не станет чистым, я с него не слезу" (мэр Самары Виктор Тархов, "Эхо Москвы в Самаре" от 11.04.07) Фото от 23.04.07

Самара. Воскресенье, 22.04.07, после Всероссийского субботника

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
www.profnastil-ksp.ru

©«Самарапресса.Ru»
Электронный архив самарской прессы
«Sampressa.ru»
(8422) 41-00-30
89277091133
Редакция не несет ответственности за достоверность информации,
опубликованной в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.