23 марта 2007 г.
21 марта – День весеннего равноденствия и Всемирный день Земли. Ежегодная знаменательная астрономическая и географическая дата. В этот день Земля находится в таком положении по отношению к Солнцу, что оба полушария, от экватора до полюсов, нагреваются относительно одинаково. В это же время меняются времена года: если в южном полушарии осень, то в северном – весна. В таком пограничном положении Земля находится два раза в году: весной и 23 сентября – в день осеннего равноденствия. В это время день сравнивается с ночью по продолжительности.
Именно на 21 марта в культурах разных народов приходилось большинство обрядов, связанных со встречей долгожданной весны.
Например, в Иране, Афганистане, Азербайджане, Туркмении, Киргизии, Узбекистане, среди тюркоязычных народов Казахстана, курдов, башкир, татар сегодня широко отмечается Ноуруз, праздник Нового года. В переводе на русский его название означает «новый день».
Отличительной чертой Ноуруза является его светский характер в отличие от большинства торжеств в исламском мире. Причина такого феномена кроется в доисламских корнях этого празднества.
Ноуруз был самым большим национальным праздником ариев. Он сформировался в крестьянской среде и имел важное прикладное значение, так как отмечал момент перехода к полевым работам, то есть начало нового земледельческого цикла. Значение этого момента весьма важно не только для благополучия общины, но и для мироощущения землепашца. Ибо крестьянин мыслил рамками сельскохозяйственного цикла, началом которого был день сева. И для него ноуруз начинал не только посевные работы, но и целый этап жизни. Недаром в Афганистане праздник носит название Руз-е Дехкан (день крестьянина или Руз-е Нехольшони (день посадки саженцев).
Обряды, исполняемые в этот день, имели влияние на жизнь древних иранцев в течение всего года. Так как считается, что те дела, которыми будет занят человек во время Ноуруза, он будет делать и весь год (приятные и неприятные). Многое зависело от прихода в дом первого гостя. От этого человека зависело счастливым или нет окажется весь год. Гость должен быть кроткого и доброго нрава, остроумным, благочестивым, с «хорошим» именем, а самое главное – иметь «счастливую ногу» (то есть приносить удачу).
Также был весьма важен культ воды. В регионе, где большая часть территорий нуждается в орошении, от воды зависит многое. Во время празднования Ноуруза женщины приносили на стол воду, которую якобы «похитили» у бессмертных духов. Причем наливали ее в железные или серебряные кувшины, горлышко которых украшалось ожерельями из золотой нити или драгоценных камней. Воду использовали для обряда «разливания воды», а также изготовления священных хлебов и праздничной пищи. Считалось, что такая пища станет залогом обилия и благополучия в будущем году. Во многих странах исламского мира (и не только эта традиция превратилась в обряд обливания водой.
Своеобразным аналогом европейского Деда Мороза и Санта-Клауса является Аму Ноурузы, то есть Дядюшка Ноуруз - ряженые, лицо и руки которых измазаны черной краской, а сами они облачены в красную одежду.
Специалисты считают, что в славянских культурах нет праздников, непосредственно связанных с весенним равноденствием, но есть обряды, связанные со встречей весны, солнца. И разделяют их на продолжающиеся обрядовые действия, относящиеся к исполнению различных ритуалов, допустим: Евдокия – Сорока – Благовещение; Вербное воскресенье – Благовещение – Пасха и т.д.
Особый интерес в связи с этим вызывает языческий славянский праздник Сорока, переосмысленной православной церковью в день памяти о сорока мучениках, римских легионерах-христианах, которых сначала пытались заморозить в ледяном озере, а потом сожгли (как видите, здесь тоже присутствует и культ воды, и масленичные жертвенные костры).
Не в пример этой страшной латинской легенде у восточнославянских язычников Сорока, выпадавшая на 22 марта, была веселым праздником. На Сороку «окликали весну», пели песни на улице (зимой это запрещалось), пекли «жаворонков». Этот обычай был связан с прилетом птиц. Выпекалось печенье, форма которого варьировалась в разных местах, даже соседние деревни создавали свои варианты, которыми неизменно гордились. Это могли быть и просто вылепленные из теста птички-«кулики», хотя они могли иметь и иные названия. В обрядах, связанных с созданием таких птиц, явно выступала аграрно-магическая функция хлеба. Птичек могли подбрасывать в воздух, имитируя их прилет; дети выходили с ними на улицу и заклинали весну, птичек ритуально съедали и т.д.
Видимо, в честь этого праздника у славянских язычниц появился яркий головной убор – сорока, который не выходил из моды в Рязанской и Орловской губерниях вплоть до XIX века. Одной из отличительных черт этого убора были яркие перышки на висках. Говорили, что на Сороку сорока-белобока должна в новое гнездо сорок прутиков положить да перышками начать его утеплять. Ну, а то, что сорока-воровка тащит в гнездо все яркое да красивое, кто ж не знает!..
Кондратьева Татьяна