22 марта 2007 г.
Всемирному дню защиты прав потребителей, который ежегодно отмечается 15 марта, была посвящена пресс-конференция руководителя Управления Роспотребнадзора по Самарской области Нины Михайловны Сергеевой.
«Права потребителя – ваши права» - этот девиз стал основной темой разговора. Слово «потребитель» в наши дни неизвестно разве что младенцу. А, оказывается, термин этот ввел когда-то Президент США Д.Кеннеди, - и собственно история потребительского движения за отстаивание своих прав ведется с 1962 года, а праздник стал отмечаться с 1985 г. Ну, это там у них, а у нас в России День защиты прав потребителей официально отмечается с 1992 года. Именно в том году и появился одноименный закон.
Итак, Закону «О защите прав потребителей» 15 лет. По опросам общественного мнения, он признан одним из самых реализованных законов. Во всяком случае, по статистике, 70% нашего населения с ним знакомы, впрочем, знакомы хорошо только 10%, а 60% знают его отдельные положения. И то уже неплохо.
Грамотность нашего потребителя растет. Во всяком случае, количество обращений граждан Самарской области за защитой своих прав в надзорные органы в 2006 году па сравнению с 2005 годом увеличилось вдвое. Это уже говорит о повышенной требовательности людей к качеству товаров и услуг.
Нина Михайловна ответила на поступившие вопросы. Познакомим наших читателей с самыми характерными и заслуживающими особого внимания.
По сути все вопросы объединяет одна тема: как потребитель должен отстаивать свои права, и куда нужно обращаться?
Сергеева рекомендует, в первую очередь, изучить сам Закон. Если что-то не ясно, можно обратиться в Роспотребнадзор, в органы местного самоуправления, где есть отделы потребительского рынка или соответствующие специалисты. Но вначале необходимо обращаться к продавцу или изготовителю. 1-е действие – письменная претензия в 2-х экземплярах, копию с отметкой, что претензию приняли, нужно оставить себе. Вашу претензию обязаны рассмотреть в течение 10 дней и назначить экспертизу. Если вы не доверяете «их» экспертизе, ее можно провести за свой счет.
Если продавец или изготовитель не пошли вам навстречу и результаты экспертизы вас не устроили, если вы с ними не согласны, нужно подавать в суд.
Здесь даже стоит подчеркнуть – защита прав потребителя осуществляется в судебном порядке. Все неразрешенные претензии и действия рассматриваются только в суде.
Но потребители крайне редко обращаются в суд. Не исключение составляет и наша область. Сотрудники Роспотребнадзора в 2006 году по судебным делам дали лишь 21 заключение. Причина такого небольшого количества обращений граждан в суд – нежелание и неумение дойти до конца в судебных тяжбах. А между тем возмещение ущерба можно обеспечить только в судебном порядке. И Роспотребнадзор не имеет права служить посредником между покупателем и продавцом. Его функция – надзор над продавцами и изготовителями.
Среди нарушений по-прежнему на первом месте стоит торговля. Из всех жалоб 60-70% на непродовольственные товары, 30-40% - на продовольственные. На втором – сфера ЖКХ, а на третьем – бытовые услуги: парикмахерские, химчистки, автоуслуги, услуги связи. Есть небольшое количество жалоб по долевому строительству. На каждую жалобу в отдел защиты прав потребителей заявитель обязательно получает ответ с разъяснением прав и дальнейших действий.
На недобросовестную рекламу можно пожаловаться в федеральную антимонопольную службу по Самарской области. Эти прецеденты особенно актуальны перед праздниками. В любом случае нужно всегда трезво оценивать, нужна ли вам такая покупка. Доверчивость потребителя (и к рекламе тоже иногда приводит к таким результатам, что и Роспотребнадзор, и суд ничем помочь не смогут. Например, когда вам предлагают товары по телефону или приносят на дом под видом какой-то акции. Брать смысла нет, потом концов не найдешь. Особенно часто на такие уловки попадаются пожилые люди. Если нет данных о продавце, Роспотребнадзор передает подобную информацию в органы внутренних дел.
Если у товара на полках одна цена, а на кассе оказалась другая – это обман. Нужно обратиться к старшему продавцу, к директору магазина. Толку нет – тогда в Роспотребназдор.
Отсутствие Книги жалоб, ссылка на то, что нет сдачи – тоже явные нарушения.
Если вы купили, к примеру, телевизор, а дома он вам просто разонравился, вернуть его (если он надлежащего качества по закону не получится, так как он относится к технически сложным товарам. Если он с дефектом, то пожалуйста.
Последние поправки к Закону «О защите прав потребителей» были внесены в 2004 году. Это касается обязательного указания на упаковке процентного содержания генномодифицированных составляющих продукта (если они есть); возможных претензий теперь не только к продавцу и изготовителю, но и к импортеру, и некоторых других уточнений.
В заключение Нина Сергеева поделилась, что сама лично не раз сталкивалась с нарушением прав потребителя. Приходилось и отступать, благо сейчас у нас есть право выбора – пойти еще раз в тот магазин, где вам нагрубили или просто забыть о нем и больше туда не ходить. Ставить на место нарушителей надо, но иногда нервы и здоровье дороже. Каждый выбирает сам.
www.riasamara.ru