Сегодня Пятница 04 Декабря 2015 г.
Поиск:
|  Статьи Гостевая На главную Отправить сообщение на e-mail
Главная новость Основные
Salut, Renault. Блокпакет ВАЗа сегодня отойдет французскому автоконцерну

Александр Кузьмич Щепалин: «Если не я, то кто же…»

21 марта 2007 г.

Материал музыковеда Евы Цветовой посвящен первому директору Самарской филармонии

Не первый раз обращаюсь я к этой теме. Молчать - это значит примириться с тем, что в музыкальной истории нашего города выпадет одна из самых ярких страниц и исчезнет из памяти имя одного из самых достойных ее героев. Допустить такое и смириться?!

Нас слишком мало осталось, тех, кто его помнит. Имя этого человека - АЛЕКСАНДР КУЗЬМИЧ ЩЕПАЛИН.

Большая часть его активной, до отказа наполненной кипучей деятельностью жизни прошла в Москве. Но сердцем он никогда не расставался с нашим городом. Уже после его кончины к директору Художественного музея Аннете Яковлевне Басс пришла незнакомая женщина, представилась дальней родственницей семьи Щепалиных и, выполняя просьбу покойного, передала ей пачку его документов. Он был уверен, что передает их в добрые и верные руки. Аннета Яковлевна выросла на его глазах, а ее мама, Елена Львовна, была его единомышленницей и активной помощницей во многих его профессиональных и общественных делах.

Юбилеи в наши дни очень часто становятся темой, привлекающей горячее внимание журналистов. Как правило, речь идет о людях, достойных нашей благодарной памяти. Вот и я воспользуюсь юбилейной датой. В феврале 2007-го года исполнилось 110 лет со дня рождения Александра Кузьмича. Достоин ли он того, чтобы мы его помнили и передали свои воспоминания потомкам? Судите сами.

Родился он в Симбирске в 1897 году. С 1900 года семья живет в Самаре.

Вот несколько дат его жизни.

До 1911-го года - самарское приходское училище. С 1911 по 1918 - самарское реальное училище. Отца уже не было в живых. Учились на деньги старшего брата.

1919-ый. Ему 22 года. Работает на Томской железной дороге в качестве конторщика, потом – помощника делопроизводителя, на следующий год он - начальник отдела. Его откомандировывают на учебу в Томский университет, факультет общественных наук.

Но его дальнейший жизненный путь оказался вдалеке и от железной дороги и от Томска.

Читаю дальше его личное дело. Школьный работник, сотрудник культотдела, руководитель хорового кружка в клубе и вот - «назначен преподавателем пения в седьмую железнодорожную школу г. Самары». Это 1924 год.

Жизнь сделала крутой поворот. Теперь она до конца будет посвящена музыке.

С 1923 по 1927 году учился и окончил Самарский музыкальный техникум (так называлось тогда музыкальное училище).

В эти же годы его служебная лестница выглядит так:

руководитель музыкальной части и скрипач в кинотеатрах г. Самары.

Заместитель председателя Краевого комитета профсоюза работников искусств. Директор института повышения квалификации работников искусств. С 1935-го года - директор музыкального техникума и преподаватель по классу скрипки, а еще - участник весьма популярного в городе струнного квартета, а еще - дирижер симфонического коллектива малого состава…

Техникум в те годы сосредоточил в своих стенах высококвалифицированных музыкантов. Многие из которых не ограничивались педагогической деятельностью, но участвовали в качестве солистов и ансамблистов в открытых концертах, очень популярных в городе. В конце тридцатых годов роль этого учебного заведения в музыкальной жизни города была весьма значительной.

В Самаре концертная жизнь техникумом не исчерпывается. Здесь бывают концерты гастролеров, выступают солисты оперного театра, музыкальные коллективы. Но все острее становится необходимость создания специальной организации, для которой все проблемы концертной жизни - и творческие и административные - станут смыслом, содержанием ее работы. Городу нужна ФИЛАРМОНИЯ.

8 мая 1940 года Приказом Областного отдела по делам искусств

открывается первая страница в ее биографии. Ее первым директором назначен Александр Кузьмич Щепалин. Вряд ли кто-нибудь тогда понимал, как многое в ее судьбе предопределил этот выбор.

С первых же дней случайность и непредсказуемость в концертных сезонах уступила место строгой планомерности. Объявляются имена прославленных исполнителей предстоящего концертного сезона и точные даты их концертов, разворачивается большая музыкально-просветительская работа - лекции, статьи в газетах… Одновременно идет работа по формированию штата филармонии – и творческого, и административного. Ему ли, Щепалину, не знать все профессиональные ресурсы города?

