22 марта 2007 г.
Только включишь телевизор, как в дом врывается неистощимая на выдумки реклама. Развернешь некоторые газеты или журналы, а там тоже, как говорится, «живого места» нет. В почтовый ящик чуть не каждый день подкладывают бесплатные газеты, буклеты, листовки: купи-купи-купи!
Мой путь на работу проходит по одной из главных магистралей Самары мимо нескольких торговых центров, где сосредоточены известные не только в нашей области. но и во всей России фирменные магазины. Пока доберешься до работы (или обратно), тебе непременно вручат несколько листовок с заманчивыми предложениями. Приходишь и сортируешь…
Мы – на рынке, а реклама – двигатель торговли. Попадаются ведь и дельные предложения. Но не стоит забывать, что реклама – это еще манипуляция сознанием потребителей. Поэтому закон предъявляет к ней достаточно жесткие требования, прежде всего к ее достоверности. И напоминает о соблюдении законодательства и этических норм. Многие случаи недобросовестной рекламы подвергаются санкциям Федеральной антимонопольной службы (и по Самарской области тоже).
Но бывают случаи, когда сами люди не слишком внимательно оценивают рекламное предложение и хотят приобрести, по словам большого знатока потребительского рынка дореволюционной Москвы, известного русского писателя (и журналиста! Владимира Гиляровского, «на грош пятаков». Формула обычно такая: «купи 2 коробочки + 1 бесплатно».
Вот местный пример: в канун новогодних праздников одна известная сеть продуктовых магазинов (не слишком дорогая и с неплохой репутацией выступила с рекламным предложением купить две бутылки водки с красивым зимним названием, позаимствованным у классика, по цене трех. То есть одна – в подарок. Народ бросился покупать, а потом «дошло», что перед праздником цены резко взвинтили и водочка обошлась по обычной цене, да и весьма быстро была раскуплена.
Пишем об этом потому, что некоторые покупатели решили вернуть товар обратно в магазин, а когда его не приняли и денег не вернули, стали звонить и писать в Роспотребнадзор. А Закон «О защите прав потребителей» не предусматривает порядок обмена продовольственных товаров надлежащего качества (в отличие от промышленных). Трезво надо оценивать любую покупку, а водку – вдвойне…
За последние годы ассортимент товаров в нашей стране просто неимоверно расширился. Но среди товарного изобилия немало изделий низкого качества, с истекшим сроком хранения, опасных для здоровья и даже жизни покупателей. Их рекламирование осуждают и добросовестные производители, и сами профессионалы рекламы.
В последнее время органы надзора особенно беспокоят многочисленные факты появления назойливой рекламы медикаментов, методов лечения и различных товаров, так или иначе связанных со здоровьем человека. Бывает, что такая реклама идет в нарушение Закон РФ «О рекламе», где прямо запрещено рекламировать товары, продажа которых требует лицензии.
Но доверчивость потребителей иногда приводит просто к плачевным результатам, когда люди сами отдают деньги неизвестно кому. Как помочь женщине, обратившейся не так давно в управление Роспотребнадзора по Самарской области, вернуть ее 15 тысяч рублей (! за «лекарство», которое ей предложили по телефону? Хорошо, хоть не отрава там была, а просто «пустышка».
Лучше поменьше прислушиваться к сладкоголосым советам торговцев и реально взвешивать, а надо ли вам это.