21 марта 2007 г.
Оба - цари зверей, один другому не уступит ни в мощи, ни в красоте. И тем не менее они мирно уживаются на крошечном пространстве циркового манежа, ревностно деля разве что аплодисменты зрителей, пришедших на представление китайского цирка. Артисты из Поднебесной приехали в Самару впервые. А потому любопытства и ожиданий у публики было предостаточно.
Медведь – холеный, за два метра ростом. По-хозяйски дружелюбно фотографируется с ребятней, изящно, хотя и с некоторой ленцой, танцует канкан, жонглирует кольцами, крутит велосипед своими массивными лапами, выполняет прочие акробатические трюки. По мнению китайских циркачей, делает все это не хуже нашей Алины Кабаевой. Впрочем, медведь тоже наш, и дрессировщик наш - российский. Просто волею судьбы оба попали как-то на гастроли в Поднебесную и так понравились местным актерам, что стали неотъемлемой частью шоу «Настоящего китайского цирка». Своих животных в программе нет. Блестящие львы и драконы – всего лишь куклы, что-то вроде оживших китайских фонариков, что не мешает им символизировать большое китайское счастье, удачу и богатство.
В Китайском цирке нет дрессированных зверей. Директор манежа Михал Борза (поляк по национальности. – Авт. объясняет, что, поскольку в густонаселенной стране всегда были проблемы с едой, зверей старались не заводить. Ведь их надо было не только кормить, но и оберегать от людей, которые могли их… съесть. «Впрочем, то, что китайцы собак едят – все вздор, - успокаивает Михал. - Они даже говядину не жалуют, ходят на самарский рынок и покупают самую лучшую свинину. Кухня у них замечательная, как и цирк…»
Удивительного в представлении действительно много – синтез музыки и света, мгновенно погружающий зал в атмосферу далекой и таинственной страны. Эквилибристы и гимнасты, словно небесные ангелы, летающие под куполом цирка безо всякой страховки. Виртуозные жонглеры, которые одинаково ловко управляются не только с привычными кольцами и крошечными тарелочками, надетыми на тонкие длинные спицы, но и с огнем, барабанами, столом… И при этом китайцы еще успевают выполнять гимнастические упражнения и танцевать.
Цирковая труппа очень молодая. Самому юному артисту 12 лет, самому взрослому - 32 года, но физическая подготовка на высоте у всех. Чтобы попасть в цирковую школу, надо выдержать огромный конкурс, отбирают лишь самых подготовленных и работоспособных. К примеру, только в школе Чанфа в Шанхае учится более трех тысяч мальчишек и девчонок (с четырехлетнего возраста). Позже, уверяют китайские наставники, подготовку начинать бессмысленно.
«У китайских артистов строжайшая дисциплина, - говорит Михал, - ежедневные тренировки начинаются в шесть утра и длятся по несколько часов подряд. Никаких оправданий вроде плохого самочувствия не существует. Работай и улыбайся – это их главный принцип. Конечно, в России тоже прекрасная цирковая гимнастика и акробатика. Хореография, пластика, трюки и здесь на высоте. Но по физической подготовке китайцам сегодня нет равных в мире». В доказательство своего превосходства юные гимнастки легко и с улыбкой скручивают свои тела в невообразимые фигуры. Похоже, что у них гнутся не только суставы, но и кости.
«А где же актеры постарше, - пытаюсь выяснить я, - неужели у них такая ранняя пенсия?» Оказывается, в «запас» в 30 лет никто не уходит, получив звание народного или заслуженного артиста. В Китае этот титул официально не присваивается, но, дойдя до определенного уровня, артист всеми безоговорочно признается мастером и может уже не ездить на утомительные гастроли. Куда престижнее выступать в родном Пекине, тем более что цирк в Поднебесной при большом внимании государства находится сегодня на подъеме и пользуется неизменной любовью публики.
Артисты, повторяю, молодые, зато вся программа построена на искусстве и традициях тысячелетней давности. В китайских деревнях акробатика и гимнастика - это не только способ воспитания духа и тела, но и веселая забава. Рассказывают, что там и сегодня запросто можно увидеть крепкого 90-летнего старца, который, посадив трехлетнего правнука на обычные грабли и поставив эту конструкцию себе на голову, отправляется по деревне веселить односельчан.
С чувством юмора у китайских артистов все нормально. Они одаривают зрителей своими белозубыми, по-детски искренними улыбками. Но настоящих клоунов в их цирке нет - ни рыжих, ни черных. Потому что не в традиции. Ведь цирк испокон веку был в Поднебесной искусством высоким, императорским. А клоун – человек «низкий», может насмешки монарху чинить. И это самое большое, но, пожалуй, единственное сожаление, которое уносят с представления маленькие зрители. Ведь для них Клоун – всегда человек с большой буквы.