Рождаются свои творческие коллективы, сфера деятельности которых - не только город, но и область, и сельская местность. Планов громадьё. Покой нам только снится…

Филармония получила прекрасное здание с концертным залом на

1 100 мест…

Есть у директора одна особенно трудная задача - создание симфонического оркестра. Музыкантов соответствующей квалификации в городе не хватает. Была бы консерватория! Можно было бы пригласить музыкантов из других городов, но, увы, где взять квартиры?..

Однако он твердо убежден, что именно симфоническая музыка - вершина музыкального искусства. Не может быть полноценной филармония без симфонического оркестра. Стремиться к его созданию нужно во что бы то ни стало. А пока приходится идти на компромиссы - приглашать музыкантов из оперного театра, педагогов и студентов техникума, ограничивать репертуар, подчиняя его выбор профессиональному уровню оркестра.

1940 год. Жизнь кипит. И мог ли кто-нибудь думать, что пройдет совсем немного времени - и на доске объявлений, где вывешивались приказы о приеме на работу, будут один за другим появляться приказы об освобождении работников филармонии от работы «в связи с призывом в армию».

Суровая юность выпала филармонии.

А, впрочем, не легче ли и не разумнее было прислушаться к многочисленным советам, а то и требованиям - закрыть ее? Что она могла прибавить в музыкальном отношении городу, который в это время называли музыкальной столицей страны? Ведь здесь был Большой театр. Его солисты, хор, оркестр, прославленные дирижеры давали концерты, с авторской программой выступал Д.Шостакович, на афишах одно легендарное имя сменяло другое. Так зачем, зачем эти муки?

Жизнью востребованы только артисты эстрады… Концертными площадками для них стали призывные пункты, госпитали, одна за другой формировались фронтовые бригады, артисты выезжали в колхозы, едва не погибая на дорогах, занесенных снегом, сваливались в сыпном тифе…

Но зачем держать симфонический оркестр, далеко не укомлектованный, где вместе играют и очень хорошие музыканты, которых забросила на Волгу эвакуация, и самарские педагоги, и недоучившиеся студенты… Ведь это такая обуза для руководства!

Щепалин как будто не слышал этих доводов. Ему ли было не знать, сколько времени и труда требует подготовка музыканта-профессионала. Не знаю, как он отвечал на этот непростой вопрос - ЗАЧЕМ?

Но для меня сейчас сам этот факт представляется убедительным доказательством веры в Победу. Веры деятельной, а не созерцательной. Ибо приближению Победы филармония подчинила все свое существование.

Наперекор всем «разумным » доводам он оркестр сохранил. Сохранил то самое трудное дитя, которое выросло и спустя десятки лет стало Академическим симфоническим оркестром Куйбышевской филармонии.

В 1943 году филармония уже смогла достойно дать симфонический концерт памяти Петра Ильича Чайковского. На прекрасной сцене здания, которое было возвращено филармонии, музыку Чайковского играл ЕЁ симфонический оркестр…

Передо мной документ:

«Куйбышев. 18 января 1943 года.

Уважаемый Господин Директор!

1942 год представляет собой период первостепенной важности в мировой истории, он был годом, полным трудностей, тревог и бедствий, но конец его, благодаря сверхчеловеческим усилиям Вашей страны и героической Красной Армии, показал нам путь к победе…

Для меня и моих сотрудников по Норвежскому Посольству, которые представляют одну из мирных стран, оккупированных фашистами, этот год, проведенный в симпатичном, но столь далеком Куйбышеве, явился как бы главой в жизни, такой главой, в которой странным образом смешались печальные и счастливые события. Теперь, перелистывая снова эту главу, мы не можем не признать, как много лично Вы, Господин Директор, и привлеченные Вами прекрасные русские артисты сделали для нас…

Для нас ясно, что огромный подъем сил, показанный всему миру Вашей страной, объясняется в большой степени тем, что здесь поняли, как важно дать людям пищу не только для тела, но и пищу для души, а самая лучшая пища для души - это искусство, здоровое, правдивое и глубокое….

…Итак, в начале Нового года разрешите мне, Господин Директор,

сердечно поблагодарить Вас за все прекрасные минуты, которые Вы доставили нам в 1942 г.

Примите выражение моего совершенного к Вам уважения.

Подпись»

Другой документ написан не столь высоким стилем, но, признаюсь, меня он глубоко волнует. Собственно, это и не документ, а просто письмо. Под ним несколько десятков подписей. История его такова.

