21 марта 2007 г.
Это название выставки, что проходит в первый весенний месяц в Доме Курлиной.
Что такое бисер? Всякий знает, всякий видел.
Многие вспомнят: хиппи, восьмидесятые, молодые девчонки с нехитрыми самодельными украшениями под названием «фенечки». А в словаре В. Даля прочтем: «Бисер – мелкия стекляныя бусы или мелкия пронизи, для уборов и украшений низками…».
Между тем не так все просто с этим казалось бы простым рукоделием. Родина бисероплетения – Венеция. Украшения из мелких стеклянных бусинок расходились по всему миру, а на Востоке их обменивали на ткани, пряности и золото. В Россию украшение из бисера привезено примерно в десятом веке из Византии и начиная со второй половины XVIII века, вплоть до начала XX было очень популярным. Бисером украшали одежду, церковное облачение, из бисера плелись сумочки, кошельки, шкатулки, им украшались даже чернильницы. Вышивали не только мастерицы-белошвейки и монахини, занятие это было довольно модным и среди светских дам. В 1910 году жена самарского губернатора Н.В. Протасьева и жена председателя самарского дворянства А.Н. Наумова вышили бисером икону по рисунку В.М Васнецова, который он сделал для одной из самарских церквей. Это произведение искусства было подарено художнику к одной из юбилейных дат.
И вот спустя практически сто лет все вновь повторяется. Как говорят мастера, бисероплетение сейчас на пике популярности. И на открытие, в старом особняке, словно в подтверждение того, посетители выставки увидели за работой самарских рукодельниц, облаченных в наряды XIX века, а встречала гостей сама хозяйка дома – Александра Курлина.
Это уже вторая по счету выставка изделий из бисера, проводимая в музее, но в отличие от первой, где выставлялись работы тринадцати участников и где уровень работ был самый разный, сейчас представлены украшения и предметы декоративного характера только самых сильных мастеров: Натальи Топчей, Яны Калласс и Натальи Фаталовой.
А начиналось все вовсе не с «фенечек», как рассказывает Наталья Топчей, а с журнала «Сделай сам», причем сразу захотелось сделать самое сложное. Сейчас Наталья в журналы не заглядывает, узоры рождаются по вдохновенью, как музыка, как строчки стихов. И действительно, кажется, что в каждом изделии звучит своя мелодия, каждое в отдельности неповторимо и воздушно. Комплект украшений Натальи Фаталовой словно симфония - «Морская царевна» или «Ромашковое поле», ожерелье «Афродита». «Паутинка» - украшение, выполненное Натальей Топчей, у многих посетителей вызвало совсем иную ассоциацию: полет маленьких сфер в безграничных просторах Вселенной, и с чьей-то легкой руки появилось другое название - «Галактика».
Украшения, выполненные техникой бисероплетения, созданы из яшмы, граната, малахита, жемчуга, кораллов, лазурита, халцедона…
Кроме собственно браслетов, бус, поясов, ожерелий мастера представили и декоративные предметы, милые украшения, созданные для уюта в доме: шкатулки, оформление для подсвечников, бисерные подстаканники, вазочки с букетом цветов, корзиночки с грибами. В стеклянном шкафу расположилась даже ныне здравствующая английская королева, только бисерная и очень миниатюрная, с таким же маленьким гвардейцем. А еще – пасхальные яйца, ведь весна же и скоро Пасха, но вот к ним надо присмотреться повнимательнее – на одном из них изображена мечеть! Как объясняет мастер, Наталья Топчей, это попросили ее друзья из Туркмении - специально сделать для них с мечетью.
Так вот и получается, что в искусстве просто и органично соединяется то, что в мирской жизни кажется несоединимым.
Сергей ДМИТРИЕВ, Иван ТИМОФЕЕВ.