В 1943 году началось возвращение из эвакуации. Москвичи, связанные с музыкальной жизнью, за два года смогли оценить человеческую и профессиональную исключительность Щепалина. Его пригласили на работу в Москву в качестве директора Московской областной филармонии.

Вот это письмо.

«Дорогой Александр Кузьмич!

Вы пришли работать в филармонию в момент ее организации, совпавший с началом Отечественной войны. Вы работали в очень трудных условиях и за два года сумели выдвинуть Куйбышевскую филармонию в ряды лучших филармоний нашего СССР.

Все мы, работая с Вами и под Вашим руководством, видели в Вашем лице честнейшего человека, доброго товарища и талантливого организатора, любящего вверенное ему дело.

Мы гордимся тем, что центральные организации оценили Вас и предложили Вам работу в столице Союза ССР.

С грустью расставаясь с Вами, мы выражаем Вам свою глубокую благодарность за чуткое, товарищеское отношение и надеемся, что несмотря на расстояние, разделяющее нас, наша связь с Вами не порвется».

И - еще. Москва. Копия документа с плохо пропечатанной датой. Мучительно не хочется его приводить здесь. Но - из песни…

«Заместителю председателя Совета Министров Союза ССР тов. Ворошилову К. Е.

Уважаемый Климентий Ефремович!

В Правлении Музыкального Фонда Союза советских композиторов СССР работает Директором Комбината музыкально-издательских и

производственных предприятий тов Щепалин А.К.

С семьей, состоящей из четырех человек, тов. Щепалину временно предоставлена была жилплощадь в помещении недостроенного театра

им. Немировича-Данченко (Тверской бульвар, 24).

В настоящее время в связи со строительством и по распоряжению органов пожарной охраны т. Щепалина выселяют в административном порядке из занимаемого им помещения, и он с семьей поставлен в крайне тяжелое положение и буквально очутился на улице.

Т. Щепалин А.К. является очень ценным работником, имеет большой стаж общественно-музыкальной, руководящей работы и крайне необходимо его сохранить на работе, что возможно при предоставлении ему жилплощади.

Р.Глиэр

Д.Шостакович

В.Мурадели

А.Новиков

Ю.Шапорин».

Больно, горько читать и знать, что было в его жизни и такое.

Безразличие к личности человека, открывшего первые страницы истории филармонии, сумевшего сохранить ее жизнь в самые тяжелые годы войны, непростительно.

Филармония достойно отпраздновала свое 65-летие. Но меня мучило, что я не увидела хотя бы одного портрета человека, которому она обязана жизнью. Не пора ли оглянуться и воздать ему должное?

Владимир КОМИН

Борис Алешин: "Мы – с Renault"На днях будет подписана сделка между АВТОВАЗом и французской компанией Renault.

«В нашем театре нет ни дрязг, ни сплетен, сюда идешь, как к себе домой»

Геннадий Куропаткин,заведующий ортопедическим отделением №1 больницы им. Калинина, заслуженный врач России: «Обычные хирурги всё время что-то отрезают. Мы же только добавляем, наращиваем или заменяем»

Андрей Луговой: «На посту президента России себя не вижу»

Геннадий КИРЮШИН: «Я готов быть менее активным участником бизнес-процесса – стать инвестором». Председатель совета директоров СМАРТСа решил отойти от дел и заняться политикой

Работа идет не только по плану

Жириновского попросили о Луговом

Встреча Владимира Путина с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай»

Андрей ШОКИН: «Вести социально ответственный бизнес для меня гораздо важнее, чем заниматься политикой»

Лев ПАВЛЮЧКОВ: «Зеленые» стали голубыми»

Губернатор Самарской области - Владимир Владимирович Артяков

Третьяк: Путин — залог успеха

Дембельский альбом Владимира Путина

Самара отпраздновала День города

Урны на улицах города Самары

Улицы Самары глазами простого горожанина - 2

Открытые люки - 2

Lada Priora. Фото

Пикет КПРФ у Губернской Думы 24.04.07

Малометражка от АвтоВаза

Открытые люки

Состояние Набережной р. Волга в Самаре (20.04.07)

"Вот я могу сказать, за мэрии здесь закреплен Струковский парк. Вот до тех пор он не станет чистым, я с него не слезу" (мэр Самары Виктор Тархов, "Эхо Москвы в Самаре" от 11.04.07) Фото от 23.04.07

Самара. Воскресенье, 22.04.07, после Всероссийского субботника

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
www.profnastil-ksp.ru

©«Самарапресса.Ru»
Электронный архив самарской прессы
«Sampressa.ru»
(8422) 41-00-30
89277091133
Редакция не несет ответственности за достоверность информации,
опубликованной в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.